» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (88) 2024

Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие речи дошкольника через коммуникативные игры

Статья просмотрена: 167 раз
Дата публикации: 14.06.2024

УДК 37

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 129 г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития речи детей дошкольного возраста, как при помощи коммуникативных игр можно запустить и активизировать речь ребенка. 

Ключевые слова: речь, игра, коммуникативные игры, вербальное и невербальное общение.

 

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [2].

Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений, педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни.

Считаю, что существенную роль в развитии речи детей играют коммуникативные игры. Играя, дети развиваются и проявляют свои коммуникативные умения и навыки, позволяющие корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Дети «впитывают в себя» опыт общения сверстников и взрослых людей. Коммуникативные игры позволяют пережить те эмоции, которые помогают ребёнку на игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них.

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского,
И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др. Поскольку мы говорим о коммуникации, нужно уточнить что означают понятие «коммуникативные навыки»[1.4].

Развитию коммуникативных навыков ребенка в значительной степени способствует эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка, на протяжении всего периода развития коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте формируется совместно с процессом овладения невербальными и вербальными компонентами речи, в различных видах деятельности являющимися ведущими на определенном возрастном этапе развития ребенка, т.е. в предметно-практической деятельности и игре, которые неразрывно сопровождаются эмоциональным общением ребенка с окружающими.

У истоков развития коммуникативных способностей стояли психологи и педагоги: М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др [3].

Ряд авторов педагогов и ученых (Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.) выделяет в качестве одной из главных потребностей ребенка, потребность в общении с взрослым: потребность во внимании и доброжелательности взрослого; нужда в уважительном отношении взрослого возникает на фоне познавательной деятельности детей; потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого возникает в связи с интересом взаимоотношений и обусловлена овладением социальными нормами; потребность необходима для эмоционального спокойствия и удовлетворения необходимых потребностей, на определенном этапе жизни.

Коммуникативные навыки усложняются в совместной деятельности взрослого и ребенка. Желание находиться вместе с другими свидетельствует об укреплении коммуникативных намерений.

Л.В. Занков говорил: «Обучение, воспитание и развитие – единый процесс. Игра включает в себя все составляющие этого процесса».

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является одним из способов развития речи ребенка. У детей для развития коммуникативной стороны в общении чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других). Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н.Е. Щурковой[1].

Ш.А. Амоношвили отмечает, что на данный момент времени присутствует недостаточная разработка методических игровых механизмов и индивидуальных подходов к формированию коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста. По-прежнему в учебно-воспитательном процессе детского сада преобладает односторонняя трансляция детям знаний без установки обратной связи с воспитанниками [4].

Я считаю, что коммуникативные игры дают детям большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. При этом дети могут выступать в роли равноправного партнера по деятельности. Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы не использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства.

Список литературы:

  1. Афонькина Ю.А., Г.А. Урунтаева «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет»
  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста»
  3. Е.А. Калягина Е.А.,Смирнова Е.О. Тест «Картинки»
  4. Лисина М.И. «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет».


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: