» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (81) 2023

Автор: Галахова Любовь Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблемы подготовки учебно-методической литературы по обществоведению в советской школе начала 1920-х гг.

Статья просмотрена: 83 раз
Дата публикации: 18.11.2023

УДК 373.1

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛА 1920-Х ГГ.

Галахова Любовь Александровна

студентка

научный руководитель: Некрылова Ольга Геннадьевна

кандидат исторических наук, доцент

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

 

Аннотация. В статье рассматриваются первые попытки подготовки учебно-методической литературы по дисциплинам гуманитарного цикла в советской школе начала 1920-х гг. Делается вывод, что с появлением новой дисциплины «Обществоведение» возникли трудности как теоретического характера, так и практической подготовки качественной учебной литературы, что в результате привело к падению у обучающихся уровня знаний.

Ключевые слова: реформа гуманитарного образования, Единая трудовая школа, обществоведение, учебно-методическая литература.

 

Сложившаяся в начале 1920-х гг. историческая обстановка потребовала, от системы образования подготовки подрастающего поколения в соответствии с новыми целями и задачами, стоящими перед государством. Именно поэтому главным вопросом начала 1920-х гг., связанным с преподаванием дисциплин гуманитарного цикла, стал вопрос о создании новой учебной дисциплины и соответственно учебно-методической литературы,  отвечающей идеологическим целям коммунистического строительства. Если учебно-методическая литература по точным наукам нуждалась в частичной переформулировке, то содержание гуманитарных дисциплин, «оторванных» по мнению руководства Наркомпроса, от современности, в корне должно было быть изменено. В результате первых попыток переосмысления значения дисциплины «Истории», в школьный курс был введён новый предмет – «Обществоведение».

В учебные программы по новой дисциплине «Обществоведение» были включены сведения по истории, социологии, политической экономии, истории культуры. М.Н. Коваленский в статье «Современность и обществоведение» задачу обществоведения в школе сформулировал следующим образом: «Дать общественно-научное развитие, сделать для них доступными законы общественной жизни и помочь им стать творцами новой жизни» [7, с. 32]. Эта мысль соответствовала общей направленности содержания учебно- воспитательной работы, проводимой в области гуманитарного образования Единой трудовой школы.

Разработкой теоретических и практических аспектов процесса организации школьного образования, а также подготовкой учебно-методических материалов занималась научно-педагогическая секция Государственного ученого совета (ГУС), которая была сформирована в 1921 г. под руководством Н.К. Крупской. Активно подключились к работе данной секции известные советские педагоги - П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, М.В. Крупенина, А.П. Пинкевич и др.

Новые «Программы - минимум для Единой трудовой школы I-й и II-й ступени» [3, с. 103] были разработаны к 1922-1923 учебному году. В соответствии с программными установками основная цель школ II ступени состояла в том, что бы соединить теоретические знания с практикой в общественно-полезном труде, а учебная программа должна была всячески способствовать формированию идеологического мировоззрения и овладению методами познания [2, с. 114]. Параллельно с разработкой общих требований к содержанию образования в советской школе проводилась большая работа по пересмотру содержания гуманитарных предметов, по усилению их идейной направленности и превращению в средство коммунистического воспитания. Процесс пересмотра содержания гуманитарного образования был составной частью коренного преобразования в области образования и воспитания в течение 1920-х гг.

С заменой преподавания истории курсом обществоведения возникла необходимость создания учебно-методической литературы для этого курса, в который при значительном сокращении исторических разделов были включены материалы по политической экономии и праву, истории современности и ряду других общественных дисциплин. Составители программ начала 1920-х гг. считали, что именно таким путем можно преодолеть разрозненность знаний, которые давала дореволюционная школа и активно влиять на процесс формирования социалистической идеологии у учащихся. Соответственно этим программным установкам работа, в основном, пошла по пути создания различного рода справочников для учащихся и хрестоматий, поскольку они не требовали больших усилий и времени при подготовке.

В 1923 - 1925 гг. под руководством научно-педагогической секции ГУСа были сформулированы новые программы, впоследствии получившие название «Программы ГУСа». Весь материал, предназначенный для обучающихся, выстраивался в виде единого комплекса сведений об окружающем мире, труде и обществе. При составлении программ преследовались определённые цели - заменить предметную систему преподавания комплексным подходом в формировании школьного материала, разрушить несоответствие между практической деятельностью и теорией, школой и общественной жизнью, получаемыми знаниями и трудом. В частности, подчёркивалось следующее: «Основным стержнем преподавания… должны быть теоретическое и практическое изучение экономической жизни и экономического строительства своей страны… Это изучение должно идти по четырем направлениям: а) по направлению изучения сил и богатств природы; б) по направлению изучения способов воздействия на эти богатства и силы с целью их использования со стороны людей; в) по направлению изучения главного фактора производства – человека; г) по направлению изучения организации этого общества» [1, с. 14].

Вслед за программами вышли в свет «Рабочая книга по обществоведению» для 5-го года обучения под редакцией А.П. Станчинского; «Рабочая книга по обществоведению. 6-ой год обучения» под редакции И.И.Минца и С.М.Моносова и «Рабочая книга по обществоведению. 7-ой год обучения» под редакцией А.И. Стражев .

 «Рабочая книга по обществоведению» для 5-го года обучения состояла из разделов: «город», «Деревня прежде и теперь», «Связь между городом и деревней» [6]. Для понимания действительности материал книги был построен на противопоставлении жизни рабочих и крестьян до революции и после нее. Собственно исторический материал содержался в VII иIX главах о крестьянских войнах XVIIXVIII вв., крепостном праве и реформе 1861г. «Рабочая книга по обществоведению. 6-ой год обучения» знакомила с промышленным переворотом в ряде стран, историей французской революции конца XVIII в., с рабочим движением в Европе и России до революции 1905-1907 гг. [4]. В «Рабочей книге по обществоведению»  для 7-го класса характеризовалось развитие Советского государства в первые послереволюционные годы [5]. В каждой из десяти глав давались методические пояснения. Рекомендовались такие виды самостоятельных работ учащихся как реферирование книг, брошюр, газетных статей, написание докладов, работа над документами партийных конференций и съездов.

В предисловии для всех этих рабочих книг сообщалось, что работа по их составлению велась по общим указаниям председателя научно-политической секции ГУСа М.Н.Покровского. От обычных учебников они отличались тем, что носили многоцелевой характер. В них содержался теоретический, фактический, иллюстративный материал, разнообразные задания, вопросы и упражнения для самостоятельной работы учащихся и учителя по каждой теме, списки дополнительной литературы, однако отсутствовала определенная структура и система построения. Рабочие книги по обществоведению содержали лишь сведения по отечественной и всеобщей истории. Однако весь этот материала играл вспомогательную роль исторических иллюстраций при разъяснении современности и очередных задач социалистического строительства. Сведения об историческом процессе давали в схематическом виде и в форме социологических обобщений, трудных для детского восприятия.

В книгах отразились недостатки комплексных программ, например, в систематическом порядке излагались факты современной истории страны Советов, историческому же материалу отводилась вспомогательная роль иллюстраций и параллелей. Исторический материал, как и в программах, группировался по социологическим темам, нарушая хронологическую последовательность рассматриваемых событий. Именно поэтому пособия не давали систему исторических знаний. Эти книги функционировали в качестве основных учебных пособий до тех пор, пока сохранялись комплексные программы.  

В заключение необходимо отметить, что переход на новую систему образования не мог обойтись без трудностей. Советское правительство, критикуя и отвергая школьную систему образования дореволюционного периода за полный отрыв от жизни, предложило заняться изучением современных событий. Воплощение программ в срочном порядке требовало кардинального изменения всего гуманитарного образования, а педагоги были вынуждены самостоятельно, путём проб и ошибок находить наиболее подходящие учебно-методические материалы, а так же разрабатывать новые подходы для реализации процесса обучения.

Список литературы:

  1. Крупская Н.К. Тезисы о школьном строительстве // Социальное воспитание. - 1921. - № 3–4 (авг.– сент.). - С. 14–20.
  2. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Трудовое воспитание и политехническое образование: собрание сочинений / под.ред. Ф. С. Озерской. – М.: Акад. пед. Наук, 1959. - 630 с.
  3. Программы - минимум для единой трудовой школы I-й и II -й ступени: сборник документов – Пет.: Отд. Снабжения Петрогубоно, 1923. – 163 с.
  4. Рабочая книга по обществоведению : 6-й год обучения. - 2-е изд. – М. ; Л. : Гос. изд-во, 1928-. - 351 с.
  5. Рабочая книга по обществоведению : 7-й год обучения. - 5-е изд., испр. - : [б. и.], 1929. - 352 с.
  6. Рабочая книга по обществоведению : Для 5-го года обучения. - 4-е изд. – М. ; Л. : Гос. изд-во, 1927. - 237 с.
  7. Современности и обществоведение в школе / под ред. М.Н. Коваленского и В.Н. Шульгина. – М.: Новая Москва, 1923. – 88 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: