» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (86) 2024

Автор: Суворов Никита Витальевич, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемы реализации государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд

Статья просмотрена: 152 раз
Дата публикации: 06.05.2024

УДК 347

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД

Гришанов Алексей Витальевич

Суворов Никита Витальевич

студенты

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

 

Аннотация. В статье приводятся основные гражданско-правовые риски, возникающие в связи с заключение и исполнением государственных и муниципальных контрактов. Рассматривается порядок заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд.

Ключевые слова: государственные и муниципальные контракты, государственные и муниципальные закупки, гражданско-правовые риски, риск незаключенности договора, существенные условия контракта.

 

Государственный или муниципальный контракт является ключевым юридическим инструментом для удовлетворения потребностей в товарах, работах и услугах для общественных целей. Работы по строительству, проектированию и изысканиям, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, выполняются на основе контрактов на выполнение работ для таких целей. Взаимоотношения сторон таких контрактов регулируются Гражданским кодексом РФ и специальными законами, включая Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд [1]. Этот закон устанавливает правила не только для проведения закупок, но и для исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Под исполнением государственного (муниципального) контракта

понимается надлежащее выполнение обеими его сторонами принятых на себя обязательств. Соблюсти принцип равенства сторон в данных договорных правоотношениях очень сложно, учитывая преимущества заказчика как представителя органа государственной (муниципальной) власти.

Исполнение государственного (муниципального) контракта начинается еще до стадии его заключения. Существенным условием контракта до его заключения является получение исполнителем независимой гарантии, так как обеспечение обязательств по государственному (муниципальному) контракту его существенное условие. Поскольку независимая гарантия выдается специальными субъектами, полагаем далее целесообразным в статье именовать способ обеспечения как банковскую гарантию. Заказчик может требовать предоставления независимой гарантии только от банков, соответствующих требованиям, установленным в Законе № 44-ФЗ [1] и Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1005, касающимся банковских гарантий, используемых в рамках Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2].

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией [1]. Неисполнение данных требований в силу части 6 статьи 45, частей

3 и 5 статьи 96 Закона № 44-ФЗ является основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком, а участник, представивший независимую гарантию с недостатками, считается уклонившимся от заключения контракта с соответствующими негативными последствиями для него.

Основным критерием для получения банковской гарантии является экономическая надежность лица, но не каждый хозяйствующий субъект имеет устойчивые высокие финансово-хозяйственные показатели своей деятельности.

Следовательно, банковская гарантия должна соответствовать установленным стандартам, и отступления от них не допускаются. В противном случае возможны серьезные последствия, такие как включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Это может привести не только к потере возможности заключить нужный государственный контракт, но и нанести ущерб репутации организации.

Одной из основных проблем при заключении государственного контракта является сложная процедура участия в аукционе и высокие требования к организации. Невыполнение этих требований может привести к тому, что организация будет внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Часто причинами отказа от участия в процедурах закупок являются несоответствие заявки требованиям документации, отсутствие предоставления необходимых документов, предоставление ложной информации, а также несоответствие участника установленным требованиям. Статья 31 Федерального закона № 44-ФЗ закрепляет два дополнительных основания для отказа в участии в закупках: наличие у руководителя, главного бухгалтера или членов коллегиального органа судимости за экономические преступления, а также наличие в реестре недобросовестных поставщиков [1].

Следующая проблема, с которой сталкиваются участники при выполнении государственного (муниципального) контракта, является непосредственное исполнение самого контракта. Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны быть выполнены правильно в соответствии с условиями контракта и требованиями закона [3]. Нарушение условий контракта может привести к негативным последствиям для обеих сторон. Исполнение государственного (муниципального) контракта подразумевает точное выполнение обязательств каждой из сторон: исполнитель должен предоставить товары, выполнить работы или оказать услуги в соответствии с условиями контракта в установленные сроки и высокого качества, в то время как заказчик обязан оплатить выполненные работы [4].

Большой вред заказчику наносят недобросовестные поставщики, которые занижают цены, чтобы получить контракт, а затем нарушают сроки, поставляют товары ненадлежащего качества.

Проблема дублирования позиций в справочнике закупочной продукции возникает из-за возможности приобретения одного и того же товара или услуги под разными наименованиями. Это может быть вызвано случайными факторами, такими как различия в написании слов, использование сокращений, латиницы, профессионального сленга или опечаток. Выявление таких дубликатов является важной задачей, поэтому справочник постоянно обновляется для их исключения.

Однако дублирование может быть намеренным. Недобросовестные закупщики могут сговориться с контрагентами и специально изменять наименования закупаемой продукции, чтобы исключить других поставщиков из участия в закупке. Несколько лет назад такие махинации были распространены в сфере государственных закупок, когда заказчики заменяли кириллические символы на похожие по написанию латинские буквы и т.д., что затрудняло автоматизированный поиск и позволяло участвовать только выбранным компаниям.

В настоящее время такие проблемы встречаются реже благодаря совершенствованию информационных технологий. Большинство методов дублирования стали невозможными из-за этого, что привело к увеличению конкуренции между участниками, желающими заключить государственные контракты.

Подводя итоги, в настоящее время активно ведется работа по улучшению законодательства о государственных закупках с целью борьбы с коррупцией. Этот процесс включает в себя внедрение электронных процедур публикации контрактов, повышение требований к поставщикам, создание реестра недобросовестных поставщиков, стимулирование конкуренции, разработку систем качества товаров и услуг. Все эти меры направлены на улучшение правовой среды и соглашений в области государственных закупок. Четко определенные действия, оговоренные в контракте, помогут достичь поставленных целей и уменьшить возможные споры между сторонами благодаря законодательству и письменным соглашениям. Решение указанных проблем возможно через сотрудничество бюджетных учреждений с поставщиками государственных закупок.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" от 08.11.2013 № 1005 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013 г. - № 46. - Ст. 5947 с изм. и допол. в ред. от 15.10.2022 № 1838.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13 по делу № А45-27060/2012 // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. № 9.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: