» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (82) 2024
Автор: Шайдукова Лиана Димовна, кандидат социологических наук, доцент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной работы
Дата публикации: 11.01.2024
УДК 376.64
ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Землиханова Екатерина Олеговна
магистрант 3 курса социально-гуманитарного
факультета,
Шайдукова Лиана Димовна
Кандидат социологических наук, доцент
Бирского
филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университета науки и
технологий», г. Бирск
Аннотация. Дети,
оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых социально уязвимых
группы населения. В связи с этим государство берет на себя полную
ответственность о заботе над такими детьми. Это проявляется в том, что
предусмотрены различные меры поддержки и помощи данной категории детей. В
статье подробно изучены такие меры поддержки, предоставляемые государственными
органами детям, оставшимся без попечения родителей.
Ключевые
слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, социальная
поддержка, социальная помощь, социальная работа.
В
свете социально-экономических преобразований в нашей стране особенно остро
встает проблема сохранения института семьи. Это определяет социальную роль института
семьи – воспроизведение населения страны.
Однако, практика показывает, что достаточно часто подрастающее
поколение остается без опеки родителей по совершенно разным причинам.
По
мнению Носовой К.В. дети, оставшиеся без попечения родителей – это несовершеннолетние,
которые не получают родительской опеки из-за их отказа или же по причине
неудовлетворительных условий жизни. Также к этой категории, по мнению Носовой
К.В. можно отнести детей, чьи родители числятся как без вести пропавшие,
недееспособные, или же признанные мертвыми по решению суда, но доказательства
этому нет [1, c. 115].
Ребенком
без попечения родителей могут стать любые дети, которые не получают
родительской любви и не находятся в семьях. Таких детей сразу отправляют в специализированные
интернаты, где им выдается питание, одежда, а также проводится обучение, иногда
даже в общих школах для скорейшей социализации. На наш взгляд, зачастую такие
дети не имеют доступа к большинству материальных благ, доступных детям из
полных семей, хотя это и должно обеспечиваться государством. Социологи
установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от
детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к
проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого
обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов,
психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах
заключения, на длительном принудительном лечении.
Как
уже было отмечено, обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с
законами Российской Федерации, и их ставят на полное государственное
обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как
сироты, решается с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно
желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном
обеспечении. Ребенка до 3 лет обычно помещают в дом ребенка. Затем его
переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и другие
государственные учебные или лечебные учреждения [2, с. 26].
Несовершеннолетние,
которые были признаны утратившими опеку родителей, полностью защищаются государством
и его органами. Ведь поскольку ребенок не может быть защищен родителями, на
себя эту функцию берет государство, даже если был назначен опекун или
патронатная семья.
Помощь
от государства заключается в предоставлении пенсии по потере кормильца, которая
назначается, только если родители умерли или же были признаны таковыми в суде. Она
выплачивается до того, как ребенок станет совершеннолетним или завершит
обучение. Государством также выделяется помощь и пособия на покупку канцелярии,
учебников и подготовку к школе. Бесплатными будут питание в столовой и путевки
в лагеря, но во втором случае нужно будет оплатить дорогу. Если же студент получает
стипендию, то ее сумма повышается на половину, а также раз в год платятся так
называемые «подъемные» в троекратном размере стипендии [2, с. 28].
Помощь
в социальной сфере заключается в обеспечении права ребенка на образование,
жилье, работу и медицинские услуги. При этом, если была
оформлена семейная опека над ребенком без родителей, то опекунам предоставляются
разовые и ежемесячные пособия, а также натуральные льготы. При этом, со стороны органов опеки и попечительства постоянно ведется
контроль за ненадлежащим расходованием целевых средств [3, с. 60].
Дети,
оставшиеся без опеки родителей, претендуют на пособия, и даже государственное
жилье. Но при этом важно доказать основания признания невыполнения родителями
обязанностей, тогда все будет официально и ребенок будет под защитой
государства. В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в Российской Федерации проводится целенаправленная и планомерная работа по
реализации федеральных законов и других нормативных актов, закрепляющих их
права, выделяются из бюджетов необходимые средства на содержание этой категории
детей в государственных учреждениях.
Список литературы:
- Носова К.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей // Молодой ученый. – 2019. – №31. – С. 115-118.
- Бозиев Т.О., Криовшеева М.А. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал правовых и экономических исследований. – 2015. –№ 3. – С. 26-39.
- Жарова О.Н. Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Актуальные проблемы права. – 2017. – С.60-62.
Комментарии: