» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (80) 2023

Автор: Анастасия Михайловна Хвищук, нет
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Изучение влияния физической активности на здоровье, утомляемость и успеваемость школьников г. Перми

Статья просмотрена: 203 раз
Дата публикации: 07.11.2023

УДК 613.71

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ, УТОМЛЯЕМОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВГ. ПЕРМИ

Уточкина Юрия Анатольевича

к.м.н., доц. кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом права

Хвищук Анастасии Михайловны

студентка 5 курса педиатрического факультета

Богатырёвой Екатерины Дмитриевны

студентка 5 курса педиатрического факультета

ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, г. Пермь

 

Аннотация. В данной статье проведено исследование влияния физической активности на здоровье, утомляемость и успеваемость школьников одиннадцати-двенадцати лет, обучающиеся в МАОУ «Лицей №10» г.Перми. В процессе работы применен социологический метод (анкетирование), а также использованы статистический анализ и корреляционный анализ зависимости характеристик отношения детей и родителей к физической культуре/спорту, взаимосвязи усталости, успеваемости и здоровья детей с посещением секций и занятий физической культурой.

Ключевые слова. Физическая активность, успеваемость, здоровье, утомляемость.

 

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание - залог развития ребенка. Оно включает в себя не только воспитание физических качеств, но и содержит основы физкультурных знаний, обучение движениям, и формирование осознанной потребности в тренировке организма. Двигательная активность оказывает общеукрепляющее действие на системы организма, чаще всего это дыхательная, сердечно-сосудистая, опорно-двигательная. Поэтому развитие различных заболеваний, как в детском возрасте, так и в более позднем периоде сокращается. Чаще всего именно в раннем детстве закладывается фундамент здоровья и положительное отношение к физической культуре [4]. Благодаря двигательной активности ребенок познает мир, формируется его сила воли, развиваются психические процессы. Он становится самостоятельным и целеустремленным. Повышается работоспособность детского организма. Физическое воспитание содействует правильному физическому развитию детского организма [1]. От уровня физической подготовленности организма напрямую зависит активность и устойчивость внимания ребенка, переработка информации восприятия и его память. Таким образом, оптимально и рационально подобранная физическая нагрузка до, в процессе и после окончания интеллектуальной деятельности непосредственно влияет на интенсивность работоспособности головного мозга [3].Школьники, которые ежедневно занимаются физической активностью, чаще всего успешны в учебе и имеют максимальные оценки, в отличие от не занимающихся детей. Часто болеющий, физически слабый ребенок обычно отстает от своих здоровых сверстников в учебе, у него хуже память и внимание. Подобная слабость оказывает влияние на способности ребенка, тем самым понижая их, а также страдает сила воли [2].В организации физического воспитания ребенка важное место занимают и его родители. Именно их отношение к вопросам здорового быта имеет огромное значение для правильно сформированного физического воспитания детей. Родителям необходимо формировать интерес ребенка к спорту и физической культуре, прикладывать усилия для формирования правильного мышления ребенка в отношении физической активности. Заинтересованность детей спортом родители часто формируют собственным личным примером [5].Благодаря физическому воспитанию ребенка формируется самостоятельная личность. Физическое воспитание организует оптимальный двигательный режим для детей, а также оптимальную физическую нагрузку. И как результат дети получают полноценное развитие.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценить влияние физической активности на успеваемость, утомляемость и здоровье детей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом нашего исследования являются 50 школьников 11-12 лет (5 класс), обучающихся в МАОУ «Лицей №10». Проведено анонимное анкетирование школьников и их родителей, и статистический анализ зависимости характеристик отношения детей и родителей к физической культуре/спорту. Установлены взаимосвязи усталости, успеваемости и здоровья детей с посещением секций и занятий физической культурой.

Материалы исследования, отражающие характеристики отношения детей и родителей к физической культуре/спорту, взаимосвязи усталости, успеваемости и здоровья детей с посещением секций и занятий физической культурой были подвергнуты статистической обработке, с использованием метода корреляционного анализа. Накопление, корректировка, систематизация, статистический анализ исходной информации результатов проводились в электронных таблицах «Excell».

Для выявления статистических связей использован множественный корреляционный анализ с вычислением коэффициента Пирсона и определением его статистической значимости в соответствии с нормативными величинами. При этом учитывалось преимущественно линейное соотношение между переменными сравнения. Корреляционный анализ применен для изучения степени связи между двумя переменными.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам анкетирования из 50 опрошенных родителей и 50 детей, при положительном и нейтральном отношении к физической культуре/спорту, посещают секции 72% детей, а не посещают - 18%.  При нейтральном и негативном отношении родителей и детей к физической культуре/спорту каждый десятый (10%) ребенок секцию не посещают. Причем, 2% детей, имея негативное отношение к физической культуре/спорту, при положительном отношении их родителей, секции все-таки посещают. (см.табл.1)

Таблица 1 − Отношение детей/родителей к физической культуре/спорту с посещением детьми секций (в процентах)

Отношение родителей к физической культуре/спорту

Отношение детей к физической культуре/спорту

положительное

нейтральное

негативное

Посещение детьми секции

да

нет

да

нет

да

нет

Положительное

48

6

14

2

2

2

Нейтральное

8

4

2

6

0

0

Негативное

0

0

2

4

0

0

 

Результаты нашего исследования показали, что на хорошо и отлично, при одновременном посещении занятий по физической культуры и секций, учатся более половины (56%) школьников. Каждый шестой (16%), ведущий такой же активный образ жизни, получает тройки. Среди тех, кто посещает занятия по физической культуре, учатся на хорошо и отлично лишь 14% анкетируемых. Из тех, кто никогда не посещал занятия физической культурой, пятерки и четверки получают 2% пятиклассников.(см. табл.2)

Таблица 2 − Посещение детьми уроков по физической культуре с успеваемостью и посещением секций(в процентах)

Посещение детьми уроков физ. культуры

Успеваемость

5

4

3

2

Посещение детьми секции

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Да, регулярно

18

4

38

10

16

2

0

0

Не посещаю сейчас по состоянию здоровья

0

0

0

2

0

2

0

0

Никогда не посещал

0

2

0

2

0

0

0

4

 

По итогам анкетирования, ребята никогда не посещающие уроки физкультуры и секции составили 8%, и 88% регулярно посещают занятия физической культурой, из которых 72% дополнительно посещают секции. Среди 72% учащихся- 22% чувствуют усталость каждый день, 38% – лишь иногда, и 12% усталости не чувствуют. Из тех, кто регулярно посещают физкультуру, 16% детей секции не посещают, но при этом 4% из них чувствуют усталость каждый день, 10% иногда. (см. табл.3)

Таблица 3 − Посещение детьми уроков физической культуры с утомляемостью и посещением секций (в процентах)

Посещение детьми уроков физ. культуры

Утомляемость

Да, каждый день

Да, иногда

Нет, я всегда полон сил

Посещение детьми секции

да

нет

да

нет

да

нет

Да, регулярно

22

4

38

10

12

2

Не посещаю сейчас по состоянию здоровья

2

0

0

2

0

0

Никогда не посещал

0

2

0

6

0

0

 

Что касаемо заболеваемости, то школьники, болеющие от одного до трех раз в год - 66%, одновременно посещающие физическую культуру и дополнительно секции, и лишь 2% детей болеют более четырех раз за год. Среди тех, кто ограничивается только посещением физической культуры, каждый десятый (10%) болеет 1-2 раза в год, а более четырех раз за год лишь 2% пятиклассников. Из никогда не посещавших занятия по физической культуре и секции 6% болеют более четырех раз в год. (см. табл.4)

Таблица 4 − Посещение детьми уроков по физической культуре с частотой заболеваемости ОРВИ в год и посещением секций (в процентах)

Посещение детьми уроков физ. культуры

Посещение детьми секции

ДА

НЕТ

Частота заболеваемости ОРВИ в год

1 раз в год

2 раза в год

3 раза в год

4 и > раза в год

Не болеет или болеет раз в 2 года

1 раз в год

2 раза в год

3 раза в год

4 и > раза в год

Не болеет или болеет раз в 2 года

Да, регулярно

20

30

16

2

4

2

8

0

0

6

Не посещаю сейчас по состоянию здоровья

0

2

0

0

0

0

0

0

2

0

Никогда не посещал

0

0

0

0

0

0

0

2

6

0

 

Применив метод корреляционной анализа, были определены следующие взаимосвязи:

Уровень физической активности школьников, выражающийся в посещение детьми секций и уроков физкультуры, оказывает влияние на следующие характеристики:

  • усталость [r= - 0,1]; корреляционная связь слабая, обратная по характеру, то есть учащиеся, одновременно посещающие уроки физкультуры и дополнительно секции, адаптировались к повышенным физическим нагрузкам, меньше чувствуют усталость;
  • успеваемостью [r= - 0,05]; корреляционная связь слабая, обратная по характеру, то есть школьники, одновременно посещающие уроки физкультуры и дополнительно секции, привыкли к повышенным физическим нагрузкам и параллельно адаптировались к умственным нагрузкам. Чаще всего такие дети собранные и организованные, что позволяет им сосредотачиваться на учебе и получать 4 и 5;
  • частота заболеваемости [r = 0,3]; корреляционная связь слабая, прямая по характеру, то есть пятиклассники, физически тренированные имеют риск развития заболевания меньше, чем с низкой физической активностью.

Отношение родителей к физической культуре и спорту оказывает наибольшее влияние на:

  • отношение детей к физической культуре и спорту [r=0,2]; корреляционная связь слабая, прямая по характеру, то есть позитивный взгляд родителей на здоровый образ жизни отражается на отношении детей к физической активности в лучшую сторону, но школьники ввиду различных обстоятельств, склонны к самостоятельному выбору оптимальной для них физической активности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, применение анонимного анкетирования школьников и их родителей, статистического анализа и метода корреляционного анализа помогли установить и оценить уровень взаимосвязи усталости, успеваемости и здоровья детей с посещением секций и занятий физической культурой. В результате проделанной работы были получены следующие выводы.

Позитивный взгляд родителей на здоровый образ жизни отражается на отношении детей к физической активности. Дети, у таких родителей, имеют положительное отношение к физической культуре/спорту и чаще посещают секции.

Школьники, одновременно посещающие уроки физической культуры и секции чувствуют усталость меньше, чем их сверстники. Также они лучше учатся и меньше болеют, о чем свидетельствуют данные, полученные методом корреляционного анализа. Подобный результат подтверждает то, что рациональная физическая нагрузка благоприятно влияет на умственную деятельность детей и повышает адаптивные способности их организма к нагрузкам и заболеваниям.

Список литературы:

  1. Качан Н. Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / Качан Н. [Электронный ресурс] // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/fizicheskoe-vospitanie-suschnost-zadachi-formy-i-sredstva-fizicheskogo-vospitanija-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenijah.html (дата обращения: 20.05.2023).
  2. Павлова А. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием стихотворных текстов. / Павлова А. [Электронный ресурс] // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/fizicheskoe-razvitie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-stihotvornyh-tekstov.html (дата обращения: 20.05.2023).
  3. Пеняева С. М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность [Текст] / С. М. Пеняева // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 2 (часть 1). — С. 12-16.
  4. Рыкова, М. А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей / Рыкова, М. А. [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 88-90.
  5. Танатова, Д. К., Юдина, Т. Н., Королев, И. В., Долгоруков, И. В. Установки родителей на физическое развитие детей разного возраста. [Текст] / Д. К. Танатова, Т. Н. Юдина, И. В. Королев, И. В. Долгоруков // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 1. — С. 65-67.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: