» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (88) 2024
Автор: Кремлева Дарья Юрьевна, студентка
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Получение криптовалюты и невзаимозаменяемых токенов (nft) благотворительными организациями в россии: реализация и правовое регулирование.
Дата публикации: 23.06.2024
УДК
346.62
ПОЛУЧЕНИЕ
КРИПТОВАЛЮТЫ И НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ТОКЕНОВ («NFT») БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Кремлева
Дарья Юрьевна
студентка
Оренбургский институт (филиал) федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени
О.Е.Кутафина (МГЮА)»,
г. Оренбург
Аннотация. В
статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом получения криптовалюты
благотворительными организациями на территории Российской Федерации, общие
принципы, механизм реализации и правовое регулирование. Проанализированы
основные требования и ограничения, с которыми сталкиваются благотворительные
организациипри получении криптовалюты. Приведены конкретные примеры
использования криптовалюты в благотворительных целях.
Ключевые
слова: криптовалюта, NFT, благотворительные организации.
Сейчас во многих странах растет
число благотворительных организаций, начавших принимать криптовалюту в качестве
пожертвований, включая ЮНИСЕФ и Армию Спасения. Новые платформы, такие как
TheGivingBlock и DoinGud, помогают некоммерческим организациям собирать
средства с помощью криптовалюты и невзаимозаменяемых токенов («NFT»). Данное
явление не обошло стороной и российские благотворительные организации и
проекты.
Прежде всего, рассмотрим
понятия криптовалюты и NFT с точки зрения законодательства РФ.
Цифровая валюта («криптовалюта»)
не относится к цифровым правам. Она определена в статье 1 ФЗ «О ЦФА»[1] как
совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся
в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в
качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской
Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной
денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении
которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных
данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы,
обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных
данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей
в такую информационную систему ее правилам. Оборот цифровой валюты должен
регулироваться отдельным законом, который в настоящее время не принят.
Отдельные аспекты урегулированы только статьей 14 ФЗ «О ЦФА». На сегодняшний
день на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 237585-8
[2], вносящий существенные изменения в ФЗ «О ЦФА» в области регулирования
майнинга и использования криптовалюты в международных расчётах.
NFT в России не находятся под
запретом, однако специальное регулирование их выпуска и обращения отсутствует.
Государственная Думаотклонила законопроект № 126586-8 [3], предполагающий
отнесение в ГК РФ3 «невзаимозаменяемого токена уникального цифрового актива» к
результатам интеллектуальной деятельности и распространение на данные объекты
соответствующей защиты.
Получение криптовалют
благотворительными фондами и иными НКО регулируется нормам ГК РФ [4], ФЗ «О
ЦФА» и Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» (далее ФЗ - «ОбНКО»).[5] Российским юридическим лицам, в том
числе НКО, запрещено принимать криптовалюты в качестве встречного
предоставления (оплаты) за передачу товаров, оказание услуг или выполнение
работ. Также запрещена реклама использования криптовалюты в указанных целях (ч.
5, 7 ст. 14 ФЗ «О ЦФА»). Иное использование криптовалют, а именно, их хранение,
дарение, перевод цифровой валюты с одного кошелька на другой, а также
пожертвование и распространение информации о их приёме в качестве пожертвований
не запрещены. В законе не предусмотрена обязанность по информированию
государственных органов о наличии криптовалют, однако судебная защита по
спорам, связанным с обладанием криптовалютой, обеспечивается только под
условием их декларирования налоговым органам (ч. 6 ст. 14 ФЗ «О ЦФА»). Порядок
декларирования криптовалюты в настоящее время не установлен.
Проведём краткий анализ лимитов
и ограничений на типы криптовалют, которые может принимать благотворительная
организация:
Отсутствуют какие-либо запреты отдельных видов
криптовалют или использования конкретных кошельков.
Не предусмотреноограничений по количеству
криптовалюты, которую может получать НКО.
Использование криптокошельков на сегодняшний
день не запрещено и никак не регулируется, поэтому НКО и благотворительные
фонды имеют право пользоваться криптокошельками в рамках общей гражданской
правоспособности.
Каких-либо ограничений в отношении отдельных
криптобирж на сегодняшний день нет. Тем не менее, следует отметить, что большая
часть криптобирж в той или иной мере ограничили или полностью прекратили работу
в России в связи с введёнными санкционными ограничениями после 24 февраля 2022
года.
Как указано выше, российским юридическим лицам
запрещено принимать криптовалюту в качестве встречного предоставления за
товары, работы или услуги. Иное использование криптовалюты НКО не ограничено и
подчиняется общим правилам ведения деятельности данными организациями. В
частности, разрешаются любые сделки, не предусматривающие передачу криптовалюты
за товары, работы или услуги, например: дарение, предоставление займа
(кредита), возврат займа (кредита), выплата процентов, возврат неосновательного
обогащения, возмещение вреда, уплата договорных убытков, внесение в уставный
капитал, выплата дохода (дивидендов).
Не предусмотреноспециального
регулирования порядка учёта ЦФА и цифровой валюты для НКО, применяются общие
правила об учёте имущества НКО, в соответствии с которым НКО обязаны вести
бухгалтерский учёт и предоставлять документы бухгалтерского учета
государственным органам и в установленном порядке (ст. 32 ФЗ «Об НКО»).
Также стоит обратить внимание
на внутренние документы благотворительных организаций, регулирующие
криптоактивы:
НКО может осуществлять предпринимательскую и
иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при
условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Для 4
целей п. 2 ст. 24 ФЗ «Об НКО» такой деятельностью признаются приносящее прибыль
производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой
организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и
неимущественных прав. В настоящее время законодательство дает определение лишь
предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ) и не содержит ни понятия
деятельности, приносящей доход, ни критериев, которые позволяли бы отграничить
один вид деятельности от другого. Каких-либо положений, запрещающих НКО
деятельность, связанную с криптовалютами или NFT (за исключением общего запрета
принимать криптовалюту в качестве встречного предоставления), закон не
содержит.
Специальное регулирование вопросов открытия и
ведения криптокошельков в России в настоящий момент отсутствует. В законе не
установлено каких-либо правил по вопросу получения согласия уполномоченных
органов на открытие НКО криптокошелька и управление им. Тем не менее, при
создании криптокошелька необходимо задокументировать данный факт. Как правило,
руководитель организации должен издать приказ о создании кошелька и поручить
кому-либо (в т.ч. себе) совершить все необходимые действия по его открытию.
После этого к приказу должен быть приложен отчет о выполнении приказа и
передаче организации данных для доступа к кошельку. При использовании
криптокошелька также нет необходимости получать какие-либо разрешения, но при
продаже криптовалюты могут возникнуть риски блокировки счета в связи с тем, что
согласно Положению Банка России от 02 марта 2012 года № 375-П [6] любые
операции с цифровыми валютами – это общий признак подозрительной операции,
свидетельствующий о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Хотя вопрос о положениях о надзоре за
управлением цифровыми активами в действующих руководящих документах в
законодательстве не урегулирован, НКО может предусмотреть в уставе положения,
касающиеся надзора за управлением цифровыми активами.
Обязанность благотворительной организации
сообщать о цифровых активах в аудиторских и финансовых отчетах следует из общих
норм ст. 32 ФЗ «Об НКО», а также норм ст. 2 и 6 Федерального закона от 06
декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».[7] Единой позиции по
бухгалтерскому учётукриптовалюты нет, в литературе [8] приводятся аргументы,
что она может быть учтена в составе запасов, финансовых вложений или
нематериальных активов, исходя из цели получения имущества.
Возвращаясь к вопросу NFT, стоит упомянуть, что законодательство не
содержит запрета на получение НКО NFT, поэтому оно будет подчиняться общим
нормам о получении пожертвований в виде иного имущества. В связи с подобными
операциями НКО обязана документально фиксировать и передавать в
Росфинмониторинг:
• Информацию о
виде операции и основаниях ее совершения;
• Сведения о
дате и сумме операции;
• Сведения,
необходимые для идентификации лица, совершающего операции;
• Сведения,
необходимые для идентификации получателя по операции. (пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ «О
ПОД/ФТ»)[9]
Данные сведения должны быть
представлены в Росфинмониторинг не позднее трёх рабочих дней, следующих за днем
совершения операции. Перечень НКО, на которые данные требования не
распространяются, указан в п. 1.2 ст. 6 ФЗ «О ПОД/ФТ».
Также на ряд НКО распространяются требования по
передаче сведений в Министерство юстиции (п. 3 ст. 32 ФЗ «Об НКО»). Перечень
НКО, для которых данные требования не действуют, указан в п. 3.1 ст. 32 ФЗ «Об
НКО» (в частности, они не применяются к НКО, учредителями которых не являются
иностранные лица, которые в течение года не получали денежные средства или
имущество от иностранных источников, а также поступления денежных средств и
имущества которых в течение года составили до трех миллионов рублей).
В законе отсутствует запрет совершать анонимные
пожертвования, однако, как указано выше, сведения о лице, совершившем
пожертвования, должны быть предоставлены в Росфинмониторинг.
Теперь же стоит перейти к
практическим примерам получение криптовалюты и невзаимозаменяемых токенов
(«NFT») благотворительными организациями в России.
В 2021 году был проведён
аукцион NFT в благотворительных целях фондом «Подари Жизнь», однако
благополучателем от мероприятия стал сестринский фонд, зарегистрированный в
США, по причине большей правовой определённости в сфере криптовалют в США по
сравнению с РФ [10] .
В 2022-2023 годах было запущено
несколько благотворительных проектов с использованием NFT: благотворительный
фонд «Дети-бабочки» создал для продажи на маркетплейсе NIFTS 12 NFT-работ,
вдохновленных рисунками подопечных фонда [11]; ДОБРО.РУ и культурное
пространство «Третье место» провели первый в России благотворительный
NFT-прием, техническая часть реализации NFT-проекта была осуществлена на основе
Everscale — экосистеме и блокчейне, основанном на архитектуре
TelegramOpenNetwork (TON); на портале mos.ru заработал благотворительный
NFT-проект «Помогайте со звездами», разработанный столичным Департаментом
информационных технологий совместно с «Центром внимания» при поддержке Комитета
общественных связей и молодежной политики; VK провёл благотворительную продажу
NFT-коллекции CryptoSpotty на платформе VK NFT, удалось собрать 2 775 353 руб,
которые были отправлены фонду «Внимание» на восстановление памятника
архитектуры – дома Бака в Санкт-Петербурге [12].
Крупные НКО, работающие
исключительно с российской инфраструктурой, очень редко используют криптовалюты
или NFT, однако, как показывают примеры, приведённые выше, в последние годы
такие проекты начинают появляться. Будущее правовое регулирование получения
криптовалют и NFT НКО в России поможет не только повысить безопасность и
прозрачность криптовалютных операций, но и привлечёт новых благотворителей, тем
самым взяв на себя ещё и важную социальную функцию.Сейчас же, к сожалению,
российское законодательство в данной сфере пестрит множеством пробелов.
Список литературы:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(последняя редакция)//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 31 (часть I) ст. 5018.
- Законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты)» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8#bh_histras
- Законопроект № 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/126586-8
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред.11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145.
- Положение Банка России от 02 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(ред. от 07.11.2022)// Вестник Банка России. - 2012 г. - № 20.
- Федеральный закон от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7344.
- Алексеева Г.И., Закирова А.Р. Цифровая валюта: нормативное правовое регулирование, налогообложение и учет // Экономические науки. 2022 № 7 (212). ISSN 2072-0858. С.165-169.
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418.
- NFT-аукцион: медиахудожники помогут детям // URL: https://podari-zhizn.ru/ru/publications/nft-auktsion
- NFT НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. ЦИФРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ – ДЕТЯМ-БАБОЧКАМ // URL: https://deti-bela.ru/press/tsifrovye-khudozhniki-sozdali-nft-ko-dnyu-rozhdeniya-fonda/
- Пёс Спотти из первой благотворительной NFT-коллекции ВКонтакте CryptoSpotty помог привлечь 2,7 миллиона рублей // URL:https://vk.com/charity?w=wall-133169189_42852
Комментарии: