» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (86) 2024

Автор: Суворов Никита Витальевич, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Урегулирование налоговых споров с помощью мирового соглашения

Статья просмотрена: 151 раз
Дата публикации: 03.05.2024

УДК 34

УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ С ПОМОЩЬЮ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ

Гришанов Алексей Витальевич

Суворов Никита Витальевич

студенты

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

 

Аннотация. В статье исследуется правовая природа налоговых правоотношений и возможность применения к ним гражданско-правового института мирового соглашения при разрешении спора в судебном порядке. Рассматривается порядок заключения мирового соглашения при урегулировании налогово-правовых споров.

Ключевые слова: мировое соглашение, налоговые правоотношения, тенденция института мирового соглашения.

 

До настоящего времени в Российской Федерации налоговые отношения были регулированы исключительно через государственное вмешательство, где государство имело полный контроль над отношениями между налогоплательщиками и налоговыми органами. Этот подход ориентировался на защиту интересов государства и использование принудительных мер. Однако стало очевидно, что необходимо найти баланс между общественными и частными интересами в сфере налоговых отношений, включая установление партнерских отношений и сотрудничество между налогоплательщиками и налоговыми органами. В 2011 году руководитель ФНС России Михаил Мишустин выразил готовность Федеральной налоговой службы исследовать возможность использования мирных процедур для разрешения налоговых споров как экспериментальной практики с крупными налогоплательщиками [1].

Налоговые отношения в основном имеют иерархический характер. Один из участников - налоговые органы, обладающие административными полномочиями. Исходя из этого, логично предположить, что институт мирового соглашения не может быть применен для разрешения налоговых споров. Мировое соглашение - это сделка, завершающая гражданский судебный процесс на взаимовыгодных условиях, требующая равенства прав участников, что не соответствует налоговым отношениям. В российском налоговом законодательстве исполнение налоговых обязанностей не приносит выгоды налогоплательщику, так как основано на принципе безвозмездности. Налоговые органы не стремятся к взаимовыгодным целям, если налогоплательщик задолжал государству.

Однако, законы, правовая система и судебная практика постоянно развиваются, чтобы соответствовать потребностям общества. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность сторон заключить дело мировым соглашением. Согласно части 2 статьи 139 АПК РФ, обычно стороны могут заключить мировое соглашение по любому делу [2]. Хотя Налоговый кодекс РФ не содержит прямых указаний на примирительные процедуры между участниками налогового спора, возможность достичь официального соглашения с налоговыми органами все же сохраняется.

В 2012 году было заключено первое мировое соглашение с налоговым органом, которое было одобрено Президиумом ВАС РФ [3]. Это событие послужило началом новой тенденции урегулирования налоговых споров, как подтверждено Письмом ФНС России от 2013 года. Согласно этому письму, стороны могут урегулировать налоговый спор через мировое соглашение или другие примирительные процедуры в соответствии с законодательством. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта, если это не противоречит законодательству [4].

В 2014 году Пленум ВАС РФ принял Постановление № 50, которое регулирует заключение мировых соглашений между налогоплательщиком и налоговым органом в налоговых спорах. Согласно этому документу, мировое соглашение должно быть заключено в рамках закона и не должно изменять налоговые последствия спорных операций по сравнению с законодательно установленными [5].

При заключении мирового соглашения в налоговых спорах необходимо учитывать публично-правовую природу налоговых отношений, что ограничивает возможность изменения налоговых последствий через такие соглашения. В отличие от гражданско-правовых споров, где стороны могут свободно договариваться, в налоговых спорах такая свобода ограничена административно-императивным характером налоговых отношений.

Каждое мировое соглашение по налоговому спору требует согласования с Правовым управлением ФНС России, и часто основной причиной отказа может быть несоответствие условий мирового соглашения нормам НК РФ и другим федеральным законам, основополагающим принципам налогового законодательства.

Мировое соглашение в налоговых спорах может содержать различные положения, такие как признание обстоятельств, влияющих на налогообложение, условия и сроки уплаты налогов, условия о снижении штрафов, распределение судебных издержек и другие условия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Процедура утверждения мирового соглашения подробно описана в законодательстве. Хотя форма такого соглашения не жестко регламентирована, текст должен быть ясным и однозначным, исключая двусмысленные положения. После подписания проекта соглашения он направляется на согласование в Правовое управление ФНС России. Затем стороны обращаются на судебном заседании с ходатайством об утверждении мирового соглашения. Соглашение может быть заключено на любом этапе судебного процесса, включая апелляционную инстанцию или исполнение судебного акта.

На сегодняшний день судебная практика по утверждению мирового соглашения в налоговых спорах не является широко распространенной, однако наблюдается тенденция к развитию этого института в Российской Федерации. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что мировое соглашение при разрешении налоговых споров может быть заключено только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (особенно крупным субъектам предпринимательской деятельности). Часто налоговые органы готовы утвердить проект мирового соглашения. Судебная практика свидетельствует о том, что этот инструмент уже используется.

Предполагается, что в будущем законодательство будет совершенствоваться, чтобы урегулировать особенности мирового соглашения в налоговых спорах. Этот институт выгоден как для налоговых органов, так и для крупнейших налогоплательщиков, поскольку позволяет погасить задолженность и избежать банкротства, что способствует формированию и развитию налоговой системы России.

Список литературы:

  1. Мишустин М. Развитие досудебного урегулирования налоговых споров и возможности внедрения медиации. – URL: http://taxpravo.ru/novosti/statya-153667-razvitie_dosudebnogo_uregulirovaniya_nalogovyih_sporov_i_vozmojnosti_vnedreniya_mediatsii_do klad_mmishustina (дата обращения: 03.05.2024).
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Российская газета № 137. 27.07.2002.
  3. Постановление Президиума ВАС РФ от 26 июня 2012 г. № 16370/11 // Вестник ВАС РФ. – 2012. – № 10.
  4. Письмо ФНС России от 02.10.2013 № СА-4-7/17648 «О практике заключения мировых соглашений налоговыми органами с налогоплательщиками в судах». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153068/ (дата обращения: 03.05.2024).
  5. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166542/ (дата обращения: 03.05.2023).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: