» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (84) 2024
Автор: Сергеева Людмила Сергеевна, Воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Дата публикации: 12.03.2024
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сергеева Людмила Сергеевна
Кудрявцева Татьяна Анатольевна
воспитатели
ОСГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района,
Белгородской области
Аннотация. В статье описывается значение
нравственного воспитания детей в процессе руководства трудом по
самообслуживанию. Труд по самообслуживанию у детей дошкольного возраста имеет
огромные воспитательные возможности. Это период, когда дети
начинают проявлять желание и способность выполнять определенные задачи
самостоятельно, без постоянной помощи взрослых, поэтому труд по
самообслуживанию у детей дошкольного возраста имеет огромный воспитательный
потенциал, способствующий развитию навыков самостоятельности, ответственности.
Приобретённые навыки и ценности будут
полезны для детей на протяжении всей их жизни.
Ключевые
слова: самостоятельность, труд, нравственное воспитание, самообслуживание, правила,
общество.
Трудовое развитие составляет одну из важнейших сторон
нравственного воспитания детей. При условии целенаправленного педагогического
руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных
качеств. Нравственное воспитание детей в
процессе руководства трудом по самообслуживанию имеет большое значение. В
этом контексте, труд по самообслуживанию предоставляет родителям и
педагогам возможность внушить детям
ценности, такие как ответственность, чистоплотность, уважение к себе, и
окружающим, самодисциплину. Предоставляя детям возможность самостоятельно
выполнять задачи самообслуживания, родители и педагоги могут обсудить с ними правила и ожидания, связанные с этими
задачами. Например, они могут объяснить,
почему важно мыть руки перед едой. Этот процесс помогает детям осознать важность выполнения
таких задач и понять, как они связаны с благополучием и хорошими манерами.
Кроме того, руководство детей в труде по самообслуживанию может стать платформой
для учения детей трудолюбию, терпению.
Родители и педагоги могут поощрять их усилия и
достижения, а также рассказывать о том,
как их труд способствует улучшению их личной жизни и жизни других людей вокруг них. Труд по самообслуживанию
имеет большие воспитательные
возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитывается стремление к аккуратности, привычка к
опрятности, чистоте и порядку,
самостоятельность, умение и желание
прилагать усилия для достижения результатов. Трудовая деятельность по
самообслуживанию помогает детям развивать
навыки самостоятельности. Когда дети обучаются одевать и
раздеваться, мыть руки, кушать
самостоятельно и использовать туалет без
помощи, они учатся контролировать свои действия. Кроме того, труд по
самообслуживанию способствует формированию независимости у детей.
Способность выполнять основные задачи
самостоятельно, без помощи взрослых, помогает детям чувствовать себя более уверенно и независимо. В
процессе самообслуживания дети также
учатся брать ответственность за свои
действия. Они осознают, что выполнение
задач самообслуживания является их собственной обязанностью и способом
заботиться о себе. Это развивает их понимание о том, что они сами
могут и должны решать свои
проблемы и выполнять свои обязанности. Когда дети видят, что могут выполнять задачи самостоятельно, они начинают чувствовать гордость за свои достижения и веру свои способности. Помимо
этого, труд по самообслуживанию
учит детей тому, что они могут и должны брать ответственность за свою
жизнь, и благополучие. Они учатся понимать, что выполнение
ежедневных задач является неотъемлемой частью их жизни и помогает им быть более
независимыми и самостоятельными.
В
течение года дошкольники приобретают довольно устойчивые навыки одевания,
усваивают правила организации своей деятельности и обращения за помощью к
взрослому. Чтобы добиться такой самостоятельности и организованности детей,
надо с осени, когда одежды еще мало, начинать учить их последовательности
одевания. Когда дети идут с прогулки, полезно напомнить, что, пойдя в
раздевалку, они должны сразу подойти к своим шкафчикам, снять шапочки и
положить их на полку, а кофточки (или пальто)повесить на крючок. Также можно приучить детей сначала взять
комнатную обувь, сесть на банкетку и
только потом снимать сапожки или ботинки.
Очень важно, чтобы воздействие взрослых на детей было согласованным во
всех мелочах.
Как
и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе
воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого
терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека
неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к
их пониманию. Подражание свойственное ребёнку, является одним из важнейших
мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом
взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить
и углубить его – основная задача родителей , и воспитателей если они хотят
вырастить ребёнка трудолюбивым. Нравственное воспитание детей в процессе
руководства трудом по самообслуживанию имеет большое значение. Необходимо дать
детям возможность сделать выбор в отношении выполнения задач по самообслуживанию, например, выбор между
разными видами работ или распределение ответственности в семейных делах. Это
поможет развивать их самостоятельность и принятие ответственности за свои
действия. Необходимо объяснить детям, почему это важно и как это помогает им
развиваться и стать самостоятельными, регулярно напоминать им об этих
ожиданиях.
Родителям
необходимо быть хорошим примером для детей, активно включаясь в
самообслуживание и выполняя свои собственные обязанности. Показывать, что выполнение
этих задач является естественной и неотъемлемой частью нашей жизни. Также нужно
начать с простых задач и постепенно усложнить их. Дать детям возможность
постепенно развиваться и прогрессировать в выполнении задач по
самообслуживанию. Необходимо поощрять их
постоянное развитие и усовершенствование навыков, это поможет им развивать
уверенность в себе и чувство достоинства.
Кроме
того, можно обсудить с детьми ценность труда и то, как он способствует развитию
личности и общества, показать, что труд помогает достигать целей, развивать
навыки, улучшать качество жизни и способствует гармоничному функционированию в
обществе.
Вот
несколько аспектов, которые связаны с нравственным воспитанием в контексте
руководства трудом по самообслуживанию:
- Ответственность: руководство детей выполнению различных задач, таких как уборка комнаты, приготовление пищи или стирка, помогает им осознать свою ответственность за уход за собой и своим окружением. Они учатся понимать, что их действия имеют последствия и влияют на других.
- Самостоятельность: руководство трудом по самообслуживанию помогает детям развивать самостоятельность и навыки самоуправления. Они осознают свои возможности и научатся решать проблемы и преодолевать трудности без помощи других людей.
- Самоуважение: когда дети выполняют задачи по самообслуживанию, они чувствуют себя полезными и ценными. Они понимают, что вносят вклад в жизнь своей семьи и общества. Это помогает развивать самоуважение и самооценку.
- Этика труда: руководство трудом по самообслуживанию формирует у детей понимание того, что труд является важной и ценной частью жизни, ребёнок осознает, что для достижения желаемых результатов необходима усидчивость, терпение и усилия. Также они учатся уважать труд других людей.
- Взаимопомощь и забота: руководство трудом по самообслуживанию помогает детям понять значение взаимопомощи и заботы о других. Они имеют возможность принести пользу своей семье и близким людям, осознавая свою роль в поддержке и укреплении отношений.
Труд
детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их
деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их
основе воспитание самостоятельности,
деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников,
дисциплинированности. В целом, руководство трудом по самообслуживанию является
важным инструментом для нравственного воспитания детей. Оно помогает укреплять
ценности, такие как ответственность, самостоятельность, самоуважение, этика
труда и забота о других. Эти навыки и ценности будут полезны детям в их будущей
жизни и формировании их характера. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от
нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в
мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании
нелегко, потому что ничто не дает человеку такого высокого морального
удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна
эта радость только тому, кто любит труд.
Совместная
работа с взрослыми не только вызывает
положительные эмоции у детей, но и выступает как средство формирования
положительных отношений со сверстниками. У детей шестого года жизни труд по
самообслуживанию становится обязанностью детей, родители должны не только
расширить содержание этого труда, но и решить важнейшие воспитательные задачи:
формирование культуры поведения, чувства взаимопомощи.
Таким
образом, комплексное использование разнообразных методов и приемов создает
прочную основу морально-этического формирования личности. Помогая детям
осознать и внедрить нравственные принципы в свою жизнь, а труд по
самообслуживанию у детей дошкольного возраста имеет огромные воспитательные
возможности, приобретенные навыки и
ценности в детстве будут им помогать в
будущем, когда они будут сталкиваться с новыми задачами и ситуациями, на
протяжении всей своей жизни.
Список литературы:
- Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с..
- Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.
- Ежкова Н.С. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный взгляд / Н.С. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №3. – С. 72–76.
Комментарии: