» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (87) 2024
Автор: Костина Галина Александровна, Заместитель директора
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблемы антидопинга
Дата публикации: 09.06.2024
УДК 796
ПРОБЛЕМЫ
АНТИДОПИНГА
Костина
Галина Александровна
заместитель директора
областное государственное автономное
нетиповое образовательное учреждение
«Академия спорта», г. Шебекино
Аннотация.
В данной статье рассматривается вопрос
нарушения антидопинговых правил и пути решения данной проблемы, работа по созданию антидопинговых
образовательных программ в России, об
уголовной ответственности за
склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных
для использования в спорте.
Ключевые
слова: антидопинг, дисквалификация, негативные
тенденции,антидопинговые программы
Проблема допинга в международном и
российском спорте очень актуальна. В последние несколько лет
наблюдается существенное увеличение количества скандалов, связанных с
нарушениями антидопинговых правил. Это проблема особенно обостряется ввиду
недостаточного уровня развития спортивной юриспруденции в России, что, в свою
очередь, создает проблемы для российских спортсменов на международных мероприятиях.По информации
Всемирного антидопингового агентства и Интерпола, нелегальный оборот главного
допинга - анаболических стероидов -уже превышает оборот криминального сбыта
наркотиков.
Известно, что первый задокументированный
случай применения допинга спортсменами на соревнованиях был датирован в 1865
году на соревнованиях пловцов. Вообще, способы улучшить свои физические
возможности путем применения различных средств и стимуляторов уходят в далекое
прошлое задолго до начала развития современных Олимпийских игр Пьером де
Кубертеном. Многие атлеты применяли различные вещества, начиная от тех, которые
ухудшают состояние спортсмена – алкоголя и наркотических средств, до различных
безобидных растений и семян влияние которых на
организм, как стало известно в наши дни с развитием науки, минимально.
Считается, что настоящее время допинга взяло свой отчет в 1935 году с такого
вещества как синтетический тестостерон, который принес гитлеровской Германии
неожиданное первое место в неофициальном командном первенстве среди других
стран в 1935 году и позволил Гитлеру еще больше популяризовать распространение
идей национал-социализма в сознание германского
общества.
Иногда можно услышать мнение, что
современный высокотехнологичный допинг перестал быть вредным для здоровья.
Однако это не так. Завсе приходится платить, тем
более за искусственное завышение порога человеческих возможностей.Впервые смертельный случай от применения допинга был
зафиксирован в далеком 1886 году, когда английский велогонщик Дэвид Линтонумер на соревнованиях во Франции от употребления
чрезмерной дозы кокаина с героином.
Нарастание негативных тенденций в спорте
опасно тем, что они все больше проникают в юношеский и даже в детский спорт.Особенно важно решение этой
проблемы в настоящее время по отношению к юным спортсменам, так как
«омоложение» спорта привело к тому, что уже в подростковом возрасте спортивная
деятельность, становясь ведущей для определенной группы юных спортсменов (воспитанников
школ Олимпийского резерва, спортивных интернатов, ДСШ, профессиональных
клубов), во многом определяет формирование их личности. А употребляя
запрещенные препараты, молодежь практически лишает себя возможности дальнейшего
спортивного роста.В России
спортом занимаются около 20 миллионов россиян, в том числе четыре миллиона
детей и подростков. Эксперты отмечают, что статистики, которая отражала бы
распространение допинга среди юных спортсменов, в России не ведется.Какотмечают
многие исследователи данной проблемы, при подготовке спортсменов в учреждениях
дополнительного спортивного образования проблеме антидопингового контроля пока
не уделяется должного внимания.Потому что, по сути, в
России антидопинговые программы среди юных спортсменов действуют только в Москве.
В Центре инновационных спортивных технологий Москомспорта
создана вся инфраструктура для постоянного и качественного проведения
антидопингового образования и контроля.В
уставе ВАДА и основных программных документах, большое внимание уделяется
информационной и образовательной работе со спортсменами. Причем не только с
элитой спорта, но и с юными спортсменами и их родителями. Это приведет к созданию
определенного информационного фона, когда употребление запрещенных препаратов
будет расцениваться как свидетельство дурного тона. Для того,
чтобы родители юных спортсменов помогали в антидопинговой пропаганде необходимо
их первоначальное просвещение, а иногда и коррекционная работ. Сегодня назрела
необходимость в срочных мерах по противодействию распространения допинга в
спорте, особенно в детском и молодежном. В первую
очередь необходимо разрабатывать и внедрять антидопинговые
информационно-образовательные программы.
И сегодня в России активно ведется работа
по созданию антидопинговых образовательных программ. Российских ученых можно
считать лидерами в мировом сообществе по продвижению антидопинговых программ за
пределы большого спорта. Эту деятельность проводят различные организации:
Национальная антидопинговая организация РУСАДА, Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков, а также непосредственно
сотрудники детско-юношеских спортивных школ. Семинары проводятся и в нашей
Академии в форме беседы. При работе с детьми применяется доступная для их понимания
форма подачи материала с активным использованием фактов, цифр, жизненных примеров
из разных видов спорта.
Предотвращение использования допинга
является мировой проблемой, с которой сталкиваются все государства в большей
или меньшей мере. Российская Федерация только в 2006 году ратифицировала
Международную конвенцию по борьбе с допингом в спорте. Этот год является
отправной точкой концентрации усилий со стороны органов государственного
управления по предотвращению допинга. В последнее время
активность должностных лиц переходит в плоскость международных отношений и уже
5 февраля 2021 года в Дакаре (Республика Сенегал) на открытии второго заседания
Президиума 7-й сессии Конференции сторон Конвенции ЮНЕСКО по борьбе с допингом
в спорте поддержана инициатива РФ по созданию типового проекта Фонда по
оказанию помощи странам, испытывающим трудности в реализации положений
Конвенции.
В национальном законодательстве вопросам
предотвращения допинга в спорте посвящена статья 26 Федерального закона «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ.
Согласно части первой допингом в спорте признается не только нарушение
антидопингового правила, но и использование или попытка использования
субстанций и методов, запрещенных в спорте. Законодатель в части второй статьи
определил, что предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в
соответствии с антидопинговыми правилами, утвержденными, федеральным органом
исполнительной власти в области физической культуры и спорта и международными
антидопинговыми организациями. В части третьей приведен исчерпывающий перечень
нарушений антидопинговых правил, который практически дословно ранее был
воспроизведен в пункте 3 Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте,
принятой 19 октября 2005 года. Восьмая часть посвящена мерам
по предотвращению допинга и состоит из одиннадцати пунктов, включающих такие
мероприятии как проведение допинг-контроля;
пропаганду в средствах массовой информации; международное сотрудничество;
организацию научных исследований; повышение квалификации специалистов,
совершенствование дополнительных образовательных программ; оказание помощи
субъектам РФ; предупреждение применения, а также установление ответственности
не только спортсменов, тренеров, но и физкультурно-спортивных организаций.
Нормы права, охраняющие правоотношения в
области спорта, связанные с допингом, нашли свое отражение в КоАП РФ. Согласно статье 6.18 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством о
физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и
борьбе с ним) установлено наказание в виде штрафа в размере от тридцати до
пятидесяти тысяч рублей за нарушения, допущенные спортсменом и штраф от сорока
до восьмидесяти тысяч рублей за распространение спортсменом, тренером,
специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области
физической культуры и спорта допинга запрещенной субстанции или метода.
Потеря работы, невозможность осуществления
трудовой деятельности в спортивной сфере, несомненно, является сдерживающим
фактором. Предложение о дисквалификации за совершение административных
правонарушений органично сочетаются с положениями Трудового кодекса РФ (далее
ТК РФ). Согласно статье 348.2 ТК РФ при заключении трудового договора
закрепляется обязанность спортсмена соблюдать антидопинговые правила, проходить
допинг-контроль, а также предоставлять информацию о своем местонахождении в
соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля. Статьями 348.11 и 348.12 ТК РФ
предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора со
спортсменом и тренером соответственно в случаях однократного нарушения
антидопинговых правил. В числе дополнительных условий заключения трудового
договора содержатся предписания по определению порядка осуществления
спортсменом денежной выплаты в пользу работодателя с указанием размера при нарушении
антидопинговых правил. Материальные санкции выступают как дополнительный стимул
спортсменов и иных должностных лиц правомерного поведения.
Ряд исследуемых деяний признаны законодателем преступлениями в силу их
высокой общественной опасности. Статьей 230.1 УК РФ установлена уголовная
ответственность за склонение спортсмена к использованию субстанций и (или)
методов, запрещенных для использования в спорте. Статьей 230.2 УК РФ за
использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных
для использования в спорте. В числе наказаний санкциями статей предусмотрены:
штраф, лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, а также лишение свободы. Вызывает сомнения
эффективность деятельности правоохранительных по выявлению и документированию
преступлений. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ за 2020 и
первое полугодие 2021 году ни одного лица не было осуждено, за совершение
указанных преступлений.
Несмотря на основательное правовое
регулирование, охрану правоотношений с использованием средств уголовно-правовой
защиты в настоящее время можно констатировать, что использование всего
комплекса мер не позволяет изжить проблему допинга в спорте. Летом
2016 года, в целях восстановления доверия к российскому спорту на международной
арене по инициативе Президента РФ В. В. Путина создана независимая общественная
антидопинговая комиссия (НОАК), в состав которой вошли спортсмены, имеющие
высокие достижения в спорте, бизнесмены и некоторые высшие должностные лица
органов государственной власти, спортивные функционеры и деятели культуры. 01
февраля 2017 года НОАК утвердила национальный план борьбы с допингом в
российском спорте, включив в него широкий перечень
соответствующие мероприятия. В программе нашли отражение вопросы нормативного,
организационного, научного, медицинского, медико-биологическое обеспечения, а
также международное взаимодействие со спортивными организациями, создание
образовательных программ и инновационные методы предотвращения допинга. Так,
НОАК предложила нормативно определить механизм обращения взыскания на доходы и
имущество спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов в области
физической культуры и спорта, полученных за спортивные достижения в случае
последующего выявления совершения ими нарушений антидопинговых правил. В
настоящее время в НПА предложенный механизм не определен, однако он успешно
может быть реализован в рамках гражданско-правовых отношений. По мнению Мохова
А. А. именно гражданско-правовых средства обладают
значительным потенциалом в реализации антидопинговой политики, который до
настоящего времени не задействован.
Предложение о развитии института
«информаторов», то есть лиц, сообщающих о фактах нарушения антидопинговых
правил, так же не нашло своего нормативного закрепления в силу противоречия
действующему законодательству об оперативно розыскной деятельности, поскольку
согласно статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от
12.08.1995 № 144-ФЗ должностные лица, органов осуществляющих ОРД решают задачи
используя отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Создание системы оперативного
взаимодействия субъектов антидопинговой деятельности и внедрение информационной
антидопинговой справочной системы, предусмотренных планом также не завершено.
Противоречивость и незавершённость некоторых мероприятий, предусмотренных
планом, исключает заложенный в него потенциальный положительный эффект.
Янишевская Я. А. считает, что для предотвращения
использования допинга необходимо сконцентрировать усилия на поиске оптимального
сочетания саморегулирования и государственного регулирования в сфере
профессионального спорта с установлением пределов государственного контроля.
Данное утверждение требует конкретизации в связи с возрастающей ролью органов
исполнительной власти субъектов РФ. Положительный опыт,
выявленный в деятельности отдельных субъектов РФ может быть впоследствии
распространен на территорию всего государства. Так, Департаментом физической
культуры и спорта города Москвы в целях предотвращение допинга и борьбы с ним в
среде московских спортсменов, реализуется региональная антидопинговая программа
«Честный спорт». Программой предусмотрен комплекс мероприятий, включающий
мониторинг применения московскими спортсменами запрещенных в спорте субстанций
и методов; организацию и проведение образовательных программ; проверку
спортсменов, поступающих в училища олимпийского резерва города Москвы; социологические
исследования; опросы, тестирования на знание антидопинговых правил, а также
проведение антидопинговой пропаганды в среде московского спорта. С 2007 года
функционирует Московская лаборатория по обнаружению запрещенных в спорте
субстанций. Каждый случай их обнаружения рассматривается на заседаниях
специально созданной комиссии. Отдельно проводятся исследования по выявлению каннабиноидов в организме спортсменов. В учреждениях
функционируют антидопинговые электронные терминалы, содержащие информацию о борьбе
с допингом в спорте и предоставляющие возможность тестирования на знание
соответствующих правил. В случае изменений в антидопинговой нормативной
правовой базе действует электронная рассылка для врачей. Обмен опытом между
субъектами РФ в сочетании с иными способами отражает сущность системного
подхода предотвращения допинга.
Таким образом
основой эффективного противодействия применению допинга в спортивных отношениях
выступает своевременная деятельность компетентных органов, направленная на
совершенствование действующего законодательства. Такие изменения должны
коснуться КоАП РФ, в части закрепления наказания в
виде дисквалификации, ГК РФ в вопросах определения механизмов обращения
взыскания на доходы и имущество спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов
в области физической культуры и спорта. Кроме того, стоит согласиться
с позицией Мохова А. А. о дополнении Федерального закона «О физической
культуре и спорте в РФ» положениями о договоре оказания услуг по спортивной
подготовке, предусматривающем не только обязанности соблюдения спортсменом
антидопинговых правил, но и вопросы возмещения причинённого вреда.
Совершенствование законодательства создает условия для построения планомерной
работы должностных лиц органов государственной власти по предупреждению
допинга.
Отечественный законодатель мало стремится
к качественной проработке антидопингового законодательства, опираясь в основном
на международные источники. Допинг все еще является одной из наиболее насущных
проблем в международном спорте и для борьбы с ним необходимо взаимовыгодное
сотрудничество, а также беспристрастное и объективное решение возникающих
споров вне зависимости от страны спортсмена. При этом допущение использования
определенных препаратов оставляет весьма крупную лазейку для обхода тех или
иных правил, что совершенно недопустимо. Для устранения этой проблемы, на
взгляд автора, необходимо более строго определить основания для медицинского
разрешения употребления тех или иных препаратов, или, что более радикально,
ограничить участие самих спортсменов, в случае которых нельзя никоим образом
умерить употребление тех или иных веществ.
Список литературы:
- Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport.shtml (дата обращения: 07.11.2022).
- Национальный план борьбы с допингом в российском спорте (принят Независимой общественной антидопинговой комиссией 01.02.2017) // СПС «КонсултантПлюс».
- Мохов А. А. Гражданско-правовые средства реализации антидопинговой политики в Российской Федерации // Ученые записки казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2017. Т. 159. кн. 2.
- Янишевская Я. А. Борьба с допингом в спорте в международных межправительственных организациях // Образование и право. № 12. 2019.
- Рогалева Л.Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: дис. канд. психол. наук. – М., 1999. – 145 с.
- Макарова Г.А. Основы медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов, Москва, 2022
Комментарии: