» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (87) 2024
Автор: Панфилова Виктория Андреевна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровизации
Дата публикации: 15.05.2024
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В
УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Кириченко Юрий Александрович
Панфилова Виктория Андреевна
студенты
Института Прокуратуры,
Саратовская государственная юридическая
академия, г. Саратов
Аннотация. Настоящая научная работа посвящена
актуальным вопросам налоговой системы в условиях цифровизации. В работе
проводится анализ основных аспектов воздействия цифровизации на налоговую
систему, выявляются существующие проблемы, а также предлагаются возможные пути
их решения.В результате
исследования предлагаются рекомендации и направления для совершенствования
налоговой системы с учетом развития цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровизация, налоговое право, система,
налоговые процедуры, налоговое законодательство.
Цифровизация проникает во все
сферы жизни, меняя способы взаимодействия людей, компаний и государств. В этом
контексте налоговая система становится объектом особого внимания и анализа.
Актуальность изучения проблем налоговой системы в условиях цифровизации
обусловлена не только быстрым развитием технологий, но и их влиянием на экономические процессы, модели бизнеса и налогообложение. В
данной работе рассматриваются основные аспекты воздействия цифровизации на
налоговую систему, выявляются существующие проблемы и предлагаются пути их
решения.
В эпоху цифровизации
концепция налоговой системы как сборного множества налогов постепенно
утрачивает свою актуальность. Этот процесс не случайный, а скорее следствие
эволюции правового регулирования в сфере налогового администрирования. Оно
стремится к унификации процессов исчисления, уплаты и взыскания налогов. Эта
тенденция нашла свое отражение в новаторских изменениях налогового
законодательства, в частности:
Внедрение единого налогового
платежа, обеспечивающего возможность одновременной уплаты нескольких налогов,
что существенно упрощает исполнение налоговых обязательств.
Введение специальных
налоговых режимов, таких как налог на профессиональный
доход, где плательщику предписывается уплата единого взноса вместо множества
отдельных налогов.
Эти новеллы налогового
законодательства стимулируют пересмотр традиционного подхода к налоговой
системе, обращая внимание на необходимость упрощения и оптимизации
налогообложения в условиях цифровой экономики.
Таким образом, ключевое значение
с точки зрения конструирования современной налоговой системы имеют в большей
степени налоговые процедуры и режимы. Это подчеркивает, что основное внимание
при анализе налоговой системы следует уделять понятию налоговой обязанности,
которая включает в себя широкий спектр обязательств частных лиц: от уплаты
налогов и представления налоговой отчетности до проведения налогового учета и
учета финансовых потоков, а также других обязательств, установленных в п. 1 ст.
23 НК РФ.
Изучение налоговой системы в
контексте ее обязательств перед плательщиками приобретает особую актуальность в
наше время, поскольку помимо оценки текущего состояния она позволяет
анализировать динамику развития налоговых отношений. Это открывает возможность
прогнозировать их эволюцию в будущем, особенно в свете внедрения новейших
цифровых инноваций, таких как блокчейн, облачные
вычисления, искусственный интеллект и т.д., и их потенциального влияния на
налоговую среду[1].
Говоря о системе налогового
права России еще в доцифровой период, И.А. Цинделиани называл ее традиционно формируемой в качестве пандектной или институциональной, ориентированной на
структуру налогового законодательства и соответствующую ему налоговую систему
[2].
Важно отметить, что процессы
цифровизации и глобализации фактически активизировали научные дискуссии,
связанные с рядом вопросов правового регулирования и изменениями в структуре
налогового права и законодательства:
- Определение роли международного налогового права в общей системе права, включая его предмет и методы регулирования.
- Формирование научной концепции и правовых основ включения или исключения регулирования установления и сбора различных сборов и платежей в сферу налогового права.
- Выделение института налогового администрирования и изменение парадигмы налоговых отношений, связанных с осуществлением налогового контроля.
- Декодификация налогового законодательства, включая введение новых специальных налоговых режимов и экспериментальных правил вне Налогового кодекса РФ.
- Значительное увеличение объема подзаконного регулирования налоговых отношений, требующего их позитивации в налоговом законодательстве.
В течение долгого времени
каждый вид налоговых отношений регулировался отдельным законом, а надзор в
области налогообложения осуществлялся различными государственными органами. Тем
не менее, события политической и экономической нестабильности 1990-х годов
показали неэффективность такого подхода. Это обусловлено тем, что налоги в
России представляют собой систему, где размер одного налога может существенно
изменяться в зависимости от условий налогообложения, установленных
законодателем в отношении других налогов.
Указанный подход направлен на
организацию структуры налогового права в виде институтов в соответствии с
положениями ст. 2 НК РФ, которая определяет различные виды отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах в России. Отмечается, что
институционализация налогового права на основе строгой зависимости от структуры
налогового законодательства фактически использует формальные критерии и
оперирует концепцией юридического позитивизма. Однако в современной правовой
науке позитивистские теории подвергаются критике, поскольку нормы могут
устанавливаться не только в законодательных актах, но и в индивидуальных
решениях, которые, основываясь на принципах равенства и справедливости,
отражают условности применения соответствующих критериев[3].
Таким образом, сложно
согласиться с авторами, утверждающими, что система налогового законодательства
субъективна, поскольку зависит от воли законодателя, по своему усмотрению, определяющему
предмет и содержание закона, а система налогового права представляет собой
объективное явление. В ряде работ, посвященных теоретическим вопросам
налогообложения и сборов, профессор A.B. Демин неоднократно отмечал этот факт.
Соответственно, установление количества и видов институтов налогового права не может быть основано исключительно на тенденциях развития налогового
законодательства и всегда будет носить относительный характер [4].
Прежде всего, принципиально
важно отметить появление новых институтов налогового права, что обусловливает
нестандартное структурирование соответствующей отрасли по сравнению с тем,
которое традиционно предлагается в учебной литературе.
Процессы цифровизации
экономики и изменения в нормативно-правовом регулировании, связанные с ними,
дополнительно подтверждают данное утверждение. Например, в
современных условиях появляются нормативные группы, содержание которых схоже с
налоговыми, однако их принадлежность к конкретному институту налогового права
не всегда однозначно определить. Новые институты налогового права часто
не вписываются в существующую структуру, что, как отмечал Р.В. Климовский, затрудняет формирование последовательной и
устойчивой системы и приводит к накоплению элементов (институтов) сослабыми внутренними и внешними связями [5].
Возникают многочисленные
дискуссии в юридической литературе относительно правового регулирования
налоговых обязанностей, связанных с расчетом и уплатой единого налогового
платежа, и его места в системе налогового права. Например, А.Б. Красюков отмечает неоднозначность правового статуса единого
налогового платежа и указывает на его основное предназначение: обеспечение
механизма авансирования налогоплательщиком перед государством, при котором
налогоплательщик выступает в роли налогового должника, а государство –
налогового кредитора, что способствует упрощению процесса налогообложения [6].
Другим примером является
неоднозначность правового статуса операторов электронных площадок, участвующих
в исполнении обязанности налогоплательщиками-самозанятыми
по уплате налога на профессиональный доход, введенного Федеральным законом от
27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению
специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"».
Во-первых, несмотря на участие указанных лиц в налоговых отношениях, положения
о них не имплементированы в нормы
НК РФ, регулирующие статус субъектов налогового права, и, во-вторых, их
правовой статус (например, в качестве налогового агента или представителя
налогоплательщика) на сегодняшний день не определен. Это означает, что в
налоговом праве тем самым наметилась тенденция декодификации.
Ключевые вопросы, связанные с исполнением налоговых обязанностей (в данном
случае - вопрос о перечне налоговообязанных лиц)
регулируются иным нормативным актом за пределами НК РФ[7].
Таким образом, с точки зрения
институционального деления, ориентированного на структуру российского
налогового законодательства, единый налоговый платеж можно отнести как к
институту исчисления и уплаты налога, так и к институтам, в рамках которых
осуществляется правовое регулирование налогообложения физических лиц, в
отношении которых соответствующий платеж разрешен к использованию. Помимо
этого, поскольку механизм единого налогового платежа предполагает возможность
как уплаты налога в обычном порядке, так и погашения недоимки, сложность
составляет его идентификация в структуре самого института налоговой
обязанности.
Влияние цифровой
трансформации не только приводит к изменениям в структуре налогового права,
включая появление новых институтов и устранение устаревших положений, но и
поднимает вопрос о поиске нового критерия для организации налогового права. С учетом изменений в налоговом законодательстве Российской
Федерации, которые направлены на существенную перестройку налоговой обязанности
как ключевого института налогового права, имеет смысл рассмотреть различные
обязательства частных субъектов налоговых отношений в качестве
основополагающего принципа для систематизации цифровой трансформации налогового
права.
Список литературы:
- Рябова Е. В. Налогообложение в контексте массовой роботизации и внедрения искусственного интеллекта / Е. В. Рябова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2021. - № 9 (85).
- Цинделиани И. А. Система налогового права / И. А. Цинделиани // Государство и право. - 2013. -№ 1. - С. 48-56.
- Ершов В. В. Анализ интегративного правопонимания с общенаучных позиций / В. В. Ершов // Российское правосудие. - 2017. - № 5 (113). - С. 6-18.
- Демин А. В. Налоговое право России : учеб. пособие / А. В. Демин. - Красноярск : РУМЦ ЮО, 2006. - 329 с.
- Климовский Р. В. Системный подход и структура налогового права / Р. В. Климовский // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 9. - С. 88-95.
- Красюков А. В. Единый налоговый платеж физического лица: понятие и правовая природа / А. В. Кра-сюков // Налоги. - 2019. - № 3. - С. 8-10.
- Лютова О. И. Операторы электронных площадок как участники налоговых отношений цифровой эпохи (на примере налога на профессиональный доход) / О. И. Лютова // Правоприменение. - 2020. - Т. 4, № 4. - С. 56-67.
Комментарии: