» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (81) 2023
Автор: Суяшов Игорь Вячеславович, педагог-организатор
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей кадет
Дата публикации: 10.12.2023
УДК37.013.42
ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ
ЦЕННОСТЕЙ КАДЕТ
Суяшов Игорь Вячеславович
воспитатель
учебного курса
ФГКОУ
ОПКУ, г. Оренбург
Аннотация. Духовно-нравственное
воспитание кадет - один из обязательных компонентов образовательного процесса.
Уклад современной повседневной жизни кадет – это взаимосвязь урочной,
внеурочной деятельности, дополнительного образования.
Ключевые слова: кадет, гражданская позиция, воспитание,
воспитательные мероприятия, воспитательная работа.
Гражданская позиция и чувство патриотизма – основа,
формирующая будущего гражданина России. Соответственно в воспитательной
деятельности одним из главных направлений является духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание.
Гражданскую позицию и безграничную любовь к
своей Родине формирует в обучающемся, как все его окружение, так и
организованная в данном направлении воспитательная работа.
Национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[5].
В
настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим
ориентиром развития молодого поколения. Духовно-нравственное развитие личности
по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного
расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» обучающегося, при
котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы
социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные
идеалы.
Духовно-нравственное
воспитание кадет - один из обязательных компонентов образовательного процесса.
Уклад современной повседневной жизни кадет – это взаимосвязь урочной,
внеурочной деятельности, дополнительного образования. Он основан на системе
духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной
социально-педагогической деятельности училища.
Задачи
духовно-нравственного воспитания:
- воспитывать патриотические
чувства, связывающие разные поколения;
- формировать этические и
моральные нормы и правила поведения,
- формировать самодисциплину;
- воспитывать
духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в
жизни каждого человека.
Планирование
формирования основных культурных ценностей включает проведение внеурочных
воспитательных мероприятий, например:
·
Общеулищные или курсовые праздники;
·
коллективные творческие дела;
·
интеллектуальные викторины;
·
конкурсы;
·
диспуты;
·
военно-спортивные игры.
Данное направление
включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
·
кружков;
·
секций.
Главной
педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика.
Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии
кадет, что обеспечивает расширение кадетского опыта конструктивного творческого
взаимодействия в культуре.
При планировании коллективных дел
важно ставить цели и задачи, планировать свои действия во времени, выявлять
необходимые ресурсы, определять ответственных и распределять роли.
Воспитательный
процесс духовно-нравственного развития кадет в рамках ФГОС должен включать
организацию для них социальной практики.
Смысл таких мероприятий заключается в том, что
кадеты привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это
способствует формированию активной гражданской позиции и социальных
компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения[5].
Например, кадеты
принимают участие в реализации социальных проектов «Дари добро», «Помощь
ветеранам» и т.д.
В раздел воспитательного плана, касающегося внеурочной деятельностивходят
следующие мероприятия:
·
трудовые и экологические десанты;
·
экскурсии;
·
благотворительные или гражданские акции;
·
военно-патриотические мероприятия.
Духовно-нравственное
воспитание кадета начинается в семье и училище не заменяет, а усиливает этот
процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества,
устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и училищем.
Для этого:
·
используются системы творческих домашних заданий, при выполнении которых
кадету будет необходима помощь родителей;
·
приобщаются родители к участию во внеурочных училищных и курсовых мероприятиях;
Также уделяется
внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей кадет
и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для
этого организовываются и проводятся тематические беседы, консультации для
родителей.
Воспитать
духовно гармоничную личность можно только совместными усилиями воспитателей и
семьи, когда кадеты могут брать пример с людей (их поступков), которые их
постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для подростка.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье
должны сохраняться и прививаться кадетам нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно
родители ответственны за воспитание своих детей.
Изучение
культурологических основ традиционных российских религий. Эта структурная часть
воспитательной работы направлена на социализацию кадет путем приобщения к
историческим и культурологическим основам российских религий. Кадеты должны
знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь
представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них
толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного
сообщества [3].
Внеурочная деятельность по патриотическому
воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:
·
различные исторические и краеведческие игры и викторины;
·
спортивные соревнования;
·
смотр строя и песни;
·
дни памяти;
·
праздник военно-патриотической песни;
·
различные экскурсии и т.д.
Одним из таких мероприятий был праздник
«Посвящение в кадеты».
Духовность,
нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными
методами, такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную
культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с
«чужим». Сравнительный метод вообще прекрасное средство для воспитания ума и
души. Чем более мыслящим является человек, тем скорее он приходит к духовности
и нравственности, тем прочнее его патриотические взгляды, принципы, убеждения.
Бездумные патриоты никому не нужны. В основу воспитания должна быть положена
государственно-патриотическая идея. Без патриотизма не возродить сильного
государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания
своего долга и уважения к закону[2].
Основой для внедрения
и постоянного совершенствования образовательной программы для кадет является
процесс непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований,
соблюдение кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики,
соблюдение субординации и подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в
условиях внутреннего самоуправления.
Оценка деятельности кадет.В качестве мер общественного
воздействия следующие виды поощрений:
·
объявление благодарности;
·
награждение грамотой;
·
награждение ценным подарком;
·
ходатайство о повышении в звании;
·
снятие ранее наложенного общественного порицания.
В качестве мер общественного воздействия можно:
·
указать привлекаемому на несоблюдение им
требований кодекса кадетской чести;
·
объявить товарищеское предупреждение;
·
объявить общественное порицание;
·
возбудить ходатайство об изменении воинского положения (снижение звания)
Кадетское
воспитание – строго согласованная с общими началами государственного
устройства система формирования личности кадета с целью подготовки его к
служению Отечеству на государственном и в первую очередь, военном поприще,
посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат
основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как долг,
честь, порядочность[5].
Список литературы:
- Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2011 № 10 С.36 – 46
- Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.,2013
- Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. М., 2012
- Артюхова И.С. Ценности воспитания //Педагогика, 2015 № 4 С. 117-121.
- Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. 2014 №5 С. 8-14.
Комментарии: