» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (83) 2024

Автор: Елена Валерьевна Белова, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Литературная викторина как средство формирования патриотической культуры кадет

Статья просмотрена: 190 раз
Дата публикации: 28.01.2024

УДК 371

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

   ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАДЕТ

Белова Елена Валерьевна

Воспитатель учебного курса

ФГКОУ ОПКУ, г. Оренбург

 

Аннотация. Патриотическая культура включает в себя самопознание и саморазвитие кадета, как самого себя, так и  как объекта учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: педагогические условия, принципы, культура, воспитание, формирование.

 

Развитие образовательной системы России характеризуется новым этапом становления. В настоящее время имеются публикации документов ФГОС ООО, а также законодательные акты Российской Федерации: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», «Федеральная программа развития образования», «Концепция модернизации Российского образования», «Основные мероприятия и план действий по реализации программы воспитания в системе образования России», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ» и др., целью которых является современное образование и воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России[2].

ФГОС ООО делает  акцент на изучение и реализацию программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, направленной на обращение к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые составляют основу современной государственной политики.

Формирование патриотической культуры  кадет определяет целенаправленную деятельность педагогов и воспитателей, призванную сформировать у воспитанников ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России [1].

Патриотическое  воспитание в целом является составной частью системы образования. Следовательно, возникает необходимость решения и реализации данной задачи в Оренбургском президентском кадетском училище, которое является центром патриотической подготовки, источником формирования патриотической культуры кадета, его готовности к выполнению патриотического долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества и государства.

Формирование патриотической культуры  кадет является основой стратегии развития современного общества, которое находится в активном поиске эффективных способов и средств формирования патриотического поведения в условиях кадетского училища[2].

 Патриотическая культура включает в себя самопознание и саморазвитие кадета, как самого себя, так и  как объекта учебно-воспитательного процесса, позволяющего проектировать  собственную жизнь, готовность к овладению и формированию патриотического опыта.

Проблеме патриотического воспитания и формированию патриотической культуры посредством различных форм и методов уделяется также большое внимание и в Оренбургском президентском кадетском училище. Основной задачей является реализация педагогических условий воспитания, при котором происходит процесс формирования патриотического сознания, патриотических чувств и патриотического поведения личности кадета, а также реализовываются идеи и принципы достойного служения  своему Отечеству.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» [3].

Поскольку основной целью воспитания патриотической культуры кадет является формирование патриотических взглядов и убеждений, обогащение знаний о сущности и способах проявления нравственных качеств, то достижение ее возможно через ряд поставленных задач:

  1. разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;
  2. развивать гражданское и национальное самосознание кадет, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
  3. формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;
  4. создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества.

Поставленные задачи для формирования патриотической культуры решаются методами убеждения, побуждения, приучения и др.

  1. Убеждения – это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. В качестве приемов убеждений педагог может использовать разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссию, полемику (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
  2. Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций, которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
  3. Приучения – это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Как прием данного метода используют творческая игру, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).

Для формирования патриотической культуры кадет применимы следующие формы, это и выполнение исследовательских работ по краеведению; и организация поисковой работы; волонтерская и «кадетская» работа; встречи с известными людьми, героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи; организация творческих конкурсов, и т. д. [4].

Викторина, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на обучающегося определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, определим, в чем же заключается педагогический эффект от викторины [5].

Организация патриотического воспитания кадет в форме литературной викторины в условиях президентского кадетского училища имеет большое практическое значение. Она способствует формированию патриотической культуры и расширить знания кадет. При организации   данной деятельности происходит формирование и развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий кадет, а также происходит процесс социализации, что особенно важно в условия обучения кадет в образовательной организации закрытого типа.

Викторина, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на кадета определенное просветительное и воспитательное влияние.

Одним из главных источником нравственного опыта кадет является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Известно, что такие нравственные черты личности, как патриотизм, мужество, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

Роль педагога в воспитании у кадет патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности  велика: именно он занимается духовно-нравственным развитием и воспитанием юных граждан России, что является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей.

В условиях президентского кадетского училища развитие и становление  кадет как личности является актуальным, учитывая специфику учебной  организации. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств кадет зависит от грамотности воспитателя, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Таким образом, проведение литературных викторин обеспечивает приобретение личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Литературная викторина способствует нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению и расширению литературного круга знаний. Кроме того, участие в данном проекте формирует у обучающихся базовые навыки работы в команде, формирует коммуникативные навыки, учит презентовать себя и свою работу, формирует правильную речь, дает опыт публичных выступлений.

Список литературы:

  1. Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04/ Иван Иванович Алпацкий. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2004.
  2. Вырщиков А.Н. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2012. № 5 (69). С.26–39
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
  5. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: