» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (83) 2024
Автор: Шевченко Алексей Валериевич, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Патриотическое воспитание в кадетском училище
Дата публикации: 28.01.2024
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ В КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ
Шевченко Алексей Валериевич
воспитатель
учебного курса
ФГКОУ
ОПКУ, г. Оренбург
Аннотация. Патриотическое воспитание — это многоплановая,
систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность
государственных органов, общественных объединений и организаций,
образовательных организаций по формированию у детей и подростков высокого
патриотического сознания.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, процесс, развитие.
Понятие патриот, впервые в
истории, упоминается в период Французской революции 1789 – 1793 гг. Патриотами
тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в
противостоянии к изменникам и предателям родины из партии монархистов. Анализ
исторической и философской литературы показывает, что понятие «патриот» на
разных исторических этапах развития общества трактовалось по-разному, его
рассматривали как нравственный принцип, моральное чувство, социальную ценность.
Патриотизм является одной из
основополагающих ценностей человеческого общества, имел свое значение во все
эпохи исторического развития, во многом определяя возвышение или упадок того
или иного государства. Процесс воспитания является важным фактором
обеспечивающим вхождение и адаптацию личности во взрослую и самостоятельную
жизнь, позволяющий сохранить связи между поколениями. В разные исторические
периоды, процесс патриотического воспитания приобретал разный смысл и
направленность, так как был обусловлен социально-экономическими условиями жизни
и идеологией государства. В связи с этим появляется необходимость выявления
теоретико-методологических основ формирования патриотизма обучающихся [7].
Исторически
сложились несколько направлений в понимании патриотизма: естественно-природное
(идея Земли-матери), сакральное (почитание памяти предков),
духовно-охранительное (идея Святой Руси), государственническое (империя
Всероссийская), православно-монархическое (православие, самодержавие,
народность), классовое (идея пролетарской солидарности) и др.
Историко-ретроспективный анализ литературы показал, что первое упоминание в
российской истории о патриотизме, как основополагающем качестве встречается в
XVII веке, хотя первые признаки возникновения подобного явления относятся к
периоду становления государственности в Древней Руси. Его
значимость определялось высшими ценностями и добродетельностью, а любовь к
Отечеству стала считаться важной личностной характеристикой. В эпоху правления
Петра I, патриотизм становится выше всех ценностей в общественно-политической
жизни государства. Во второй половине XVIII века в обществе складываются
педагогические представления о принципах и условиях патриотического воспитания.
Основополагающие принципы построения школы, были заимствованы Екатериной II у
австрийцев. Известный российский педагог Ф. И. Янкович (1741 – 1814) перевел на
русский язык различные уставы и инструкции для учителей, издал первые учебники
на русском языке. В его работе «Руководство учителям народных училищ»,
содержащей указания по всем вопросам организации учебно-воспитательного
процесса в школах и гимназиях, отмечено, что гражданственность выступает
необходимой составляющей частью личности человека. В последствии, к проблеме
патриотического воспитания, обращают свое внимание ряд русских педагогов и
просветителей (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин,
А.Н. Радищева, М.М. Сперанский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, и др.) [7].
Так, А.Н. Радищев отмечал, что
«истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели
уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не
страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его
мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот
есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости
при едином имени отечества» [цит. по: Макаренко. 1957]. Профессор А.П. Куницын в
своей речи, на открытии Царскосельского лицея, в «Наставлении воспитанникам»
адресованной мальчикам 11 – 12 лет из дворянских семей, среди которых были А.
Пушкин, И. Пущин, В. Кюхельбекер и другие, сказал,
что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в
сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение;
даровать согражданам истинного соревнователя в общественных
пользах» [цит. по: Макаренко.
1957] [7].
Исторический опыт
становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим
средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской
Федерации является патриотическое
воспитание граждан.
Президент РФ В.В. Путин подчеркивает значимость
патриотического воспитания россиян для укрепления страны: «Патриотизм, как мы с вами знаем, это не что другое, как любовь к
Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится,
как кусочек сахара в чае». В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и
достоинство, мы потеряем себя, как народ, способный на великие свершения» [14].
На современном этапе
развития системы образования
деятельность довузовских организаций Министерства
Образования РФ в реализации патриотического воспитания детей приобретает особый смысл, так как
именно здесь обеспечивается возможность
детям быть активными участниками
личностно значимой и социально активной
деятельности, что способствует формированию патриотических качеств у детей.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и
Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству,
к своему народу» [8].
В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля
написано: «Патриот – «любитель отчества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник …» [9].
Сегодня довузовские
образовательные учреждения МО РФ ставят своей целью становление социально
активной личности, действующей на благо общества, в соответствии с
нравственно-правовыми нормами – патриота своей Родины, ответственной за поступки и действия, умеющей
предотвращать различного рода опасности, спасать мирное население и помогать
строить безопасное общество.
Основной целью патриотического воспитания является формирование и развитие личности с высокой социальной активностью,
настоящего гражданина государства,
живущего в своей стране и относящегося к ней как к Отчизне, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах Отчества. Воспитание согласуется с нравственными началами, основанными, в
первую очередь, на Православии, историческими традициями русского народа и его
славной Армии.
Организационной основой воспитания и
процесса жизнедеятельности в
кадетском училище является военная
составляющая, определяющая уклад жизни кадет. Она включает в
себя: внутренний порядок (соблюдение распорядка дня, прав и обязанностей
президентского кадета, подчинение младшим командирам, почитание символики
училища и т.д.; дисциплина и
самоорганизация в училище; торжественные училищные мероприятия с военной составляющей (строевые смотры, парады, информирования, ритуалы, встречи с
ветеранами ВОВ и участниками боевых действий); строевая подготовка, изучение
Уставов Вооруженных Сил РФ.
Учитывая, что в кадетском училище обучаются и
воспитываются одни мальчики, следует упомянуть и гендерный подход в образовании
и воспитании. Сегодня значимым оказывается
принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и
девочек – «гендерное измерение», в процессе которого
формируются более адекватная жизненная
позиция, имеющая в своей основе
личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий
профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников.
«Патриотизм не заложен у нас
в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а
формируется в процессе воспитания» [2].
Отсюда следует
организация целенаправленной работы
педагогического коллектива по
формированию и тренировке навыков патриотического поведения. Увлечение
кадет примерами отечественной истории, напоминание о том, какой была
преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской
власти. Определяющими символами тех эпох были
самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников.
Патриотическое воспитание кадет является
приоритетным направлением воспитательной работы Оренбургского президентского
кадетского училища. Задача всего педагогического коллектива училища заключается в оказании воспитательных воздействий на
личность кадет с целью формирования готовности к выполнению гражданского долга;
воспитания любви к малой родине, стране в целом и военной службе; чувства
гордости за свой народ; дисциплинированности; стремления к овладению
профессией офицера.
Реализация поставленных задач
осуществляется через следующие формы воспитательной работы:
-киноклуб:
просмотр военно-исторических и
документальных фильмов с последующим
обсуждением;
-классные часы, посвященные
великим деятелям и полководцам, героям прошлого и настоящего нашей Родины;
-курсовые и училищные мероприятия, посвященные дням воинской славы России,
знаменательным датам и праздникам:
·
Дню солидарности в
борьбе с терроризмом;
·
Всероссийскому дню
призывника;
·
Дню полного снятия
блокады Ленинграда;
·
Дню защитника Отечества;
·
Памятным датам
·
Дню Победы и др.
-воспитательные
беседы духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;
-походы в музеи,
посещение мемориала Вечного огня и памятных мест боевой Славы.
В результате
патриотического воспитания педагогический коллектив училища видит своих кадет
интеллектуальными, культурными, физически и нравственно развитыми,
адаптированными к жизни в обществе, готовыми к служению Отечеству на любом, в
первую очередь, военном поприще. У кадет должны быть сформированы важнейшие социально-значимые качества:
гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга,
верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей,
готовность к преодолению трудностей и самопожертвованию.
Воспитание гражданственности, патриотизма
юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества,
восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого
воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его
творческой самоотдаче.
Говоря о патриотическом воспитании
подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, ЧТО мы вложим в ребят сегодня,
ЗАВТРА даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов
свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу,
невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Поэтому патриотическое воспитание всегда
и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является
источником и средством духовного, политического и экономического возрождения
страны, её государственной целостности и безопасности.
Список литературы:
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с. (Практическая психология в образовании)
- Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования Московского института открытого образования.
- Вильцан М.А. Социальная работа с молодёжью в современных социокультурных условиях развития российского общества. [Электронный ресурс]./ М.А. Вильцан // Политика, государство и право. - 2014.-- №12. - URL: http://politika.snauka.ru/2014/12/2142 (дата обращения: 24.09.2015). - ISSN 2223-4888.)
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, тт.1-4-М., 1978)
- Казаченок Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных организаций/Н.В.Казаченок, Н.В.Шмелева. -М.: Просвящение, 2014. -238 с.
- Кузнецова Т.И. Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих социальных работников. [Текст] / Т.И. Кузнецова // Молодой учёный. - 2015. - №6(86). - С. 639 - 641. -- ISSN 2072 – 0297)
- Основин А.В. Формирование патриотизма старшеклассников в образовательной среде школы. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». г.Ростов-наДону. 2016 г.
Комментарии: