» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (86) 2024
Автор: Жаворонкова Любовь Сергеевна , студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Налогообложение иностранных организация, осуществляющих деятельность на территории РФ: правовые проблемы
Дата публикации: 03.05.2024
УДК 336.225.3
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РФ: ПРАВОВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
Жаворонкова
Любовь Сергеевна
студент
Саратовская государственная
юридическая академия, г. Саратов
Аннотация.
Наличие
иностранного элемента внутригосударственной деятельности влечет за собой ряд
сложностей в правоприменительной практике, чем и объясняется актуальность
данной темы научной статьи. В связи с чем целью данной
научной статьи является анализ проблем, связанных с налогообложением
иностранных организаций, которые осуществляют свою деятельность в Российской
Федерации.
Ключевые
слова: иностранные организации, налогообложение, субъект,
государство, экономика.
Россия,
как одна из крупнейших экономических держав мира, привлекает множество
иностранных организаций, которые осуществляют свою деятельность на ее
территории. Одним из основополагающих аспектов, влияющих на ведение
деятельности иностранными субъектами в государстве, является вопрос их
налогообложения. В свете этого, возникают различные проблемы, которые
необходимо решить для обеспечения справедливого и эффективного налогообложения
иностранных организаций.
В
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, налогообложение
иностранных организаций зависит от их налогового статуса и характера
получаемого дохода в России. Для иностранных организаций, которые имеют
постоянное представительство или филиалы в России, применяются правила
налогообложения, аналогичные правилам для российских организаций.
Для
понимания особенностей правового регулирования деятельности иностранных
юридических лиц, требуется установить определение таких организаций. Тем не
менее, в России отсутствует четкое законодательное определение понятия «иностранное
юридическое лицо». В различных областях правового регулирования используются
специфические термины, такие как «иностранный инвестор» или «нерезидент»,
которые отражают особенности статуса иностранной организации в соответствующей
сфере правового регулирования. Определение национальности юридического лица в
России обычно базируется на его инкорпорации. Однако, в
некоторых нормативных актах может допускаться использование этого критерия в
сочетании с дополнительными признаками[1].
В связи
с отсутствием законодательно закрепленного понятия иностранной организации,
остается неясным ее налогово-правовой статус.
Вместе
с этим, отсутствуюти четкие и прозрачные правила
налогообложения иностранных организаций. В частности, одной из проблем
правового регулирования является отсутствие нормы об определении места передачи
услуг, которые оказываются для собственных нужд представительства иностранного
юридического лица.
Неразбериха
и неопределенность в законодательстве могут приводить к различным трактовкам и
спорам между налоговыми органами и иностранными организациями.
Кроме
того, иностранным организациям может быть сложно
разобраться в российском налоговом законодательстве и правилах налогообложения.
Недостаток информации и консультаций может привести к ошибкам и нарушениям
законодательства. Чтобы решить эту проблему, необходимо создать доступные и
обратимые пути консультаций и предоставить иностранным организациям информацию
о налоговом законодательстве и их налоговых обязанностях.
Согласно
позиции Конституционного Суда России, «законы о налогах должны содержать четкие
и понятные нормы, с тем чтобы не допускалась неопределенность
в их понимании и, следовательно, возможность произвольного их истолкования и
применения» [2].
Еще
одной проблемой является система двойного налогообложения, применение которой
возникает, когда одна и та же доходность или активы подлежат налогообложению и
в России, и в стране, где зарегистрирована иностранная организация. Это создает
юридическую неопределенность и увеличивает налоговое бремя для иностранных
организаций.
Кроме
того, анализируя российское Типовое соглашение об избежании
двойного налогообложения [3], можно отметить, что оно включает все возможные,
встречающиеся в любых международных моделях и комментариях к ним, положения о
предотвращении уклонения от налогообложения. То есть российским законодателем в
целях увеличения собираемости налогов предусмотрен весь известный на данный
момент инструментарий для контролирующих органов. Вместе с тем не предусмотрено
формализованных методов для выбора оптимального варианта, вследствие чего
дискреционные полномочия налоговой службы могут принимать практически
неограниченный характер [4]. Данное обстоятельство также способствует
увеличению неопределенности при применении соглашений об избежании
двойного налогообложения.
Кроме
того, возникает проблема уклонения от уплаты налогов путем использования льгот
и преференций, предоставляемых международными налоговыми договорами для избежания двойного налогообложения. Как верно отмечает Ю.А.
Крохина, «закладывание ответственности за контроль возможности использования
предоставляемых налоговым соглашением привилегий на налогового агента
увеличивает налоговую нагрузку на российские организации и не
достигает цели предотвращения злоупотреблений налоговыми соглашениями» [5, с.
39-42].
Таким
образом, подводя итоги рассматриваемой темы, мы можем прийти к выводу о том,
что налогообложения иностранных организаций в Российской Федерацией является на сегодняшний день очень
важным аспектом поддержания национальной экономики. Вместе с этим, анализ
действующего законодательство приводит к выводу о том, что система регулирования
данной категории субъектов налогообложения на сегодняшний день находится на
слабом уровне, снижая тем самым эффективность достижения целей налогового
законодательства и поддержания экономики государства в целом.
Ясное и
последовательное налоговое законодательство, специально направленное на
регулирование налогообложения иностранных организаций, может помочь устранить
такие проблемы. Видится необходимым принять меры к совершенствованию налогового
законодательства с целью устранения неопределенности и улучшения прозрачности
правил налогообложения иностранных организаций. Представляется возможным
определить иностранное юридическое лицо как юридическое лицо, учрежденное на
территории иностранного государства в соответствии с его законодательством вне
зависимости от гражданства учредителей (участников) юридического лица, его
уставного (складочного капитала), место нахождения органов управления
По
нашему мнению, следует предусмотреть возможность установить отдельный, независимый
механизм для налогообложения иностранных организаций. Такой механизм будет
учитывать особенности налогообложения зарубежных организаций, включая тех,
которые не имеют постоянного представительства на территории России.
Внедрение
этого механизма позволит более эффективно применять налоговое законодательство
и правильно определять потенциальные налоговые последствия для иностранных
юридических лиц, не осуществляющих коммерческую деятельность на территории
страны.
Список литературы:
- Сергеев С.В. Место норм, регулирующих налогообложение иностранных организаций, не ведущих деятельность в Российской Федерации, в системе финансового права // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 2. С. 54 - 62.
- Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2003 № 156-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Экран» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
- Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
- Семкина Е.И., Яковлева Л.В. Мотивированность решения налогового органа - лакмусовая бумага эффективного взаимодействия // Налоговед. 2016. № 10. С. 15-21.
- Крохина Ю.А. Актуальные проблемы оптимизации правового механизма налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт России и зарубежных стран // Экономика. Право. Общество. 2021. № 4. С. 39 - 45.
Комментарии: