» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (86) 2024

Автор: Жаворонкова Любовь Сергеевна , студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Актуальные проблемы правового регулирования договора на оказание платных медицинских услуг

Статья просмотрена: 125 раз
Дата публикации: 03.05.2024

УДК 347.4

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ.

Жаворонкова Любовь Сергеевна

Бурдаева Полина Дмитриевна

студенки 3 курса Института прокуратуры

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматривается проблематика причинения вреда вследствие оказания некачественной платной медицинской услуги. Анализируется нормативно-правовая база и правоприменительная практика. Авторы приходят к выводу о том, что пациент вправе требовать материальное возмещение вреда здоровью, возмещение морального вреда и возможности истребовать понесённые расходы вследствие получения некачественной услуги согласно договору на оказание платных медицинских услуг.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, договор на оказании платных медицинских услуг, некачественные услуги, причинённые ущерб, медицинская организация.

 

В современном мире все большей популярностью пользуется получение гражданами платных медицинских услуг. Так, согласно статистическим данным с Всероссийского центра изучения общественного мнения, подавляющее большинство россиян предпочитают обращаться в государственную бесплатную поликлинику в случае возникших трудностей с общим состоянием здоровья. Более того, большинство россиян обращаются за медицинской помощью пользуясь доступом обязательного медицинского страхования [1]. Однако, в последнее время все больше и больше граждан Российской Федерации пользуются платными медицинскими услугами. Это желание во многом обуславливается рядом факторов: низкое качество государственных лечебных учреждений, неудобный график работы государственных больниц, а также длительное ожидание в очередях среди массы людей.

Понятие «платных медицинских услуг» закреплено в Постановлении Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006", где в пункте 2, главы 1 дана исчерпывающая дефиниция. Так, под платными медицинскими услугами понимаются, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования [2].

В соответствии с частью 1 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024), граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Также, обращая внимание на часть 3 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи. Под порядком оказания медицинской помощи, понимается ряд регулирующих положений медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, к ним относятся положения, которые утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Однако не определен еще точный вопрос, кто же будет нести ответственность за последствия вследствие возможных последствий, которые наступили после оказания платный медицинский услуг

Существует множество примеров судебной практики, где пациенту был причинен вред, в силу некачественного оказания медицинской помощи. Так, Шатурским городским судом Московской области от 30 июля 2021 г. по делу № 2-1505/2020, где было рассмотрено гражданское дело по иску к обществу с ограниченной ответственностью «Улыбка» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, взыскании штрафа. Анализируя фабулу дела, следует отметить, что гражданка Российской Федерации обратилась в стоматологическую клинику за медицинской помощью, в связи с острой зубной болью. Между истцом и ООО «Улыбка» был заключен договор на оказание платных медицинских услуг всеми возможными методами, и в соответствии с разрешенным лицензией перечнем услуг, составляющим медицинскую деятельность исполнителя. Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие основания ответственности за причинение вреда[3].

Согласно данной норме закона вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации[4], и пунктом 4 статьи 13 Закона о защите прав потребителей[5], изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом

Как разъяснено в пункте 28 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) [6].

Таким образом ответственность за последствия, причиненные вследствие оказания некачественной медицинской услуги, следует назначать на исполнителя, где необходимо налагать на недобросовестных исполнителей платных медицинских услуг обязательное возмещение в случаях, если действия являлись правомерными, но повлекли за собою последствия, причиняющие вред жизни и здоровью гражданина

В соответствии со ст. 98 Закона № 323 медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пациент вправе требовать от медицинской организации возмещения причиненного ему в результате врачебной ошибки вреда здоровью, а также компенсацию морального вреда. При причинении увечья (ином повреждении здоровья) возмещению подлежит утраченный пострадавшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные с повреждением здоровья, в частности расходы на лечение, посторонний уход, если установлено, что он нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблематика обязательства, вследствие причинения вреда является на сегодняшний день актуальной. Некачественные платные медицинские услуги будут налагать ответственность, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на исполнителя, в лице медицинской организации. Пациент вправе требовать материальное возмещение вреда здоровью, морального вреда, а также у него имеется возможность истребовать понесенные расходы вследствие некачественной услуги согласно договору на оказании платных медицинских услуг.

Список литературы:

  1. Статистические данные с интернет - портала «ВЦИОМ. Новости. Медицина для всех: мониторинг». [режим доступа URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/medicina-dlja-vsekh-monitoring , дата обращения 25.04.2024].
  2. Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006"
  3. Решение Шатурского городского суда Московской области от 30 июля 2021г.по делу № 2-1505/2020 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/NMPvPBqA4F6R/(дата обращения 25.04.2024 г.) (документ официально опубликован не был).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ: [ред. от 29.12.2017] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 401
  5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) О защите прав потребителей
  6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: