» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (81) 2023
Автор: Галахова Любовь Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблемы подготовки учебно-методической литературы по обществоведению в советской школе начала 1920-х гг.
Дата публикации: 18.11.2023
УДК 373.1
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛА 1920-Х ГГ.
Галахова
Любовь Александровна
студентка
научный руководитель: Некрылова Ольга Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент
Елецкий государственный университет им.
И.А. Бунина, г. Елец
Аннотация. В статье рассматриваются первые попытки подготовки учебно-методической литературы по дисциплинам гуманитарного цикла в советской школе начала 1920-х гг. Делается вывод, что с появлением новой дисциплины «Обществоведение» возникли трудности как теоретического характера, так и практической подготовки качественной учебной литературы, что в результате привело к падению у обучающихся уровня знаний.
Ключевые
слова: реформа гуманитарного образования, Единая трудовая школа,
обществоведение, учебно-методическая литература.
Сложившаяся
в начале 1920-х гг. историческая обстановка потребовала, от системы образования
подготовки подрастающего поколения в соответствии с новыми целями и задачами,
стоящими перед государством. Именно поэтому главным вопросом начала 1920-х гг.,
связанным с преподаванием дисциплин гуманитарного цикла, стал вопрос о создании
новой учебной дисциплины и соответственно учебно-методической литературы, отвечающей идеологическим целям
коммунистического строительства. Если учебно-методическая литература по точным
наукам нуждалась в частичной переформулировке, то содержание гуманитарных
дисциплин, «оторванных» по мнению руководства Наркомпроса, от современности, в
корне должно было быть изменено. В результате первых попыток переосмысления
значения дисциплины «Истории», в школьный курс был введён новый предмет – «Обществоведение».
В
учебные программы по новой дисциплине «Обществоведение» были включены сведения
по истории, социологии, политической экономии, истории культуры. М.Н.
Коваленский в статье «Современность и обществоведение» задачу обществоведения в
школе сформулировал следующим образом: «Дать общественно-научное развитие,
сделать для них доступными законы общественной жизни и помочь им стать творцами
новой жизни» [7, с. 32]. Эта мысль соответствовала общей направленности
содержания учебно- воспитательной работы, проводимой в области гуманитарного
образования Единой трудовой школы.
Разработкой
теоретических и практических аспектов процесса организации школьного
образования, а также подготовкой учебно-методических материалов занималась
научно-педагогическая секция Государственного ученого совета (ГУС), которая
была сформирована в 1921 г. под руководством Н.К. Крупской. Активно
подключились к работе данной секции известные советские педагоги - П.П.
Блонский, Н.Н. Иорданский, М.В. Крупенина, А.П. Пинкевич и др.
Новые
«Программы - минимум для Единой трудовой школы I-й и II-й ступени» [3, с. 103]
были разработаны к 1922-1923 учебному году. В соответствии с программными
установками основная цель школ II ступени состояла в том, что бы соединить
теоретические знания с практикой в общественно-полезном труде, а учебная
программа должна была всячески способствовать формированию идеологического
мировоззрения и овладению методами познания [2, с. 114]. Параллельно с
разработкой общих требований к содержанию образования в советской школе
проводилась большая работа по пересмотру содержания гуманитарных предметов, по
усилению их идейной направленности и превращению в средство коммунистического
воспитания. Процесс пересмотра содержания гуманитарного образования был
составной частью коренного преобразования в области образования и воспитания в
течение 1920-х гг.
С
заменой преподавания истории курсом обществоведения возникла необходимость
создания учебно-методической литературы для этого курса, в который при
значительном сокращении исторических разделов были включены материалы по
политической экономии и праву, истории современности и ряду других общественных
дисциплин. Составители программ начала 1920-х гг. считали, что именно таким
путем можно преодолеть разрозненность знаний, которые давала дореволюционная
школа и активно влиять на процесс формирования социалистической идеологии у
учащихся. Соответственно этим программным установкам работа, в основном, пошла
по пути создания различного рода справочников для учащихся и хрестоматий,
поскольку они не требовали больших усилий и времени при подготовке.
В 1923
- 1925 гг. под руководством научно-педагогической секции ГУСа были
сформулированы новые программы, впоследствии получившие название «Программы
ГУСа». Весь материал, предназначенный для обучающихся, выстраивался в виде
единого комплекса сведений об окружающем мире, труде и обществе. При
составлении программ преследовались определённые цели - заменить предметную
систему преподавания комплексным подходом в формировании школьного материала,
разрушить несоответствие между практической деятельностью и теорией, школой и
общественной жизнью, получаемыми знаниями и трудом. В частности, подчёркивалось
следующее: «Основным стержнем преподавания… должны быть теоретическое и
практическое изучение экономической жизни и экономического строительства своей
страны… Это изучение должно идти по четырем направлениям: а) по направлению
изучения сил и богатств природы; б) по направлению изучения способов
воздействия на эти богатства и силы с целью их использования со стороны людей;
в) по направлению изучения главного фактора производства – человека; г) по
направлению изучения организации этого общества» [1, с. 14].
Вслед
за программами вышли в свет «Рабочая книга по обществоведению» для 5-го года
обучения под редакцией А.П. Станчинского; «Рабочая книга по обществоведению.
6-ой год обучения» под редакции И.И.Минца и С.М.Моносова и «Рабочая книга по
обществоведению. 7-ой год обучения» под редакцией А.И. Стражев .
«Рабочая книга по обществоведению» для 5-го
года обучения состояла из разделов: «город», «Деревня прежде и теперь», «Связь
между городом и деревней» [6]. Для понимания действительности материал книги
был построен на противопоставлении жизни рабочих и крестьян до революции и
после нее. Собственно исторический материал содержался в VII иIX главах
о крестьянских войнах XVII – XVIII вв., крепостном праве и реформе 1861г. «Рабочая
книга по обществоведению. 6-ой год обучения» знакомила с промышленным
переворотом в ряде стран, историей французской революции конца XVIII в., с рабочим движением в Европе и России
до революции 1905-1907 гг. [4]. В «Рабочей книге по обществоведению» для 7-го класса характеризовалось развитие
Советского государства в первые послереволюционные годы [5]. В каждой из десяти
глав давались методические пояснения. Рекомендовались такие виды
самостоятельных работ учащихся как реферирование книг, брошюр, газетных статей,
написание докладов, работа над документами партийных конференций и съездов.
В
предисловии для всех этих рабочих книг сообщалось, что работа по их составлению
велась по общим указаниям председателя научно-политической секции ГУСа
М.Н.Покровского. От обычных учебников они отличались тем, что носили
многоцелевой характер. В них содержался теоретический, фактический,
иллюстративный материал, разнообразные задания, вопросы и упражнения для
самостоятельной работы учащихся и учителя по каждой теме, списки дополнительной
литературы, однако отсутствовала определенная структура и система построения.
Рабочие книги по обществоведению содержали лишь сведения по отечественной и
всеобщей истории. Однако весь этот материала играл вспомогательную роль
исторических иллюстраций при разъяснении современности и очередных задач
социалистического строительства. Сведения об историческом процессе давали в
схематическом виде и в форме социологических обобщений, трудных для детского
восприятия.
В книгах
отразились недостатки комплексных программ, например, в систематическом порядке
излагались факты современной истории страны Советов, историческому же материалу
отводилась вспомогательная роль иллюстраций и параллелей. Исторический
материал, как и в программах, группировался по социологическим темам, нарушая
хронологическую последовательность рассматриваемых событий. Именно поэтому
пособия не давали систему исторических знаний. Эти книги функционировали в
качестве основных учебных пособий до тех пор, пока сохранялись комплексные
программы.
В
заключение необходимо отметить, что переход на новую систему образования не мог
обойтись без трудностей. Советское правительство, критикуя и отвергая школьную
систему образования дореволюционного периода за полный отрыв от жизни,
предложило заняться изучением современных событий. Воплощение программ в
срочном порядке требовало кардинального изменения всего гуманитарного
образования, а педагоги были вынуждены самостоятельно, путём проб и ошибок находить
наиболее подходящие учебно-методические материалы, а так же разрабатывать новые
подходы для реализации процесса обучения.
Список литературы:
- Крупская Н.К. Тезисы о школьном строительстве // Социальное воспитание. - 1921. - № 3–4 (авг.– сент.). - С. 14–20.
- Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Трудовое воспитание и политехническое образование: собрание сочинений / под.ред. Ф. С. Озерской. – М.: Акад. пед. Наук, 1959. - 630 с.
- Программы - минимум для единой трудовой школы I-й и II -й ступени: сборник документов – Пет.: Отд. Снабжения Петрогубоно, 1923. – 163 с.
- Рабочая книга по обществоведению : 6-й год обучения. - 2-е изд. – М. ; Л. : Гос. изд-во, 1928-. - 351 с.
- Рабочая книга по обществоведению : 7-й год обучения. - 5-е изд., испр. - : [б. и.], 1929. - 352 с.
- Рабочая книга по обществоведению : Для 5-го года обучения. - 4-е изд. – М. ; Л. : Гос. изд-во, 1927. - 237 с.
- Современности и обществоведение в школе / под ред. М.Н. Коваленского и В.Н. Шульгина. – М.: Новая Москва, 1923. – 88 с.
Комментарии: