» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (80) 2023
Автор: Гуреева Кира Вадимовна, Воспитатель
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Реализация психолого-педагогических условий полоролевого поведения детей старшей группы
Дата публикации: 11.11.2023
РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Гуреева Кира Вадимовна
воспитатель
МБОУ ЦО №36, г. Тула
Цель эксперимента:
развитие адекватных способов маскулинного и фемининного поведения, формирование
позитивного принятия
ребенком себя как представителя определенного пола и положительного отношения
каждого ребенка к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и
обществе.
Задачи эксперимента:
- Реализовать программу формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста;
- Выявить степень эффективности программы формирования полоролевого поведения у детей 5-6 лет.
Мы реализовали
следующие направления работы:
Направление I.
Помощь и поддержка
детям в полоролевом развитии использование
специфических методов, приемов и форм для развития целостного позитивного образа «Я - мальчик», «Я - девочка», создание полоразвиваюшей
педагогической среды в детском саду и каждой возрастной группе для формирования полоролевого поведения и нравственных
межполовых отношений; организация и использование различных педагогических
ситуаций для актуализации и реализации ребенком себя как представителя
определенного пола; осуществление мониторинга полоролевого развития ребенка и
внесение корректив в воспитательно-образовательный процесс.
Направление 2.
Педагогическое сопровождение развития педагогической компетентности
воспитателей в организации педагогических условий формирования полоролевого
поведения у детей создание условий для повышения мотивации и ценностного
отношения педагогов к половому воспитанию мальчиков и девочек, использование
активных форм в обогащении педагогов необходимыми знаниями и организации поиск методов
и приемов педагогического взаимодействия, адекватных половозрастным
особенностям детей. Направление 3. Оказание консультативно-дидактической помощи
родителям в преодолении существующих стереотипов и проблем в воспитании
мальчика или девочки в условиях семьи со здахше условий для приобретения
родителями необходимых знаний о
психофизиологических и психологических особенностях мальчиков и девочек,
средствах, методах полового воспитания в условиях семьи и способах
взаимодействия с мальчиком или девочкой; использование активных форм вовлечения
родителей в воспитательно-образовательную работу педагога по полоролевому
развитию детей.
Для осуществления
установленной цели была составлена программа.
Предлагаемое содержание игр, бесед, упражнений может
реализовываться в форме специально организованных занятий с указанным содержанием и сохранением
их последовательности кем-либо из специалистов – методистом ДОУ, психологом и
ли самим воспитателем в рамках опытно экспериментальной работы, если таковая
утверждена в ДОУ. Или же предлагаемые игры, беседы и упражнения мо гут стать
частью любой другой организованной и свободной деятельности детей. Однако при
этом важно соблюдать логику предлагаемой работы по блокам, которая построена с
учетом постепенного и последовательного включения детей в процесс
осознания и позитивного принятия
ребенком себя как
мальчика или девочки и развития у них андрогинных качеств, но с
преобладанием формирования фемининных или маскулинных свойств адекватно полу.
Организуя с детьми
игры, беседы, чтение художественной литературы, необходимо соблюдать принципы
позитивности, целостности,
индивидуализации и дифференциации, что означает:
- создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества при формировании позитивного отношения к себе и к представителям противоположного пола;
- оказание помощи в самопознании и формировании у ребенка позитивных представлений о своей будущей социальной роли;
- учет психологического своеобразия мальчиков и девочек и индивидуального опыта полоролевого поведения каждого ребенка.
Месяц |
Цель |
Содержание работы |
|
раздел 1. мужчина и
женщина – какие они |
|||
октябрь |
дать знания о различиях полов и сформировать естественное отношение к своему телу, удовлетворить
познавательные интересы детей в этих вопросах. |
рассказ воспитателя о физиологических различиях полов; беседа об обязательном гигиеническом уходе за своим телом; правила поведения в туалете, при переодевании. |
|
октябрь |
уточнить знания детей о роли и занятости мужчины и женщины. |
1.
беседа «будущие мамы
и папы». 2.
чтение стихов с. маршака «хороший день», П. Воронько «мальчик- помогай». 3.
дидактическая игра «наша
семья». |
|
ноябрь |
дать представление об особенностях женских и мужских профессий. |
рассматривание иллюстраций о профессиях взрослых,
родственников дидактическая игра «кто работает в |
|
|
|
детском саду». |
|
раздел 2. – я –
мальчик, будущий мужчина. я – девочка, будущая женщина. |
|||
Месяц |
Цель |
Содержание работы |
|
ноябрь (продол жение) |
расширить знания детей о специфических чертах личности
мужчины и женщины: героизм, отвага, смекалка, смелость, благородство, решительность, умение
преодолевать трудности, защищать слабых; формировать представление о роли отца в семье. |
упражнение «помоги завязать шарф» (во время одевания на
прогулку). игровая ситуация: «девочку обидели ». заучивание пословиц и поговорок о смелости, героизме, отваге. ролевые игры: «у папы выходной», «с папой на прогулке». |
|
декабрь |
расширить знания детей о специфических чертах
личности женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость к чужому горю, внимательность,
самоотверженность, заботливость, желание опекать и оберегать малышей; формировать представление
о роли матери в семье. |
сюжетно – ролевые игры: «кукла идёт в гости», «показ моделей». анализ поведения героинь в сказках «аленький цветочек», «сестрица алёнушка и братец иванушка», «кукушка». беседа «может ли семья обойтись без мамы?». ролевые игры: «мама готовит», «мама заболела». |
|
декабрь |
формирование правильного представления о семье, роли матери, отца,
дедушки , бабушки , сестры, брата. осознание партнерского характера жизни в семье. |
беседа «моя семья». рассматривание фотостенда «моя семья» (фотографии семей воспитанников). игра в домашние сюжеты, например «завтра воскресенье,
семья едет на пикник». |
|
раздел 3. маленькие
рыцари, маленькие принцессы. |
|||
январь |
уточнить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. |
беседа «одежда мальчиков и девочек» (зимой и летом), работа с картинками. чтение стихотворений а. барто «любочка», «вовка – добрая душа». рисование «праздничные костюмы для кукол кати и андрюши ». дидактическая игра «наши причёски ». |
|
февраль |
воспитывать у мальчиков смелость, ловкость, активность, упорство, силу воли. |
заучивание пословиц и поговорок о доброте, ласке, трудолюбии . чтение «денискиных рассказов» в. драгунского. ролевые игры: «поздравим маму с 8 марта». |
|
март |
формировать полоролевые позиции (например, отношение к младшей сестре как к маленькой женщине). |
анализ рассказов н. носова «фантазёры», э. шим «брат и младшая сестра»; стихотворений а. барто «младший брат», «обида». беседа «мои братья и сестры». ролевые игры «сестренка заболела», «в семье появился братик (сестренка)». |
|
апрель |
рассказать о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, о дружбе между ними. |
чтение сказок «цветик – семицветик», «снежная
королева». беседы: «как подружиться с девочкой?», «как оказывать
знаки внимания?». игровая ситуация «разрешите представиться». |
|
Кроме систематической
работы с детьми, нами была проведена следующая
работа для педагогического коллектива
детских садов и родителей детей:
- В рамках родительского собрания на тему «Полоролевое воспитание мальчиков и девочек» был проведен «Рыцарский турнир».
- В уголок для родителей помещён «Устный журнал для родителей», включающий в себя общие психолого-педагогические рекомендации по вопросам воспитания детей с учётом их половой принадлежности «Величие не больших различий» (памятка для родителей);
- «Любите дочку и восхищайтесь сыном»;
- «Мать и сын: как воспитать мужчину»;
- «Отец и дочь: как воспитать женщину»; «Простые правила воспитания девочек»;
- «Простые правила воспитания мальчиков».
Педагогам ДОУ
предложен примерный тематический план работы с родителями воспитанников. Например,
воспитатели могут организовать
«Школу для мам и пап» с целью привлечь внимание родителей к воспитанию мальчиков
и девочек как будущих мам и пап, мужчин и женщин. В содержание предложенной
нами системы работы педагоги и другие специалисты ДОУ могут вносить различные
дополнения.
№ |
Тема |
Задачи |
Вопросы для обсуждения |
Формы работы с родителями |
1. |
«Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей?» |
Формировать у родителей представление о необходимости
дифференцированного воспитания мальчиков и девочек в семье и ДОУ. |
1.
Стереотипы в
воспитании мальчиков и девочек, их преодоление. 2.
Дифференцированный
подход в воспитании мальчиков и
девочек. 3.
Трудности в
формировании женской и мужской модели поведения у детей. |
Дискуссии, беседы, лекции |
2. |
"Роль матери в воспитании дочери и сына" |
Формировать понимание матерью своей роли в процессе
воспитания дочери и сына. |
1.
Мать главный
воспитатель: правильно ли это? 2.
Влияние примера матери на формирование характера дочери. 3.
Отношения матери с
сыном и дочерью. 4.
Нужно ли матери
ласкать сына? 5. Как не допустить грубости и неуважения ребенка к
матери |
Обсуждение педагогич. ситуаций, круглый стол матерей по
обмену опытом воспитания |
3. |
"Роль отца в воспитании дочери и сына" |
Формировать у отцов положительную мотивацию к участию в
процессе воспитания дочери и сына. |
1.
Отец - один из
первых воспитателей сына и дочери. 2.
Влияние примера отца
на формирование характера сына. 3.
Роль отца в формировании у дочери женского
самосознания. |
Обсуждение педагогич. си туаций, круглый стол отцов по обмену опытом воспитания. |
4. |
"Дружеские отношениямежду мальчиками и девочками:
что нужно делать, чтобы они возникли?". |
Формировать адекватное понимание родителями дружеских отношений между мальчиками и девочками среднего дошкольного возраста и
способов их формирования. |
1.
Особенности
понимания дружбы средними дошкольниками 2.
Совместная
деятельность как способ формирования дружеских отношений между мальчиками и
девочками. |
Дискуссии |
5. |
"Женские" и "мужские" обязанно-
сти. |
1.
Актуализировать и
обогащать представления родителей о домашних обязанностях мальчиков и девочек; 2.
Согласовать действия
ДУ и семьи по воспитанию у мальчиков и девочек трудовых качеств. |
1."Мужски е" и "женские"
обязанности |
Обсужде- ние пед. ситуаций , беседы, круглый стол по об- мену опы- то м. |
Также родителям
предложен список литературы для чтения мальчикам и девочкам.
Литература,
рекомендуемая для чтения мальчикам и девочкам:
- Аксаков С. «Аленький цветочек»;
- Александрова З. «Мальчик потерялся»;
- Андерсен Г. Х. «Снежная Королева» и «Дикие лебеди »; 4.Барто А. «Катя», «Бабушки на забота», «Младший брат»; 5.Баруздин С. «Мамина работа»;
- Благинина Е. «Научу братца обуваться»;
- Былины и героические сказки, «Русские богатыри »; 8.Колинина Н. «Помощница»;
- Кузнецова А. «По дружка»;
- Маяковский В. В. «Кем быть?», «Что такое хорошо, что такое плохо»; 11.Михалков С. «Важные дела»;
- Найделова Н. «Мама»;
- Осеев В. «Сыновья», «Добрая Хозяюшка», «Волшебное слово»; 14.Перро Ш. «Спящая красавица»;
- Пословицы, поговорки о доброте, ласке, трудолюбии; 16.Пословицы, поговорки о силе, смелости, героизме;
- Прокофьева С. «Мамины сказки»;
- Русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко », «Как аукнется, так и о ткликнется», «Рукодельница и Ленивица», Сестрица Алёнушка и братец И ванушка»;
- Сегель Я. «Как я был мамой»; Тангкрыхулиев К. «Со всем как папа»; 20.Элиум Д., Элим Дж. Воспитание сына. Воспитание дочери.
Комментарии: