» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (82) 2024
Автор: Шайдукова Лиана Димовна, кандидат социологических наук, доцент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Социальная адаптация осиротевших детей
Дата публикации: 11.01.2024
УДК 376.64
СОЦИАЛЬНАЯ
АДАПТАЦИЯ ОСИРОТЕВШИХ ДЕТЕЙ
Землиханова Екатерина Олеговна
магистрант 3 курса социально-гуманитарного
факультета
Шайдукова Лиана Димовна
Кандидат социологических наук, доцент
Бирского
филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университета науки и технологий»,
г. Бирск
Аннотация. В
статье дается обоснование важности процесса социальной адаптации для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены
особенности воспитания осиротевших детей в учреждениях интернатного
типа. Авторами обобщен опыт работы интернатных учреждений как в России, так и за рубежом.
Ключевые
слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,
социальная адаптация, интернатные учреждения.
Дети-сирот и
дети, оставшиеся без попечения родителей, которые выпускаются из интернатных учреждений являются особой социальной группой,
которая сталкивается с различными трудностями во взрослой самостоятельной
жизни.
Особые трудности возникают у
осиротевших детей в связи социализацией и интеграцией к
будущую общественную жизнь. Такие молодые люди не способы быстро и
безболезненно адаптироваться в общество [2, c.51-55].
Социальная
адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затруднена
из-за отсутствия нормального взаимодействия со знакомыми взрослыми. На ранних
стадиях развития детей стимулируют развиваться и познавать мир посредством
эмоционального взаимодействия со взрослыми. Поэтому
семья является самым важным фактором для роста детей. Дети-сироты лишены
возможностей активной социальной адаптации, поскольку у них нет
возможности расти в семье [3, с.49-54].
В России многие сироты
воспитываются в учреждениях интернатного типа. У этих
детей нарушены навыки подражания, идентификации и рефлексии, которые являются
основными механизмами социализации. Для решения этих проблем необходимо, чтобы
процесс адаптации сирот проходил в развивающейся социальной среде, которая
должна способствовать участию детей в развивающимся
обществе, чтобы лучше реализовывать себя и свой потенциал. Психическая
адаптация необходима для достижения социальной адаптации, поэтому при работе с
сиротами важно уделять внимание не только социальной адаптации, но и
психической. Если в детском доме нет комфортной психологической обстановки, то
у ребенка будет сильная тревожность, и о гармоничном формировании личности
говорить не приходится.
Для повышения социальной
адаптации детей-сирот в домах-интернатах необходим комплексный подход к этому
вопросу, т.к. успешная социальная адаптация позволит в будущем
социализироваться выпускникам во взрослой жизни. Примером эффективного
функционирования учреждений такого типа является Государственное специальное
образовательное учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии
"Благодать № 41" в Санкт-Петербурге. Здесь,
чтобы создать домашнюю атмосферу, весь дом должен быть"целостным
жилым пространством". Учреждение обеспечивает образование для сирот и
укрепляет их психическое и физическое здоровье. Жизнь детей в детских домах
отличается от жизни в детских учреждениях, таких как школы и лагеря. Также все
дети посещают дома сотрудников детского дома в выходные и праздничные дни.
Именно поэтому дети имеют возможность расширить свои контакты сообществом и
увидеть примеры обычных семейных отношений. В семейной обстановке дети могут
выработать новый стиль поведения, отличный от коллективного общения со
сверстниками. Детский дом также сотрудничает с иностранными семьями в Швеции и
Финляндии, где дети могут общаться со сверстниками и семьями из этих стран, а
также посещать их в поездках. Все это оказывает положительное влияние на
адаптацию детей-сирот в обществе [1, c.247-249].
Однако проблема по-прежнему
остается острой, поскольку не во всех детских домах и интернатах созданы такие
условия. Неутешительная статистика прокуратуры показывает, что 40% выпускников
детских домов становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают
преступления, 10% кончают жизнь самоубийством, а остальные 10% относительно
нормальны и лишь справляются с трудностями самостоятельной жизни [4, c.156].
Чтобы решить эти проблемы, необходимо пересмотреть систему страны, в которой
несовершеннолетние содержатся в домах-интернатах и детских домах.
Детские
дома должны давать сиротам психологическое ощущение безопасности и покоя, а
также обучать их навыкам, которые позволят им в будущем строить свою
собственную семейную жизнь. Важно, чтобы дети, попавшие в детский дом, посещали
обычные учреждения, как обычные дети, и возвращаясь в
детский дом чувствовали, что вернулись в свою семью. Еще одним важным моментом
в управлении детским домом является персонал. Во-первых, во многих детских
домах нет специалистов, имеющих квалификацию по социальной работе, что
негативно сказывается на воспитании и социальной адаптации детей-сирот.
На проблему социальной
адаптации сирот негативно влияют межотраслевые противоречия в том, как они
взаимодействуют с детьми. Этими вопросами частично занимается Министерство
здравоохранения и социальной политики (детские дома и учреждения социальной
защиты) и частично Министерство образования и науки (детские дома и школы-интернаты).
Дети-сироты сталкиваются с проблемами социальной адаптации в течение всей своей
жизни. Для их решения необходим комплексный подход со стороны государства и
общества, в вопросах, касающихся воспитания, обучения и трудоустройства таких
детей.
Список литературы:
- Баширова С. А. Социальные проблемы воспитания детей-сирот в условиях современного общества // Мир науки, культуры, образования. - 2013 - №4.– C. 247-249.
- Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019 - № 4.– С.51-55.
- Леонтьева М. С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013 -№ 3-2.–С.49-54.
- Потепалов Д. В. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021 - № 2-3.– С. 156
Комментарии: