» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (80) 2023
Автор: Анастасия Михайловна Хвищук, нет
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Изучение влияния физической активности на здоровье, утомляемость и успеваемость школьников г. Перми
Дата публикации: 07.11.2023
УДК 613.71
ИЗУЧЕНИЕ
ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ, УТОМЛЯЕМОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ
ШКОЛЬНИКОВГ. ПЕРМИ
Уточкина
Юрия Анатольевича
к.м.н., доц. кафедры общественного
здоровья и здравоохранения с курсом права
Хвищук
Анастасии Михайловны
студентка 5 курса педиатрического факультета
Богатырёвой
Екатерины Дмитриевны
студентка 5 курса педиатрического
факультета
ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава
России, г. Пермь
Аннотация.
В
данной статье проведено исследование влияния физической активности на здоровье,
утомляемость и успеваемость школьников одиннадцати-двенадцати лет, обучающиеся
в МАОУ «Лицей №10» г.Перми. В процессе работы применен социологический метод
(анкетирование), а также использованы статистический анализ и корреляционный
анализ зависимости характеристик отношения детей и родителей к физической
культуре/спорту, взаимосвязи усталости, успеваемости и здоровья детей с
посещением секций и занятий физической культурой.
Ключевые
слова. Физическая активность, успеваемость, здоровье,
утомляемость.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое
воспитание - залог развития ребенка. Оно включает в себя не только воспитание
физических качеств, но и содержит основы физкультурных знаний, обучение
движениям, и формирование осознанной потребности в тренировке организма.
Двигательная активность оказывает общеукрепляющее действие на системы
организма, чаще всего это дыхательная, сердечно-сосудистая,
опорно-двигательная. Поэтому развитие различных заболеваний, как в детском
возрасте, так и в более позднем периоде сокращается. Чаще всего именно в раннем
детстве закладывается фундамент здоровья и положительное отношение к физической
культуре [4]. Благодаря двигательной активности ребенок познает мир, формируется
его сила воли, развиваются психические процессы. Он становится самостоятельным
и целеустремленным. Повышается работоспособность детского организма. Физическое
воспитание содействует правильному физическому развитию детского организма [1].
От уровня физической подготовленности организма напрямую зависит активность и
устойчивость внимания ребенка, переработка информации восприятия и его память.
Таким образом, оптимально и рационально подобранная физическая нагрузка до, в
процессе и после окончания интеллектуальной деятельности непосредственно влияет
на интенсивность работоспособности головного мозга [3].Школьники, которые
ежедневно занимаются физической активностью, чаще всего успешны в учебе и имеют
максимальные оценки, в отличие от не занимающихся детей. Часто болеющий,
физически слабый ребенок обычно отстает от своих здоровых сверстников в учебе,
у него хуже память и внимание. Подобная слабость оказывает влияние на
способности ребенка, тем самым понижая их, а также страдает сила воли [2].В
организации физического воспитания ребенка важное место занимают и его
родители. Именно их отношение к вопросам здорового быта имеет огромное значение
для правильно сформированного физического воспитания детей. Родителям
необходимо формировать интерес ребенка к спорту и физической культуре,
прикладывать усилия для формирования правильного мышления ребенка в отношении
физической активности. Заинтересованность детей спортом родители часто
формируют собственным личным примером [5].Благодаря физическому воспитанию
ребенка формируется самостоятельная личность. Физическое воспитание организует
оптимальный двигательный режим для детей, а также оптимальную физическую нагрузку.
И как результат дети получают полноценное развитие.
ЦЕЛЬ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценить влияние физической
активности на успеваемость, утомляемость и здоровье детей.
МАТЕРИАЛ
И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом нашего исследования
являются 50 школьников 11-12 лет (5 класс), обучающихся в МАОУ «Лицей №10».
Проведено анонимное анкетирование школьников и их родителей, и статистический
анализ зависимости характеристик отношения детей и родителей к физической
культуре/спорту. Установлены взаимосвязи усталости, успеваемости и здоровья
детей с посещением секций и занятий физической культурой.
Материалы исследования,
отражающие характеристики отношения детей и родителей к физической
культуре/спорту, взаимосвязи усталости, успеваемости и здоровья детей с посещением
секций и занятий физической культурой были подвергнуты статистической
обработке, с использованием метода корреляционного анализа. Накопление,
корректировка, систематизация, статистический анализ исходной информации
результатов проводились в электронных таблицах «Excell».
Для выявления статистических
связей использован множественный корреляционный анализ с вычислением
коэффициента Пирсона и определением его статистической значимости в
соответствии с нормативными величинами. При этом учитывалось преимущественно
линейное соотношение между переменными сравнения. Корреляционный анализ
применен для изучения степени связи между двумя переменными.
РЕЗУЛЬТАТЫ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам анкетирования из
50 опрошенных родителей и 50 детей, при положительном и нейтральном отношении к
физической культуре/спорту, посещают секции 72% детей, а не посещают -
18%. При нейтральном и негативном
отношении родителей и детей к физической культуре/спорту каждый десятый (10%)
ребенок секцию не посещают. Причем, 2% детей, имея негативное отношение к
физической культуре/спорту, при положительном отношении их родителей, секции
все-таки посещают. (см.табл.1)
Таблица 1 − Отношение
детей/родителей к физической культуре/спорту с посещением детьми секций (в
процентах)
Отношение родителей к физической культуре/спорту |
Отношение детей к физической
культуре/спорту |
|||||
положительное |
нейтральное |
негативное |
||||
Посещение детьми секции |
||||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
|
Положительное |
48 |
6 |
14 |
2 |
2 |
2 |
Нейтральное |
8 |
4 |
2 |
6 |
0 |
0 |
Негативное |
0 |
0 |
2 |
4 |
0 |
0 |
Результаты нашего исследования
показали, что на хорошо и отлично, при одновременном посещении занятий по
физической культуры и секций, учатся более половины (56%) школьников. Каждый
шестой (16%), ведущий такой же активный образ жизни, получает тройки. Среди
тех, кто посещает занятия по физической культуре, учатся на хорошо и отлично
лишь 14% анкетируемых. Из тех, кто никогда не посещал занятия физической
культурой, пятерки и четверки получают 2% пятиклассников.(см. табл.2)
Таблица 2 − Посещение
детьми уроков по физической культуре с успеваемостью и посещением секций(в
процентах)
Посещение детьми уроков физ. культуры |
Успеваемость |
|||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
|||||
Посещение детьми секции |
||||||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
|
Да, регулярно |
18 |
4 |
38 |
10 |
16 |
2 |
0 |
0 |
Не посещаю сейчас по состоянию здоровья |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
Никогда не посещал |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
По итогам анкетирования, ребята
никогда не посещающие уроки физкультуры и секции составили 8%, и 88% регулярно
посещают занятия физической культурой, из которых 72% дополнительно посещают
секции. Среди 72% учащихся- 22% чувствуют усталость каждый день, 38% – лишь
иногда, и 12% усталости не чувствуют. Из тех, кто регулярно посещают физкультуру,
16% детей секции не посещают, но при этом 4% из них чувствуют усталость каждый
день, 10% иногда. (см. табл.3)
Таблица 3 − Посещение
детьми уроков физической культуры с утомляемостью и посещением секций (в
процентах)
Посещение детьми уроков физ. культуры |
Утомляемость |
|||||
Да, каждый день |
Да, иногда |
Нет, я всегда полон сил |
||||
Посещение детьми секции |
||||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
|
Да, регулярно |
22 |
4 |
38 |
10 |
12 |
2 |
Не посещаю сейчас по состоянию здоровья |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
Никогда не посещал |
0 |
2 |
0 |
6 |
0 |
0 |
Что касаемо заболеваемости, то
школьники, болеющие от одного до трех раз в год - 66%, одновременно посещающие
физическую культуру и дополнительно секции, и лишь 2% детей болеют более
четырех раз за год. Среди тех, кто ограничивается только посещением физической
культуры, каждый десятый (10%) болеет 1-2 раза в год, а более четырех раз за
год лишь 2% пятиклассников. Из никогда не посещавших занятия по физической
культуре и секции 6% болеют более четырех раз в год. (см. табл.4)
Таблица 4 − Посещение
детьми уроков по физической культуре с частотой заболеваемости ОРВИ в год и
посещением секций (в процентах)
Посещение детьми уроков физ. культуры |
Посещение детьми секции |
|||||||||
ДА |
НЕТ |
|||||||||
Частота заболеваемости ОРВИ в год |
||||||||||
1 раз в год |
2 раза в год |
3 раза в год |
4
и > раза в год |
Не болеет или болеет раз в 2 года |
1 раз в год |
2 раза в год |
3 раза в год |
4 и > раза в год |
Не болеет или болеет раз в 2 года |
|
Да, регулярно |
20 |
30 |
16 |
2 |
4 |
2 |
8 |
0 |
0 |
6 |
Не посещаю сейчас по состоянию здоровья |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
Никогда не посещал |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
6 |
0 |
Применив метод корреляционной
анализа, были определены следующие взаимосвязи:
Уровень физической активности
школьников, выражающийся в посещение детьми секций и уроков физкультуры,
оказывает влияние на следующие характеристики:
- усталость [r= - 0,1]; корреляционная связь слабая, обратная по характеру, то есть учащиеся, одновременно посещающие уроки физкультуры и дополнительно секции, адаптировались к повышенным физическим нагрузкам, меньше чувствуют усталость;
- успеваемостью [r= - 0,05]; корреляционная связь слабая, обратная по характеру, то есть школьники, одновременно посещающие уроки физкультуры и дополнительно секции, привыкли к повышенным физическим нагрузкам и параллельно адаптировались к умственным нагрузкам. Чаще всего такие дети собранные и организованные, что позволяет им сосредотачиваться на учебе и получать 4 и 5;
- частота заболеваемости [r = 0,3]; корреляционная связь слабая, прямая по характеру, то есть пятиклассники, физически тренированные имеют риск развития заболевания меньше, чем с низкой физической активностью.
Отношение родителей к физической культуре и спорту оказывает наибольшее влияние на:
- отношение детей к физической культуре и спорту [r=0,2]; корреляционная связь слабая, прямая по характеру, то есть позитивный взгляд родителей на здоровый образ жизни отражается на отношении детей к физической активности в лучшую сторону, но школьники ввиду различных обстоятельств, склонны к самостоятельному выбору оптимальной для них физической активности.
ВЫВОДЫ
Таким образом, применение
анонимного анкетирования школьников и их родителей, статистического анализа и
метода корреляционного анализа помогли установить и оценить уровень взаимосвязи
усталости, успеваемости и здоровья детей с посещением секций и занятий физической
культурой. В результате проделанной работы были получены следующие выводы.
Позитивный взгляд родителей на
здоровый образ жизни отражается на отношении детей к физической активности.
Дети, у таких родителей, имеют положительное отношение к физической
культуре/спорту и чаще посещают секции.
Школьники, одновременно
посещающие уроки физической культуры и секции чувствуют усталость меньше, чем
их сверстники. Также они лучше учатся и меньше болеют, о чем свидетельствуют
данные, полученные методом корреляционного анализа. Подобный результат
подтверждает то, что рациональная физическая нагрузка благоприятно влияет на
умственную деятельность детей и повышает адаптивные способности их организма к
нагрузкам и заболеваниям.
Список литературы:
- Качан Н. Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / Качан Н. [Электронный ресурс] // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/fizicheskoe-vospitanie-suschnost-zadachi-formy-i-sredstva-fizicheskogo-vospitanija-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenijah.html (дата обращения: 20.05.2023).
- Павлова А. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием стихотворных текстов. / Павлова А. [Электронный ресурс] // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/fizicheskoe-razvitie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-stihotvornyh-tekstov.html (дата обращения: 20.05.2023).
- Пеняева С. М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность [Текст] / С. М. Пеняева // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 2 (часть 1). — С. 12-16.
- Рыкова, М. А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей / Рыкова, М. А. [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 88-90.
- Танатова, Д. К., Юдина, Т. Н., Королев, И. В., Долгоруков, И. В. Установки родителей на физическое развитие детей разного возраста. [Текст] / Д. К. Танатова, Т. Н. Юдина, И. В. Королев, И. В. Долгоруков // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 1. — С. 65-67.
Комментарии: