» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (84) 2024

Автор: Стародубцева Анастасия Андреевна , учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Психолого-педагогическая сущность готовности к профессиональному самоопределению в младшем школьном возрасте на уроках окружающего мира

Статья просмотрена: 180 раз
Дата публикации: 18.02.2024

УДК 233

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Стародубцева Анастасия Андреевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №52, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В статье рассматривается профессиональное самоопределение, что это взгляд человека на мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее возможности в окружающем мире. Так же о намерениях человека в отношении возможностей самореализации внутри определенной профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Поскольку формирование личности школьника имеет свою специфику на каждом этапе возрастного развития, разработка содержания профессиональной ориентации требует учета возрастных особенностей детей. Эффективность профессиональной ориентации определяется широтой и глубиной осведомленности ребенка о трудовом процессе и самом себе.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, младший школьник, учитель, мотив, способности, трудолюбие, формирование представлений.

 

Российская педагогическая энциклопедия определяет термин «профессиональная ориентация» как информационная организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессий с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда. В исследованиях В.А. Полякова, Т.И. Шелавиной, С.Н. Чистякова профессиональная ориентация рассматривается как основное средство профессионального самоопределения [4].

Самоопределение требует активного осознания личностью своего "Я" (самосознание), отношений с окружающим миром (мировоззрение), своего жизненного опыта, самого процесса контроля над собой [5].

Профессиональное самоопределение личности - сложный длительный процесс, охватывающий значительный период человеческой жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также способностью адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [2].

В младшем, среднем и старшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы закладываются лишь основы самоопределения, окончательное становление его происходит в процессе самостоятельной трудовой деятельности, под влиянием комплекса факторов социальной среды. Но есть ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых оказывается сенситивным определенный этап возрастного развития. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профессиональной работы и у довольно значительной части школьников так и не удается в воспитательно-образовательном процессе достичь необходимых результатов профессиональной ориентации [1].

У школьников младших классов с помощью активных методов профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования и другое) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности [7].

Содержание процесса формирования профессионального самоопределения младших школьников определяется особенностями детей этого возраста, которые обусловливают специфику профессиональной ориентации. Прежде всего - интенсивность общего психического развития учащихся начальной школы. Для них характерна повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что связано, в частности, с качественно новым характером общения и расширением социальных связей [5].

Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность – важные личностные особенности младших школьников. Эти качества создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности. Для младших школьников в этот период характерно безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Младшие школьники полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризую себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Высокий уровень любознательности, эмоциональное восприятие всего нового, подверженность влиянию нового, стремление походить на взрослых характерно для этого возраста. В этот период происходит усвоение моральных норм и правил поведения, появляются первые признаки осознания собственной значимости, сознательной постановки многими детьми цели достижения и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. У них просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлечься на посторонние дела [3].

При развитии мотивации достижения успехов у детей младшего школьного возраста важно учитывать два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба эти мотива формируются у младших школьников – в учении. В этом возрасте ведущей становится именно учебная деятельность. В овладении новыми знаниями и умениями младшими школьниками руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны учителя, одноклассников, родителей. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудач, который не является стимулом к достижению успехов [8].

Укрепляет мотив достижения успехов, делает его устойчивым, осознание ребенком своих способностей и возможностей, и укрепление на этой основе веры в свои успехи. В младшем школьном возрасте, не базе уже базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для формирования мотивации достижения успехов. У ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот [6].

Следовательно, младший школьный возраст можно рассматривать как период возникновения и закрепления важной личностной характеристики ребенка, которая становится достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. А ведущей для ребенка в младшем школьном возрасте  становится учебная деятельность. Склонность к деятельности – постоянная черта младших школьников. Они с удовольствием включаются в такую деятельность, где можно увидеть непосредственные результаты труда, вместе с тем их привлекает и сам процесс труда. Ребенок в этот период охотно выполняет различные поручения педагога, стремится к активной деятельности, в этот период происходит формирование трудолюбия и самостоятельности, как качества личности [8].

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и в труде. В становлении данного важного качества большую роль играет различная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Большое значение для развития личности приобретает вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать учитель, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должно быть соответствующее действие со стороны тех, кто занимается воспитанием детей [7].

Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учеба и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у детей положительные эмоции [7].

К концу младшего школьного возраста к 3-4 классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками. Здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности и в профориентации [1].

Установлено, что психофизиологические особенности и возможности детей младшего школьного возраста определяют целевые установки профориентационной работы: воспитание трудолюбия, дисциплинированности, умения и желания работать сообща. А с учетом целевых установок определяются задачи по формированию самосознания детей этого возраста.

Говоря о профориентационной работе учащихся 1-4 классов, следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный (пропедевтический), закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Как уже говорилось, основной целью пропедевтики профессионального самоопределения является формирование у младших школьников интереса к области трудовой и профессиональной деятельности.

Основная задача педагога, осуществляющего профориентационную работу – использовать все возможности воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности. Для младших школьников характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получая удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников. Все эти особенности облегчают работу учителя.

Как и любой возрастной период, младший школьный возраст имеет свои проблемы. Они в основном связаны с эмоционально-ценностным отношением к себе. В первую очередь, каждый ребенок сталкивается с проблемой компетентности. Перед ним ежедневно возникают разнообразные познавательные задачи, которых невозможно избежать, какими бы трудными они ни были; у ребенка нет свободы действий, которая есть у взрослых. Поэтому задача учителей и родителей – помочь ребенку «научиться воспринимать свою компетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи».

С развитием личности младшего школьника его знания о себе становится более точными, расчет умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Самооценка становится более обоснованной и охватывает более широкий круг качеств.

Таким образом, психологические особенности младшего школьника особенно благоприятны для развития у него профессиональных интересов, и чем глубже и шире будет осуществляться этот процесс в младших классах, тем эффективнее будет формирование профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Обучая и воспитывая растущего ребенка, педагог должен воспринимать его не только как объект обучения и воспитания, но как целостную личность с ее особенностями, интересами, потребностями, возможностями и способностями. Степень воздействия педагога будет зависеть от того, насколько ему удалось понять ребенка, проникнуть в его психологию.

В процессе формирования представлений, знаний о профессиях необходимо опираться на знания взрослых особенностей, так как только при этих условиях профориентационная работа может достичь результатов.

Список литературы:

  1. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе / И.А. Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106. - Текст: непосредственный.
  2. Бородин, В.А. Руководство профессиональной ориентацией в школе / В.А. Бородин, З.И. Прокопьева. – Минск: Нар. асвета, 1973. – 95с. - ISBN: 978-5-8459-1224-5 – Текст: непосредственный.
  3. Бухарина, Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии / Т.Л. Бухарина. - Москва: 1987. – 204с. – ISBN: 978-5-8459-1624-3. - Текст: непосредственный.
  4. Вайсбург, А.А. Школьники выбирают рабочие профессии / А.А. Вайсбург. - Москва: Знание, 1983. – 96с. – ISBN: 978-5-8459-1753-8 — Текст: непосредственный.
  5. Витиньш, В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьни-ков / В.Ф. Витиньш. – Москва: Педагогика, 1988. – 120 с. - Текст: непосредственный.
  6. Долинская, Л.В. Профессиональное самоопределение учащихся / Л.В. Долинская // Психологические аспекты профессиональной ориентации уча-щихся. – Киев: КГПИ, 1988. – 66 с. - Текст: непосредственный.
  7. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е.А. Климов. - Москва: Просвещение, 1990. - 158 с. - (О профессиях, пр-ве и людях труда) - ISBN 5-09-002654-8. - Текст: непосредственный.
  8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону,1996. – 509с. – ISBN: 978-5-8459-2596-4 – Текст: непосредственный.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: