» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (87) 2024
Автор: Щербаков Марк Никитич, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовое регулирование осуществления налоговых проверок в российской федерации
Дата публикации: 27.05.2024
УДК 336.226.673
Правовое
регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации
КосниковКамильЮсефович
Щербаков Марк Никитич
студенты института прокуратуры
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная
юридическая академия», г. Саратов
Аннотация.
Актуальность статьи основана на социально-экономических изменениях, которые
постоянно происходят в России и непосредственно влияют на развитие современного
налогового законодательства в целом, а также на правовое регулирование процедур
налоговых проверок. Основной темой статьи являются нормы налогового права,
определяющие теоретико-правовые основы проведения налоговых проверок в
Российской Федерации.
Ключевые
слова: налоговый учет, налог, налогоплательщик, объект
налогообложения, налоговый контроль.
В Налоговом кодексе особое
внимание уделяется нормам, посвященным налоговому контролю и органам,
ответственным за его осуществление. Такое внимание со стороны законодателя
обусловлено важностью работы контролирующих органов в области налогообложения.
В настоящее время количество налогоплательщиков, стремящихся незаконно
уклониться от уплаты налогов, остается высоким. Налоговый контроль призван
преодолеть сложившуюся ситуацию.
Наиболее важным видом
налогового контроля является налоговая проверка. Именно в ходе налоговых
проверок производится перерасчет налоговых платежей, начисление пеней и
штрафов.
В соответствии с пунктом 1
статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль
определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю
за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах и сборах в установленном порядке.
В соответствии с
законодательством, в частности статьей 89 Налогового кодекса Российской
Федерации, предусмотрены выездные налоговые проверки. Основная суть выездной
налоговой проверки заключается в проверке правильности и своевременности уплаты
одного или нескольких налогов на территории или в помещении налогоплательщика
по решению руководителя или заместителя руководителя налогового органа на
основе анализа документов, цифровой информации и материальных носителей
информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Если
налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки,
выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Проверка налогоплательщика в
форме выездной проверки длится два месяца. Выездные налоговые проверки
характеризуются более высокой результативностью. Например, в среднем по России
в период с 2015 по 2020 год удельный вес проверок, выявивших нарушения
налогового законодательства, составил 99 %, в то время как успешность
камеральных проверок за тот же период составила 5–6 %.
Для данного вида проверки
существуют определенные цели, которые достигаются через решение следующих задач
[4, с. 19]:
- Проведение всестороннего анализа обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- Выявление искажений и несоответствий в документах, бухгалтерском учете и отчетности;
- Формирование доказательной базы по фактам нарушений и обеспечение документального подтверждения выявленных нарушений;
- Проведение контрольных мероприятий для получения фактов и документального подтверждения нарушения налогового законодательства;
- Перерасчет существующих налогов и сборов, не уплаченных налогоплательщиком;
- Формирование предложений по устранению выявленных нарушений и привлечению налогоплательщика к ответственности за допущенные нарушения налогового законодательства.
Основнымисроками выездной
проверки, которые требуется строго соблюдать, включают в себя: период проверки,
количество проверок за календарный год, срок проведения проверки и даты начала
и окончания проверки.
Существует порядок оформления
результатов выездной налоговой проверки, он состоит из нескольких этапов[3, с.
183].
1-й этап - составляется справка
о проделанной работе впоследний день проверки (п.15
ст. 89 Налогового кодекса РФ)
2-й этап - составляется акт налоговой проверки в течение
2- х месяцев со дня составления справки (п.1 ст. 100Налогового
кодекса РФ)
3-й этап-налогоплательщик
направляет в налоговый орган имеющиеся возражения в течение месяца со дня
получения акта (п.6 ст. 100Налогового кодекса РФ)
4-й этапрассмотрение
результатов проверки и вынесение решения в течение 10-ти дней со дня истечения
срока подачи возражений (п.1 ст. 101 Налогового кодекса РФ)
Кроме выездной налоговой проверки, существует
также камеральная проверка.
Камеральная проверка
представляет собой вид налогового контроля за соблюдением
налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и взносов
налогового законодательства.
Основная цель камеральной налоговой
проверки заключается в обеспечении соблюдения налогоплательщиками и налоговыми
агентами законодательства о налогах и сборах. Нормы данного вида налоговой
проверки регулируются статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основной особенностью камеральной проверки
является охват всех налогоплательщиков. Камеральные налоговые проверки могут
рассматриваться как инструмент создания информационной базы данных о
финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в налоговом
органе, которая послужит основой для планирования проведения выездных налоговых
проверок. Во время проведения камеральной налоговой проверки осуществляется
сверка и анализ согласованности показателей, отраженных в бухгалтерской
(финансовой) отчетности и в налоговых расчетах для контроля достоверности
отдельных показателей[5, c. 166].
Абсолютно все декларации всех
налогоплательщиков за каждый отчетный и налоговый период, включая авансовые
расчеты по отчетным периодам, подвергаются камеральным налоговым проверкам. Во
время проведения такой проверки налоговый инспектор имеет право требовать
представление документов у предприятий и организаций, применяющих налоговые
льготы, для подтверждения права налогоплательщиков на эти льготы. Основная цель
камеральной проверки заключается в выявлении ошибок, допущенных при заполнении
налоговых деклараций, а также в выявлении противоречий между информацией,
содержащейся в представленных документах.
Согласно статье 101 Налогового
кодекса Российской Федерации, после проведения налоговой проверки происходит
процесс вынесения решений по результатам рассмотрения материалов налоговой
проверки и их вступления в силу. В процессе рассмотрения материалов налоговой
проверки может быть представлен акт налоговой проверки, а при необходимости и
другие материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения
лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных
возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения
на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
Подробно анализируются
представленные доказательства в ходе рассмотрения материалов налоговой
проверки, включая документы, ранее запрошенные у лица, в отношении которого
проводилась проверка, а также документы, представленные в налоговые органы при
проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и другие
документы, имеющиеся у налогового органа. Недопустимо использование
доказательств, полученных с нарушением налогового кодекса. Если документы
(информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налоговому
органу с нарушением установленных налоговым кодексом сроков, то полученные
налоговым органом документы (информация) не считаются полученными с нарушением
налогового кодекса. В процессе рассмотрения может быть принято решение о
привлечении к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта или специалиста,
если это необходимо.
Таким образом, эти виды
проверок направлены на проверку корректности расчета и уплаты налогов (и,
следовательно, возможность наложения штрафов за их неуплату), и между ними
существуют значительные различия.
Выездная и камеральная налоговые проверки
представляют собой одну из форм налогового контроля, при этом каждая из них
имеет свои особенности и правила проведения.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 No 6-ФКЗ, от 30.12.2008 No 7-ФКЗ, от 05.02.2014 No 2-ФКЗ, от 21.07.2014 No 11-ФКЗ, от 14.03.2020 No 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. – No 31. – Ст. 4398;
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.04.2024 г.);
- Смирнова, В. Б. Правовое регулирование осуществления налоговых проверок в Российской Федерации / В. Б. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 181-184(дата обращения: 22.05.2024).
- Безверхая В. В. Налоговый контроль в современных условиях развития налоговой системы // Экономика и политика. - 2014. - No 1. - С. 18-21;
- Галишникова Е. В. Роль и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля // Контентус. - 2015. - No 6. - С. 165-172.
Комментарии: