» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (80) 2023
Автор: Радионова Екатерина Николаевна, студент 3 курс
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние физической культуры на психологическое состояние студентов
Дата публикации: 26.10.2023
УДК 796.819
ВЛИЯНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ
Радионова
Екатерина Николаевна
студент 3 курс
Костромина Ольга Владимировна
доцент кафедры Физическое воспитание и спорт,
Самарский государственный технический университет,
г. Самара
Аннотация.
Данная статья
посвящена изучению влияния регулярной физической
активности на психическое здоровье студентов высших учебных заведений и важности
включения физического воспитания в образовательные учебные и общественные программы,
как активного подхода к укреплению психического здоровья и предотвращению депрессии
у студентов. Было обнаружено, что регулярная физическая активность облегчает симптомы
депрессии, улучшает настроение и повышает самооценку. Задача этой работы состоит
в определении, могут ли занятия спортом снизить риск развития депрессии и понимании
роли социального взаимодействия, самооценки и положительного влияния в предотвращении
депрессии с помощью спорта.
Результаты исследования могут иметь практическое
применение в области психологии и спорта.
- Создание спортивных программ, специально адаптированных для людей, подверженных риску развития депрессии.
- Использование данных для повышения осведомленности о пользе занятий спортом для психического здоровья. Их можно включить в кампании общественного здравоохранения или образовательные программы, чтобы побудить людей, особенно уязвимые группы населения, регулярно заниматься физической активностью посредством спорта.
- Дополнение к лечению. Мероприятия, основанные на занятиях спортом, могут быть интегрированы в существующие стратегии лечения депрессии. Это может включать в себя включение занятий спортом в качестве дополнительного подхода к терапии или как часть программ поддержки психического здоровья.
Ключевые
слова: физическое воспитание, физическая активность,
спорт, депрессия, высшее учебное заведение, студент.
Депрессивное
расстройство (также называемое депрессией) является распространенным нарушением
психического здоровья. Оно характеризуется длительными периодами подавленного настроения
либо утраты интереса к привычной деятельности или способности получать от нее удовольствие
[5].
Первое
исследование влияния физической активности на настроение было проведено в 1970 году.
В этом испытании приняли участие две группы мужчин: одна группа участвовала в шестинедельной
программе активных тренировок, включающей бег, плавание и езду на велосипеде, в
то время как другая группа поддерживала их обычный сидячий образ жизни. Результаты
показали, что люди, занимающиеся физическими упражнениями, быстрее выздоравливали
от депрессии [6].
В последние
годы депрессия среди студентов становится все более серьезной проблемой. Давление
успеваемости, социальных взаимодействий и личных проблем приводит к развитию
депрессивных симптомов. Однако имеется множество данных, свидетельствующих о том,
что физическая активность может сыграть решающую роль в предотвращении и лечении
депрессии. Регулярные физические упражнения не только приносят пользу физическому
здоровью, но и дают преимущества для психологического состояния, особенно для студентов.
Недавнее исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало,
что 15 минут бега или час ходьбы в день могут снизить риск глубокой депрессии на
26%. Кроме того, регулярные физические упражнения могут помочь снизить вероятность
рецидивов [7].
Физические упражнения
и занятия спортом оказывают положительное воздействие на когнитивные функции человека.
Это связано с выработкой серотонина и увеличением поступления кислорода в головной
мозг. Кроме того, утверждается, что такой механизм способствует улучшению долговременной
памяти, внимания и повышению работоспособности. Для успешного и продуктивного обучения
необходимо иметь высокий уровень работоспособности студента, а также способность
воспринимать, анализировать и запоминать новую информацию [1].
Участие
в физической активности часто предполагает социальное взаимодействие, создавая для
учащихся возможности построить поддерживающие отношения и укрепить чувство принадлежности.
Занятия командными видами спорта, групповые упражнения или занятия фитнесом могут
способствовать развитию социальных связей, повышению уверенности в себе и обеспечению
системы поддержки. Эти социальные взаимодействия играют жизненно важную роль в предотвращении
чувства изоляции и одиночества, которые являются частыми факторами риска депрессии.
Физическая активность
может оказать положительное влияние на образ тела и самооценку, особенно среди студентов,
которые могут сталкиваться с неуверенностью в себе, связанной с телом. Занятия физической
культурой могут повысить самооценку, которая тесно связана с психической стабильностью
человека и общим психическим здоровьем. Самооценка относится к тому, как люди воспринимают
свои способности, качества и положение среди других. Отечественные исследователи
установили, что занятия спортом, как индивидуальными, так и командными, весьма полезны
для формирования у студентов положительной самооценки и уверенности в себе [2].
Что касается изменений в «я-концепции»,
есть исследование, связанное с представлением индивида о себе, 84% опрошенных заявляют
об улучшении самооценки, 16% не отмечают каких-либо изменений. Студенты, отметившие
позитивную динамику в данном вопросе, называют следующие причины: 64% говорят об
улучшении самооценки за счет улучшения внешнего вида, достигнутого посредством физических
упражнений или спорта; 19% называют причиной новообретенное восприятие себя как
человека, способного на достижение успехов в спорте; оставшиеся 17% называют среди
причин следование ими современным тенденциям, относящимся к здоровому образу жизни
и репрезентацию себя как человека, имеющего разнообразный досуг [3].
Кроме того, академические требования,
социальное давление и личная ответственность могут привести к высокому уровню стресса
среди студентов. Занятия физической активностью эффективно снижают уровень тревожности,
которая может негативно повлиять на психическое благополучие человека за счет повышения
уровня напряжения и беспокойства. Физические упражнения снижают уровень кортизола,
гормона, связанного со стрессом, и запускают высвобождение нейротрансмиттеров, таких
как дофамин и серотонин, которые жизненно важны для регулирования настроения и снижения
стресса. По мнению экспертов, занятия спортом могут снизить тревожность и умственную
усталость, одновременно смягчая последствия стресса.
Исследование показало, что 89% физически
активных студентов испытали улучшение психоэмоционального состояния после включения
регулярной физической активности в свой образ жизни. Это улучшение проявилось в
улучшении настроения, снижении тревожности, улучшении качества сна и повышении бодрости.
Что касается когнитивных функций, большинство респондентов (70%) заметили значительные
улучшения внимания, концентрации и памяти после включения регулярной физической
активности в свой распорядок дня. В частности, 42% сообщили о более высоком уровне
концентрации и успеваемости, а 26% сообщили об улучшении успеваемости [4].
Физические
нагрузки, способные облегчить симптомы депрессии включают в себя такие виды деятельности,
как утренняя и вечерняя зарядка, плавание, езда на велосипеде, танцы, теннис, ходьба,
спортивная ходьба, оздоровительный бег (на короткие дистанции),пилатес, занятия
йогой [8].
Занятия спортом стимулируют выброс эндорфинов, известных как гормоны «счастья». Эти эндорфины
действуют как естественные усилители настроения, снижая стресс и способствуя чувству
благополучия. Регулярные физические упражнения могут помочь учащимся бороться с
депрессией, улучшая настроение, повышая уровень энергии и формируя позитивный взгляд
на окружающий мир.
Вот несколько советов
для студентов, которые помогут облегчить начало спортивной программы:
- Выберите упражнения, которые вам нравятся. Занятия спортом должны приносить удовольствие.
- Включите спорт в свой распорядок дня.
- Расширьте круг своих интересов. Избегайте повторения одних и тех же упражнений, чтобы не наскучить. Подумайте о том, чтобы посетить местный спортивный комплекс или обратиться за советом к тренеру, чтобы разнообразить свои упражнения.
- Занимайтесь всеми видами физической активности. Постоянно занимаясь спортом, вы сможете включить спорт в свой распорядок дня, что поможет справиться с депрессией и, несомненно, улучшит ваше настроение.
Заключение: Воздействие физической культуры многообразно затрагивает
все стороны жизни студента. Регулярные физические упражнения не только улучшают
физическое здоровье, но и обеспечивают широкий спектр преимуществ для психического
здоровья. Снижение стресса и тревожности, улучшение когнитивных функций, социальная
активность и улучшение самооценки в совокупности способствуют профилактике и лечению
депрессии. Признавая важность физической активности, мы можем дать учащимся возможность
взять на себя ответственность за свое психическое благополучие и способствовать
созданию более счастливого и здорового студенческого сообщества.
Список литературы:
- Ермакова Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь /Е.Г.Ермакова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2019. – № 10-1(37). – С. 44-46.
- Ермакова Е.Г. Формирование позитивной самооценки студента посредством участия в командных видах спорта /Е.Г.Ермакова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2020. – № 4-1(43). – С. 53-56.
- Лопатина О. А. Двигательная активность студентов и ментальное здоровье: грани соотношения / О.А.Лопатина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2022. - № 1.
- Максимова Е.Н., Алексеенков А.Е. Физическая активность и психическое состояние человека/ Е.Н.Максимова, А.Е.Алексеенков// Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. – 2020. – № 4(29). – С.73-76.
- Депрессия. Информационный бюллетень // ВОЗ: глобальный веб-сайт. –2023. – № 369 [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression (дата обращения: 20.10.2023).
- Как спорт помогает при депрессии? // Аргументы и факты: издательский дом. –2012. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/dontknows/1229631 (дата обращения: 22.10.2023).
- Спорт и психическое здоровье: Долой стресс и депрессию//Relife: Перезагрузи свою жизнь: электронный блог. – 2019. [Электронный ресурс]. URL:https://relife.blog/sport-i-psikhicheskoye-zdorovye/ (дата обращения: 20.10.2023).
- Физические упражнения эффективнее в лечении депрессии, чем лекарства// А Клиника: электронный сайт клиники. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aclinica.by/info/fizicheskie-uprazhneniya-effektivnee-v-lechenii-depressii-chem-lekarstva (дата обращения : 19.10.2023).
Комментарии: