» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (86) 2024
Автор: Бабцева Эвелина Евгеньевна, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Социально-психологическая фрустрация личности: факторы возникновения, формы проявления, способы устранения
Дата публикации: 06.05.2024
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФРУСТРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ:
ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Бабцева Эвелина
Евгеньевна
студент, кафедра психологии и педагогики
научный руководитель:
Клемес Виктория Сергеевна
ст. преподаватель
Амурский государственный университет, г. Благовещенск
Аннотация. В
настоящей статье рассматривается вопрос социально-психологической фрустрации
личности, описываются факторы ее возникновения, формы проявления, влияние на
жизнедеятельность человека. Также в статье повествуется о способах
психологической помощи личности, находящейся в состоянии фрустрации. Статья
предоставляет практические рекомендации для людей, интересующихся методами
самопомощи, желающих поддержать других
людей, находящихся в сложной жизненной ситуации, минимизировать негативное
влияние, оказываемое факторами социальной среды, поспособствовать наиболее
благоприятному процессу адаптации к окружающим условиям, улучшить
психологическое самочувствие и качество жизни.
Ключевые
слова: фрустрация личности, социальная фрустрированность,
фрустрирующие состояния, социально-психологические потребности,
психологическая помощь.
Изучение
феномена фрустрации относится прежде всего к сфере
практической психологии. Исследованием фрустрации занимались многие
учёные-психологи: Н. Д. Левитов, С. Розенцвейг, Л. Фестингер, К. Роджерс, В.Н.
Мясищев, А.Р. Лурия, Н.В. Тарабрина,
В.С. Мерлин, А.И. Захаров, Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая, В.Н. Астапов и др. В.Н. Мясищев считал, что
неумение найти рациональный, продуктивный выход из фрустрирующей
ситуации и связанных с ней переживаний влечёт за собой эмоциональную травматизацию личности, снижение самооценки, потерю
уверенности в себе и др.
Согласно Н.Д. Левитову,
фрустрация личности представляет собой «сложное эмоционально-мотивационное
состояние, выражающееся в дезорганизации деятельности, общения, возникающее в
результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно
непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями» [5, С. 57].
Фрустрирующие
состояния и эмоции, связанные с ними, являются следствием неудовлетворенности
значимых для человека социально-психологических потребностей, невозможности
достичь важных целей, потери близких отношений, близких людей и т.д. Примерами
могут являться внутриличностные и межличностные
конфликты или ситуации, когда установить контроль над обстоятельствами не
предоставляется возможным. К фрустрирующим состояниям
относятся тревожность, депрессия, апатия, раздраженность. Эти состояния могут
присутствовать одновременно, формируя различные вторичные и третичные эмоции,
например, обиду [1, С. 2].
В
зависимости от того, как человек реагирует на фрустрирующую
ситуацию, ученые выделяют 3 формы этого состояния:
- Экстрапунитивная форма – обвинения направлены на внешние обстоятельства и других людей;
- Интрапунитивная форма – все обвинения в неудаче личность направляет на себя, развивая чувство вины и неуверенности;
- Импунитивная форма – характеризуется чувством неизбежности неудачи и смирения с негативными результатами [4].
С.С. Гончарова выделяет адаптивные
стратегии преодоления фрустрации: поиск поддержки, наличие устойчивой системы
ценностей, адаптивность и гибкость, умение управлять своими желаниями и
эмоциями, развитость волевых качеств, адекватность самооценки; и дезадаптивные стратегии: самообвинение, поиск виновных;
В соответствии с психоаналитическим
подходом З. Фрейда и гештальтистким подходом Ф. Перлза, преодоление фрустрации осуществляется за счет
доведения до осознания невротика связанных с яркой психологической разрядкой
истинных глубинных причин переживаемого симптома, вызванного фрустрированными импульсами. В процессе осознания своих
чувств и эмоций фрустрированная потребность теряет
свою силу, и поведение человека становится более адаптивным. Иными словами,
необходимо, чтобы человек, переживающий недовольство, напряженность по причине
неудовлетворения его социально-психологических потребностей, полностью принял и
осознал свои эмоции, прожил и отреагировал их [3, С. 2-3].
Рассматривая варианты самопомощи,
можно выделить следующие:
- Принятие и разбор ситуации. Необходимо разобрать каждый эпизод события, отследить свои эмоции, конкретизировать каждую и каждой присвоить определенный стимул, который ее вызвал. Далее нужно сместить фокус с «кто виноват?» на «что делать?». Это позволит взять ответственность за предпринимаемые действия и продумать пути разрешения проблемы.
- Разделение ситуации и состояния. В стрессовой ситуации всегда есть негативный раздражитель и реакция личности на него. Это абсолютно разные, не тождественные друг другу вещи, поэтому человек не всегда должен ассоциировать себя с произошедшей ситуацией, иногда полезнее отдалиться от нее и посмотреть со стороны. При этом очень важно не уходить в отрицание, не изолироваться от проблемы, поскольку это чревато искажением восприятия окружающего мира. Важно, чтобы человек понимал, что он в силах отрегулировать свое состояние и реакцию самостоятельно, что именно он может контролировать, изменять свое поведение и влиять на эмоциональное самочувствие.
- Анализ ситуации и выводы. Необходимо еще раз проанализировать, почему произошла именно такая ситуация, почему человек испытал именно такие эмоции, что именно задело самоуважение. После этого нужно вспомнить свой анализ на первом этапе и еще раз обозначить зону своей ответственности, выявить те факторы, на которые человек мог непосредственно повлиять и те, которые никаким образом от него зависели. Далее необходимо подвести итог ситуации, принять ее неотвратимость,при этом свою возможность влияния на изменение собственного отношения к ней. Человеку нужно проанализировать, что он в будущем может отрегулировать и предпринять, чтобы больше подобных ситуаций не происходило, а если они и встречались на жизненном пути, то не способствовали сильной травматизации [2].
Таким образом,
социально-психологическая фрустрация – это психическое состояние переживания
неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий
на пути к достижение
поставленной цели. К личности, находящейся в состоянии фрустрации, необходимо
проявлять понимание и терпение. Чтобы помочь человеку, нужно понять, насколько
реален барьер, препятствующий достижению цели, и помочь личности продумать
алгоритм дальнейших действий. Этого будет достаточно, чтобы снизить уровень
напряжения и помочь человеку преодолеть трудное психо-эмоциональное
состояние.
Список литературы:
- Аврамова, Т. И. Исследование фрустраций у студентов / Т. И. Аврамова, А. // Вестник науки. – 2020. – С. 2.
- Дранишников, С. А. Фрустрация. Полезные техники [Электронный ресурс] : автрореф. дис. ... канд. психол. наук / С. А. Дранишников. – М. : Моск. психол. гос. ун-т, 2024. – Режим доступа : https://pro-psy.center/frustration-usefull-techniques/. – 16. 04. 2024.
- Дубовицкая Т. Д., Эрбегеева А. Р. Психологическая поддержка конструктивного преодоления фрустрации у студентов [Электронный ресурс] : автрореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Д. Дубовицкая, А. Р. Эрбегеева. – М. : Ярославский педагогический вестник, 2009. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podderzhka-konstruktivnogo-preodoleniya-frustratsii-u-studentov. – 15. 04. 2024.
- Ефимов, Ю. И. Состояние фрустрации. Что делать и как поможет психолог? [Электронный ресурс] : автрореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. И. Ефимов. – М. : Моск. психол. гос. ун-т, 2018. – Режим доступа : https://psychoanalyst.pro/frustraciya-vpsihologii/?ysclid=lv39ry99hx202409460/ . – 17.04. 2024.
- Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 118-129.
Комментарии: