» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (91) 2024
Автор: Етмишбоева Шахноза Алижоновна, ассистент кафедры программирования и информационных систем
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение интерактивных методов обучения информационным технологиям в системе преподавания технических вузах
Дата публикации: 12.10.2024
УДК 004
ПРИМЕНЕНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В СИСТЕМЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Етмишбоева Шахноза
Алижоновна
ассистент кафедры программирования и информационных систем
ХПТТУ имени акад. М.С.Осими, г. Душанбе
Аннотация. XXI век требует высокообразованных специалистов,
людей творческих способных к свободному мышлению. Для реализации данного уровня
в процесс обучения во всех стадиях учебы были внедрены IT-технологии.
Ключевые слова: контроль знаний,
тестирование, сервисы, онлайн-викторина, игра.
Высококвалифицированные
кадры с качественной информационной подготовкой и фактическим уровнем знаний
являются требованием современного производства.
Выпускники
технических ВУЗов должны обладать не только фундаментальным базовым подготовкой,
иже оказывает содействие при разборе сложного производства, но и
информационно-технологическую готовность. Выпускник технического ВУЗа должен обладать
следующие основные профессиональные концепциями:
- способность к интеграции, анализу, принятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения
- умение сбора информации
- умение применять IT-технологии
- способность и готовность пользоваться IT-технологиями, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области
- умение приспосабливаться к информационным нагрузкам
- способность к самообразованию и необходимость в регулярном повышении квалификации
Набор текущих
компонентов информационной подготовки служит базой для основы формирования
информационной культуры будущего специалиста.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в
сфере образования, обеспечило эффективные условия обучения для новой группы
молодежи за компьютерами. В то же время появилась проблема потери у
обучающегося познавательного интереса к обучению и, как следствие, ухудшение
образовательных показателей.
В современных комплексах образовательных технологий высших учебных
заведений устойчиво закрепились интерактивные методы обучения, и с каждым годом
они все более перехватывают инициативу у традиционных методов обучения. Целевое
и обоснованное применение при изучении специализированной дисциплине определяет
позицию преподавателей и студентов по отношению к определенной методике
обучения или их системе.
Игровые
методы в образовательных системах не только
увеличивает скорость восприятия информации обучающимся и повышает уровень
понимания, но и благоприпятствуют в выработке таких важных для любого
специалиста качеств, как эмоциональные, зрительные и логическое мышление.
Применение
современных информационных технологий являются ценными для обучения техническим
предметам. Они в свою очередь значительно повышают эффективность понимания
предмета на слух и зрительно.
Одним
из самых эффективных методов является применение интерактивной системы мультимедийного
типа. Они предоставляют возможность одновременной передачи звука, видео, анимации,
графику, тексты.
Данный
подход, когда студент играет не пассивную роль наблюдателя, а непосредственно
влияющего на ход событий участника на занятиях даёт хорошие результаты.
В
связи с предпочтениями нынешнего поколения, для наибольшего результата процесс
обучения должен быть интереснее и веселее. Современные интерактивные методы обучения
активно внедряются в мировую практику и значительно изменили методику преподавания.
При этом студент больше не отвлекается
от материала, как в аналогичной стандартной лекции.
На
сегодняшний момент главное не много знать, намного значимее понимать, где это
«много» можно найти и как им пользоваться. При применение игровых технологий в
преподавании информационным технологиям в технических вузах повышают мотивацию
обучения студентов посредством применения современных средств обработки визуальной
информации, а также улучшается эмоциональное восприятия информации мотивируя
студента самостоятельно использовать мультимедиа технологии как инструмент в
профессиональной деятельности.
В
высших учебных заведениях целесообразно использовать такие виды и методы
интерактивного обучения, как викторины, мозговой штурм, ролевые игры (деловые,
имитационные), тренинги, дискуссии и онлайн-сервисы. С первого занятия студентов необходимо
погрузить в интерактивную среду обучения: например, они могут заниматься
выполнением творческих проектов в небольших группах, выносить проблемные
вопросы на обсуждение аудитории, предлагать решения проблемы. Основная задача
педагога – организовать процесс таким образом, чтобы в нем были задействованы
все студенты и между ними осуществлялось активное взаимодействие. Основной итог
такого процесса обучения – не заученный материал, а его понимание и
формирование необходимых компетенций. Далее более подробно рассматриваются
основные виды интерактивных методов обучения, которые эффективны в высшей
школе.
1.
Тренинг – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и
навыков, коррекцию и формирование способностей в интерактивной форме. Тренинги
делятся на психологические, социально-психологические, навыковые и
бизнес-тренинги.
2.
Дебаты – это вид интерактивных методов обучения, основанный на групповом взаимодействии
в процессе решения учебных задач.
3.
Мозговой штурм – это способ решения вопросов, основанный на стимулировании
творческой активности участников. В данном методе обучения две группы
участников: генераторы идей и эксперты. Первые генерируют свои идеи по
поставленной перед ними проблеме. Вторые анализируют все предложенные идеи и
выбирают наиболее подходящую из них.
4.
Блиц-игры – это краткосрочные игровые процессы, которые направленны на проверку
или закрепление знаний. Виды блиц-игр: предназначенные для введения в тему
занятия; предназначенные для закрепления, проверки или повторения изучаемого
материала.
5.
Кейс-технологии – это современная образовательная технология, в основе которой
лежит анализ экономической, социальной, либо любой другой проблемной ситуации.
Студентам предоставляется возможность анализировать ситуацию, разобраться в
сути проблемы, а также предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной
ситуации.
6.
Викторины – это эффективная форма внеурочной
работы. Возможности викторины — это создание благоприятных условий для
раскрытия личностного потенциала студентов, повышение учебной мотивации и
развитие умений сотрудничества, смекалки, эрудиции.
7. Онлайн-сервисы – полезно использовать для проведения занятий как для
первых, так и в старших курсах ВУЗа, данный формат викторины можно внедрить для
обучающихся разных курсов в качестве варианта педагогического контроля. Главное
преимущество сервисов онлайн-викторин -
это бесплатный доступ к основному функционалу
и отсутствие установки дополнительного программного обеспечения, необходимо
устройства с доступом в Интернет и браузером.
В соответствии с нынешними профессиональными стандартами
преподавателю высшего учебного заведения необходимо использовать цифровые
образовательные инструменты и ресурсы. Современному преподавателю высшего
учебного заведения необходимы навыки использования готовых ресурсов и создание
собственных. Для создания и применения на занятиях онлайн-викторины есть
возможность использования сервиса Quizizz.com. Сервисы онлайн-викторин полезны
для проведения занятий как в первых, так и в старших курсах ВУЗа, текущий формат
викторины приемлем для студентов разных возрастов как варианта педагогического
контроля.
Список литературы:
- Курвитс М. Quizizz для создания викторин и тестов. Пошаговая инструкция. URL: http://marinakurvits.com/quizizz/ .
- Короткова М.Ю. Использование веб-сервисов для создания онлайн-викторин в образовании / М.Ю. Короткова [Электронный ресурс].
- Рахманкулова А.А. Отбор онлайн-инструментов для обучения педагогов основам разработки цифровых ресурсов / А.А. Рахманкулова, Е.М. Любимова [Электронный ресурс].
- Quizizz [Электронный ресурс] - https://quizizz.com.
Комментарии: