» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (85) 2024
Автор: Морозова Тамара Александровна , Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Физическое развитие студентов России
Дата публикации: 11.04.2024
УДК
37.037.1
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
РОССИИ
Морозова Тамара Александровна
студентка
Соколова Екатерина Владимировна
старший преподаватель
Самарский
технический государственный университет,
г. Самара
Аннотация. В данной статье
поднимается вопрос об отношении студенческой молодежи к
физическом воспитании. Одной из основных проблем физического воспитания
студентов является недостаток мотивации. Многие студенты не видят важности
занятий спортом и физическими упражнениями, считая их нецелесообразны. также рассмотрены цели
физического воспитания её задачи и принципы
Ключевые слова: физическое воспитание;
цели физического воспитания; задачи физического воспитания; принципы
физического воспитания.
Физическое воспитание - является
длительным процессом, охватывающим все этапы развития человека после рождения.
Оно претерпевает изменения на протяжении всего жизненного пути, адаптируясь к
естественным закономерностям возрастного развития ребенка, динамике жизненных
условий и активности, а также к логике самого процесса. На раннем этапе этот
процесс представляет собой универсальный курс физического развития для детей,
который проводится в детских садах, школах, колледжах, университетах, в семье,
спортивных и других организациях. С течением времени и с переходом к более
взрослым возрастным группам, процесс физического воспитания проходит
значительные изменения, становится более индивидуальным и постепенно переходит
в сферу самовоспитания, характерного для зрелости.
Специализированное направление,
включающее спортивные тренировки, производственно-прикладную и
военно-прикладную физическую подготовку, предполагает глубокое улучшение
выбранного вида двигательной активности на основе обширной общей подготовки с
возможно высоким уровнем достижений, зависящим от индивидуальных способностей.
Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного
освоения жизненно важных движений, формирование физических, моральных и волевых
качеств, а также спортивное совершенствование личности. Физическое воспитание
студентов в рамках учебной деятельности регламентируется учебными планами и
программами, утвержденными Министерством высшего образования РФ.
Государственная программа физического воспитания устанавливает обязательный для
студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и
уровень развития физических качеств.
Отношение студентов к занятиям
физической культурой и спортом является одной из важных социально-педагогически
проблем. Каждый студент должен осознавать важность этой задачи как для себя
лично, так и для общества в целом. Исследования и практика показывают, что
многие студенты пока еще не придают физическим упражнениям достаточного
значения, чтобы сделать их частью своей повседневной жизни. Недостаточно
проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями среди студентов.
Существуют объективные и субъективные факторы, которые влияют на потребности,
интересы и мотивацию студентов к занятиям физкультурой и спортом. К объективным
факторам относятся: наличие спортивной инфраструктуры, организация учебного
процесса по физической культуре, требования учебной программы, влияние
преподавателя, состояние здоровья студентов, регулярность занятий, их
продолжительность и эмоциональная составляющая.
В учебных заведениях лекции по
физической культуре, практические занятия и различные спортивные мероприятия
призваны формировать мотивацию студентов к занятиям физической активностью,
которая впоследствии должна перерасти в потребность. Если мотивация присутствует,
ставится цель занятий, которая может быть разной: от активного отдыха и
укрепления здоровья до достижения высоких спортивных результатов.
Основная задача физкультуры
заключается в совершенствовании физического здоровья человека, в развитии всех
физических способностей и связанных с ними умений, что идет рука об руку с
воспитанием духовных и моральных качеств, которые формируют активную социальную
личность. Цель — подготовить каждого участника общества к продуктивной работе и
другим видам активности. Чтобы физическое воспитание достигло поставленных
целей, необходимо решить набор специфических и общих педагогических задач,
которые отражают многоаспектный характер воспитательного процесса, различные
этапы развития воспитанников, их уровень подготовленности и условия для
достижения желаемых результатов.
Для достижения цели физического
воспитания необходимо решить все его задачи. Только вместе они обеспечивают
всестороннее гармоническое развитие человека. Значение физического воспитания в
вузах определяется не только его общесоциальными
функциями, но и возможностями в решении некоторых задач профессиональной
подготовки. Профессиональная направленность физического воспитания заключается
в обеспечении достаточного развития необходимых способностей, формировании прикладных
двигательных умений и навыков, а также повышении устойчивости организма к
неблагоприятным воздействиям внешней среды.
В процессе обучения в вузе по
курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств,
готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья
студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию
организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода
обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов; профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой
деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории,
методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки,
подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов; воспитание у
студентов убежденности в необходимости регулярно заниматься физическими
упражнениями. Итоговым показателем эффективности физического воспитания
является состояние здоровья, физическая подготовленность с учетом выбранной
профессии, высокая работоспособность в учебе и труде.
Принципы воспитания в теории и
практике представляют собой основные принципы, которые, обобщая основные законы
воспитания в форме конкретных правил и упорядочивающих требований, направляют
действия воспитателя и воспитуемых к поставленной цели. Такими принципами
являются:
- Систематичность и регулярность занятий - студенты должны заниматься физическими упражнениями регулярно, чтобы поддерживать физическую форму и укреплять здоровье.
- Разнообразие упражнений - в ходе занятий студенты должны выполнять различные виды физических упражнений, чтобы развивать разносторонние физические способности и навыки.
- Постепенное увеличение нагрузки - важно учитывать индивидуальные физические возможности каждого студента и постепенно увеличивать нагрузку, чтобы избежать травм и переутомления.
- Поддержание здорового образа жизни - физическое воспитание должно быть взаимосвязано со здоровым образом жизни, включая правильное питание, отказ от вредных привычек и регулярные медицинские осмотры.
- Мотивация и поддержка - преподаватели и тренеры должны поощрять студентов к участию в физических занятиях и помогать им достигать поставленных целей.
- Безопасность - важно обеспечить безопасные условия для занятий и предотвращать травмы, соблюдая правила техники выполнения упражнений и подбирая соответствующее оборудование.
- Индивидуальный подход - учитывая различия в физической подготовке и целях студентов, необходимо разрабатывать индивидуальные тренировочные программы и подходы к обучению.
Важно учитывать как общее
время, которое учащиеся проводят на занятиях по физической культуре, так и
индивидуальное время, которое им необходимо для самостоятельных занятий.
Принципы физического воспитания
важны для правильной организации учебного процесса. Они включают в себя принцип
системности, контроля, педагогической науки, научной обоснованности,
индивидуализации, разумности, научно-технического прогресса и нравственного
воспитания. Соблюдение этих принципов помогает создать эффективную систему
обучения и достижения поставленных целей.
Таким образом, цель, задачи и
принципы играют важную роль в процессе физического воспитания студентов,
позволяя достичь определенных результатов и продвигаться к целям с учетом
индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Список литературы:
- Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛ
- Григорьев В. И. Физическая культура в вузах / В. И. Григорьев. – М.:Вузовский учебник, 2011. – 277 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб.для институтов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Комментарии:







