» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (80) 2023
Автор: Суяшов Игорь Вячеславович, педагог-организатор
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Наставничество, как важный фактор патриотического воспитания
Дата публикации: 06.11.2023
УДК37.013.42
НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПАТОРИОТЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Суяшов Игорь Вячеславович
педагог-организатор
учебного курса
ФГКОУ
ОПКУ, г. Оренбург
«В мире есть две сложные вещи-
воспитывать и управлять»
И. Кант
Аннотация. Наставничество – это именно та мастерская, которая способствует
многократному увеличению эффективности обучения и воспитания.
Ключевые слова: наставничество, воспитание, кадет.
История последних десятилетий убедительно показывает,
что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и
взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе
актуализирует задачи подготовки молодого поколения к жизни в условиях новой
цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл,
предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и
религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в
этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у обучающихся
чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям
и достойным страницам прошлого.
Кадетское образование и воспитание сегодня
направлено на возрождение в молодом поколении духа патриотизма, чести, ценности
дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие
своей страны.
Ядром патриотического воспитания кадет, является
гражданственность и патриотизм это, прежде всего, чувство причастности к
истории своей Родины и ответственности за ее судьбу.
Что же такое «Наставничество в патриотическом
воспитании»? Это Дружба всех поколений, взаимовыручка, доброе
и уважительное отношение обучающихся к взрослым, а взрослых - к обучающимся,
это обмен опытом и передача опыта от старших к младшим[2].
Важный принцип военно-патриотического воспитания
- наставничество, котороеявляется одним из самых
результативных способов работы с кадетами. Это нетолько
передача опыта, но и постоянное взаимодействие, участие в жизни подростка,которое позволяет ему
раскрыться, реализовать свой творческий и интеллектуальныйпотенциал,
найти себя и определиться с будущей профессией. Поэтому особенно важносоздать условия, организовать правильную среду,
способствующую максимальномураскрытию их потенциала [3].
Наставничество в ученической среде, это социальный
институт, где разница в возрасте обучающихся слишком незначительная, но
достаточная для того, чтобы одна группа кадет равнялась на группу старших
кадет, которая уже седьмой год пребывает
в данном статусе и владеет специфическими умениями и навыками на уровне,
достойном подражания.
Процесс приобретения требуемых компетентностей, характеризующихкадета, проходит гораздо легче, т.к. между
младшими кадетами и их наставниками складываются личные отношения, что
невозможно между учителем и учеником. Легче воспринимаются замечания, т.к.
наставник – это тоже ученик, поэтому можно не стесняться, что чего-то не
понимаешь и не
можешь
выполнить сразу. Такие особенности коммуникации обеспечиваюткомфортную
среду.
Важно отметить, что любая, даже самая маленькая
победа младшего товарища, это и победа кадета-наставника. Наставничество
приносит пользу не только тому, кто приобретает, но и тому, кто отдает. При
этом, перенос опыта не приводит к «обмелению»
источника. Вопреки всем законом, этот источник становится всё более мощным,
т.к. ему самому приходится заниматься самообразованием и самовоспитанием, чтобы
быть примером для своего подопечного. Когда старший кадет делится своими
умениями и навыками, его понимание становится глубже и более практико-ориентированными.
В этом еще одно преимущество наставничества.
Наставничество – это именно та мастерская,
которая способствует многократному увеличению эффективности обучения и
воспитания, т.к. обеспечивает два взаимодополняющих друг друга действия: приём
и передач информации теоретического и практического характера.
В момент, когда выстраиваются и укрепляются отношения
между кадетами, которые должны представлять собой монолит – кадетскуюподразделение,
вырастает дружба между ребятами.
Наставничество этому явно способствует. Не исключено,
что школьная дружба перерастёт в настоящее братство или успешное профессиональноепартнерство[2].
Кадет, по моему мнению – это честь, верность, долг.
Цитируя слова российского полководца П.А. Румянцева, кадет должен быть
«благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки,
достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения,
кроме одобрения своей совести». А где же взять эти качества? Сформировать через
систему наставничества.
Была создана воспитательная наставническая
система в кадетских классах,обеспечивающей
эффективную социализацию младших кадет и приобретенияопыта
коммуникации и воспитания у старших кадет.
Форматы
наставничества.
Строевая
подготовка.
Общая физическая
подготовка.
Изучения Кодекса
кадетской чести.
Строевые приемы с
оружием.
Правила этикета.
Особое отношение к
внешнему виду и кадетской форме.
Честь мундира.
Подготовка к
военно-спортивным играм «Передовой отряд».
Подготовка к конкурсу:
«Смотр-конкурс песни и строя»
Укрепление духа и
тела занятиями и упражнениями.
Соблюдение
распорядка дня – установленные ежедневные построения с
целью проверки
учеников, проверки соблюдения формы одежды и внешнего
вида.
В подростковом возрасте обучающиеся ищут площадку
для самореализации исамопрезентации. Наставничество предоставляет им такую
возможность, что, безусловно, повышает самооценку и самоорганизованность.
Осознание того, чтоты не просто кадет, а
кадет-наставник, стимулирует ответственность и замладшего
кадета и за себя самого.
Кадетство – это особое сообщество, где без взаимопомощи, без дружескогоплеча
и крепкой руки товарища трудно двигаться вперед и противостоять темнагрузкам, которые сопровождают учеников, выбравших этот
мужественныйпуть.
Наставничество оптимизирует адаптацию более младших кадетнакаждом новом
витке образования. Значимость наставничества для современногообщества
заключается в презентации наиболее эффективных технологийразвития и становления личности, её социализации
и социальной адаптации.
Список литературы:
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях. / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016.
- Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Ж. М. Яхтанигова, Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021.
- Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития. Эрик Парслоу. Издательство «Библос», 2020.
Комментарии: