» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (88) 2024

Автор: Какоурова Наталья Станиславовна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций

Статья просмотрена: 209 раз
Дата публикации: 14.06.2024

УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Какоурова Наталья Станиславовна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 129 г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье раскрывается вопрос по формированию безопасного поведения дошкольников на дороге через решение проблемных ситуаци, как в НОД так и в свободное время.

Ключевые слова: безопасность,  правила дорожного движения, проблемные ситуации, взаимодействие.

 

Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, повлекшими за собой гибель людей.

Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок [3].

Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуется содержание и методы обучения детей на занятиях. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и в нашем городе в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме[2].

Цель нашей работы –эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом.

Актуальность этой темы обусловлена:

  • резким ростом автомобилизации;
  • лидирующим местом травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
  • отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.

Анализ существующих программ обучения детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения показал, что они являются составной частью общей программы воспитания детей. Данные анализа свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения системы работы, которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения   более интересным,   позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения[1].

Работая   по проблемному обучению, мы используем следующие приемы:

  1. «Стартующая ракета» -алгоритм решения проблемы;
  2. “Источники знаний” ( используем энциклопедии, научную литературу)
  3. Правила “Решаем проблемы вместе”;
  4. «Книга открытий»;
  5. “Сундучок-помощник”.

Наша основная задача: через создание решения проблемной ситуации сформировать умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение проблемы. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации. Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребенок свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.

Мы обращаем внимание на тесное сотрудничество с родителями и их обучение через выпуск совместных речевых газет «Как мы обучаем правилам дорожного движения в семье», фоторепортажа “На улицах города”, развлечений, а также чтение и обсуждение художественных произведений, совместный просмотр фрагментов видеофильмов, мультфильмов, обыгрывание конкретных ситуаций и моделирование выхода из них. В обсуждении проблемных ситуаций, опираемся на опыт родителей наших воспитанников. Организуем групповые дискуссии, театральные постановки. Следует помнить о том, что очень важно педагогу при общении с детьми и родителями быть партнерами.

Таким образом проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное напряжение. Оно помогло и помогает нам в работе по формированию ключевых компетентностей дошкольников. Создание музея музей «Дорожная азбука» - совместная деятельность педагогов и детей по созданию музея правил дорожного движения

На первый взгляд легко, надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Большинство родителей каждый день на глазах своих же детей нарушают эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция, в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

  1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
  2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
  3. Ликвидация возможных последствий.

Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения [1]. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы воспитанник не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей деятельностью. Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация, которая позволяет выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста. Методика предусматривала выполнение детьми различных заданий. Например, ребенку предлагалась серия картинок, фотографий на которых были изображены различные ситуации поведения людей на улицах нашего города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно было рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.

Беседы проводилась в ходе НОД, свободное время после НОД, на прогулке, во 2 половину дня, в индивидуальной форме. Применялся принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребёнок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи.

Для решения проблемных ситуаций были подобраны и изготовлены игры, сделаны фотографии, презентации по правилам дорожного движения с  улицами нашего города.

К работе были привлечены родители: им предлагали наблюдать за движением на дорогах города, проводили индивидуальные консультации, объясняя важность оказания помощи ребёнку в овладении знаний о безопасном поведении на дороге, значимости этих знаний для жизни. Предлагались рекомендации для организации игр с ребёнком, что позволяет не только решать задачи формирования знаний о безопасности жизни, но организовывать так не достающее совместное время с собственным ребёнком.

Использование проблемных ситуаций в ходе работе подчинялось следующим правилам:

  • обучение дошкольников решению проблемных ситуаций в знакомых местах родного города;
  • подбор ситуаций должен опираться на опыт детей;
  • действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи;
  • разыгрывание проблемных ситуаций в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.

Для того чтобы проверить эффективность проведённой педагогической работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации, был проведен большой праздник по правилам дорожного движения с привлечением сотрудников ГИБДД. Дети были активными, принимали игровую задачу, принимали ее внутреннее содержание и были озабочены тем, чтобы действительно найти выход из предложенных проблемных ситуаций. Выделился главный момент – ребенок в поставленной перед ним игровой задаче меньше волнуется, отвлекается, так как «захвачен» игрой, ему необходимо было правильно выполнить игровую задачу для получения результата.

Таким образом, проведенная работа показала, что проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасности жизни. В проблемных ситуациях повышение продуктивности запоминания правил безопасности жизни объясняется собственной активностью ребенка.

Список литературы:

  1. Ефимова, Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Ефимова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5. – С. 591- 593
  2. Квитко, Т.М. Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни (из опыта работы) / Т.М. Квитко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №1. – С. 78-80.
  3. Курасова, А.Ю. Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного движения для детей и взрослых» (старший дошкольный возраст) / А.Ю. Курасова, Е.В. Муллагулова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №3. –С. 60-64.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: