» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (83) 2024
Автор: Елена Валерьевна Белова, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Литературная викторина как средство формирования патриотической культуры кадет
Дата публикации: 28.01.2024
УДК 371
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ВИКТОРИНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАДЕТ
Белова Елена Валерьевна
Воспитатель
учебного курса
ФГКОУ
ОПКУ, г. Оренбург
Аннотация. Патриотическая культура включает в себя
самопознание и саморазвитие кадета, как самого себя, так и как объекта учебно-воспитательного процесса.
Ключевые
слова: педагогические условия, принципы, культура, воспитание,
формирование.
Развитие
образовательной системы России характеризуется новым этапом становления. В настоящее
время имеются публикации документов
ФГОС ООО, а также законодательные акты Российской Федерации: Конституция РФ,
Закон РФ «Об образовании», «Федеральная программа развития образования»,
«Концепция модернизации Российского образования», «Основные мероприятия и план
действий по реализации программы воспитания в системе образования России»,
«Концепция патриотического воспитания граждан РФ» и др., целью которых является
современное образование и воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России[2].
ФГОС
ООО делает акцент на изучение и
реализацию программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации,
направленной на обращение к «ценностям, общественным идеалам и нравственным
принципам», которые составляют основу современной государственной политики.
Формирование
патриотической культуры кадет определяет
целенаправленную деятельность педагогов и воспитателей, призванную сформировать
у воспитанников ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и
патриота России [1].
Патриотическое воспитание в целом является составной частью
системы образования. Следовательно, возникает необходимость решения и
реализации данной задачи в Оренбургском президентском кадетском училище,
которое является центром патриотической подготовки, источником формирования
патриотической культуры кадета, его готовности к выполнению патриотического
долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества и
государства.
Формирование
патриотической культуры кадет является
основой стратегии развития современного общества, которое находится в активном
поиске эффективных способов и средств формирования патриотического поведения в
условиях кадетского училища[2].
Патриотическая культура включает в себя
самопознание и саморазвитие кадета, как самого себя, так и как объекта учебно-воспитательного процесса,
позволяющего проектировать собственную
жизнь, готовность к овладению и формированию патриотического опыта.
Проблеме
патриотического воспитания и формированию патриотической культуры посредством
различных форм и методов уделяется также большое внимание и в Оренбургском
президентском кадетском училище. Основной задачей является реализация
педагогических условий воспитания, при котором происходит процесс формирования
патриотического сознания, патриотических чувств и патриотического поведения
личности кадета, а также реализовываются идеи и принципы достойного
служения своему Отечеству.
В
одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал:
«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном
достоинстве, и даже о национальном суверенитете» [3].
Поскольку
основной целью воспитания патриотической культуры кадет является формирование
патриотических взглядов и убеждений, обогащение знаний о сущности и способах
проявления нравственных качеств, то достижение ее возможно через ряд
поставленных задач:
- разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;
- развивать гражданское и национальное самосознание кадет, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;
- создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества.
Поставленные
задачи для формирования патриотической культуры решаются методами убеждения, побуждения,
приучения и др.
- Убеждения – это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. В качестве приемов убеждений педагог может использовать разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссию, полемику (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
- Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций, которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
- Приучения – это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Как прием данного метода используют творческая игру, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Для
формирования патриотической культуры кадет применимы следующие формы, это и
выполнение исследовательских работ по краеведению; и организация поисковой
работы; волонтерская и «кадетская» работа; встречи с известными людьми,
героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества,
своего края, рода, семьи; организация творческих конкурсов, и т. д. [4].
Викторина, как одна из форм интеллектуальной
деятельности, оказывает на обучающегося определенное
просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, определим, в чем же заключается педагогический эффект от
викторины [5].
Организация патриотического
воспитания кадет в форме литературной викторины в условиях президентского
кадетского училища имеет большое практическое значение. Она способствует
формированию патриотической культуры и расширить
знания кадет. При организации данной
деятельности происходит формирование и развитие коммуникативных и
познавательных универсальных учебных
действий кадет, а также происходит процесс социализации, что особенно
важно в условия обучения кадет в образовательной организации закрытого типа.
Викторина, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на
кадета определенное просветительное и воспитательное влияние.
Одним из главных источником нравственного опыта кадет является
разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные
условия для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений
взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Известно, что
такие нравственные черты личности, как патриотизм, мужество, гражданская
активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного
процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие
непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы.
Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Роль педагога в воспитании у кадет патриотизма как духовно-нравственной и
социальной ценности велика: именно он
занимается духовно-нравственным развитием и воспитанием юных граждан России,
что является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства
народа и объединяющих его моральных ценностей.
В условиях президентского кадетского училища развитие и становление кадет как личности является актуальным,
учитывая специфику учебной организации.
Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств кадет
зависит от грамотности воспитателя, разнообразии применяемых им методов и
эмоциональном отклике детей.
Таким образом, проведение литературных викторин
обеспечивает приобретение личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта
человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми. Литературная викторина способствует нравственно-патриотическому
воспитанию, обогащению и расширению литературного круга знаний. Кроме того,
участие в данном проекте формирует у обучающихся базовые навыки работы в
команде, формирует коммуникативные навыки, учит презентовать себя и свою
работу, формирует правильную речь, дает опыт публичных выступлений.
Список литературы:
- Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04/ Иван Иванович Алпацкий. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2004. Вырщиков А.Н. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2012. № 5 (69). С.26–39 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
Комментарии: