» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (88) 2024

Автор: Кремлева Дарья Юрьевна, студентка
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Получение криптовалюты и невзаимозаменяемых токенов (nft) благотворительными организациями в россии: реализация и правовое регулирование.

Статья просмотрена: 131 раз
Дата публикации: 23.06.2024

УДК 346.62

ПОЛУЧЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ И НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ТОКЕНОВ («NFT») БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Кремлева Дарья Юрьевна

студентка

Оренбургский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)»,

г. Оренбург

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом получения криптовалюты благотворительными организациями на территории Российской Федерации, общие принципы, механизм реализации и правовое регулирование. Проанализированы основные требования и ограничения, с которыми сталкиваются благотворительные организациипри получении криптовалюты. Приведены конкретные примеры использования криптовалюты в благотворительных целях.

Ключевые слова: криптовалюта, NFT, благотворительные организации.

 

Сейчас во многих странах растет число благотворительных организаций, начавших принимать криптовалюту в качестве пожертвований, включая ЮНИСЕФ и Армию Спасения. Новые платформы, такие как TheGivingBlock и DoinGud, помогают некоммерческим организациям собирать средства с помощью криптовалюты и невзаимозаменяемых токенов («NFT»). Данное явление не обошло стороной и российские благотворительные организации и проекты.

Прежде всего, рассмотрим понятия криптовалюты и NFT с точки зрения законодательства РФ.

Цифровая валюта («криптовалюта») не относится к цифровым правам. Она определена в статье 1 ФЗ «О ЦФА»[1] как совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам. Оборот цифровой валюты должен регулироваться отдельным законом, который в настоящее время не принят. Отдельные аспекты урегулированы только статьей 14 ФЗ «О ЦФА». На сегодняшний день на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 237585-8 [2], вносящий существенные изменения в ФЗ «О ЦФА» в области регулирования майнинга и использования криптовалюты в международных расчётах.

NFT в России не находятся под запретом, однако специальное регулирование их выпуска и обращения отсутствует. Государственная Думаотклонила законопроект № 126586-8 [3], предполагающий отнесение в ГК РФ3 «невзаимозаменяемого токена уникального цифрового актива» к результатам интеллектуальной деятельности и распространение на данные объекты соответствующей защиты.

Получение криптовалют благотворительными фондами и иными НКО регулируется нормам ГК РФ [4], ФЗ «О ЦФА» и Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ - «ОбНКО»).[5] Российским юридическим лицам, в том числе НКО, запрещено принимать криптовалюты в качестве встречного предоставления (оплаты) за передачу товаров, оказание услуг или выполнение работ. Также запрещена реклама использования криптовалюты в указанных целях (ч. 5, 7 ст. 14 ФЗ «О ЦФА»). Иное использование криптовалют, а именно, их хранение, дарение, перевод цифровой валюты с одного кошелька на другой, а также пожертвование и распространение информации о их приёме в качестве пожертвований не запрещены. В законе не предусмотрена обязанность по информированию государственных органов о наличии криптовалют, однако судебная защита по спорам, связанным с обладанием криптовалютой, обеспечивается только под условием их декларирования налоговым органам (ч. 6 ст. 14 ФЗ «О ЦФА»). Порядок декларирования криптовалюты в настоящее время не установлен.

Проведём краткий анализ лимитов и ограничений на типы криптовалют, которые может принимать благотворительная организация:

Отсутствуют какие-либо запреты отдельных видов криптовалют или использования конкретных кошельков.

Не предусмотреноограничений по количеству криптовалюты, которую может получать НКО.

Использование криптокошельков на сегодняшний день не запрещено и никак не регулируется, поэтому НКО и благотворительные фонды имеют право пользоваться криптокошельками в рамках общей гражданской правоспособности.

Каких-либо ограничений в отношении отдельных криптобирж на сегодняшний день нет. Тем не менее, следует отметить, что большая часть криптобирж в той или иной мере ограничили или полностью прекратили работу в России в связи с введёнными санкционными ограничениями после 24 февраля 2022 года.

Как указано выше, российским юридическим лицам запрещено принимать криптовалюту в качестве встречного предоставления за товары, работы или услуги. Иное использование криптовалюты НКО не ограничено и подчиняется общим правилам ведения деятельности данными организациями. В частности, разрешаются любые сделки, не предусматривающие передачу криптовалюты за товары, работы или услуги, например: дарение, предоставление займа (кредита), возврат займа (кредита), выплата процентов, возврат неосновательного обогащения, возмещение вреда, уплата договорных убытков, внесение в уставный капитал, выплата дохода (дивидендов).

Не предусмотреноспециального регулирования порядка учёта ЦФА и цифровой валюты для НКО, применяются общие правила об учёте имущества НКО, в соответствии с которым НКО обязаны вести бухгалтерский учёт и предоставлять документы бухгалтерского учета государственным органам и в установленном порядке (ст. 32 ФЗ «Об НКО»).

Также стоит обратить внимание на внутренние документы благотворительных организаций, регулирующие криптоактивы:

НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Для 4 целей п. 2 ст. 24 ФЗ «Об НКО» такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав. В настоящее время законодательство дает определение лишь предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ) и не содержит ни понятия деятельности, приносящей доход, ни критериев, которые позволяли бы отграничить один вид деятельности от другого. Каких-либо положений, запрещающих НКО деятельность, связанную с криптовалютами или NFT (за исключением общего запрета принимать криптовалюту в качестве встречного предоставления), закон не содержит.

Специальное регулирование вопросов открытия и ведения криптокошельков в России в настоящий момент отсутствует. В законе не установлено каких-либо правил по вопросу получения согласия уполномоченных органов на открытие НКО криптокошелька и управление им. Тем не менее, при создании криптокошелька необходимо задокументировать данный факт. Как правило, руководитель организации должен издать приказ о создании кошелька и поручить кому-либо (в т.ч. себе) совершить все необходимые действия по его открытию. После этого к приказу должен быть приложен отчет о выполнении приказа и передаче организации данных для доступа к кошельку. При использовании криптокошелька также нет необходимости получать какие-либо разрешения, но при продаже криптовалюты могут возникнуть риски блокировки счета в связи с тем, что согласно Положению Банка России от 02 марта 2012 года № 375-П [6] любые операции с цифровыми валютами – это общий признак подозрительной операции, свидетельствующий о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Хотя вопрос о положениях о надзоре за управлением цифровыми активами в действующих руководящих документах в законодательстве не урегулирован, НКО может предусмотреть в уставе положения, касающиеся надзора за управлением цифровыми активами.

Обязанность благотворительной организации сообщать о цифровых активах в аудиторских и финансовых отчетах следует из общих норм ст. 32 ФЗ «Об НКО», а также норм ст. 2 и 6 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».[7] Единой позиции по бухгалтерскому учётукриптовалюты нет, в литературе [8] приводятся аргументы, что она может быть учтена в составе запасов, финансовых вложений или нематериальных активов, исходя из цели получения имущества.

Возвращаясь к вопросу NFT, стоит упомянуть, что законодательство не содержит запрета на получение НКО NFT, поэтому оно будет подчиняться общим нормам о получении пожертвований в виде иного имущества. В связи с подобными операциями НКО обязана документально фиксировать и передавать в Росфинмониторинг:

         Информацию о виде операции и основаниях ее совершения;

         Сведения о дате и сумме операции;

         Сведения, необходимые для идентификации лица, совершающего операции;

         Сведения, необходимые для идентификации получателя по операции. (пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ «О ПОД/ФТ»)[9]

Данные сведения должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трёх рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Перечень НКО, на которые данные требования не распространяются, указан в п. 1.2 ст. 6 ФЗ «О ПОД/ФТ».

Также на ряд НКО распространяются требования по передаче сведений в Министерство юстиции (п. 3 ст. 32 ФЗ «Об НКО»). Перечень НКО, для которых данные требования не действуют, указан в п. 3.1 ст. 32 ФЗ «Об НКО» (в частности, они не применяются к НКО, учредителями которых не являются иностранные лица, которые в течение года не получали денежные средства или имущество от иностранных источников, а также поступления денежных средств и имущества которых в течение года составили до трех миллионов рублей).

В законе отсутствует запрет совершать анонимные пожертвования, однако, как указано выше, сведения о лице, совершившем пожертвования, должны быть предоставлены в Росфинмониторинг.

Теперь же стоит перейти к практическим примерам получение криптовалюты и невзаимозаменяемых токенов («NFT») благотворительными организациями в России.

В 2021 году был проведён аукцион NFT в благотворительных целях фондом «Подари Жизнь», однако благополучателем от мероприятия стал сестринский фонд, зарегистрированный в США, по причине большей правовой определённости в сфере криптовалют в США по сравнению с РФ [10] .

В 2022-2023 годах было запущено несколько благотворительных проектов с использованием NFT: благотворительный фонд «Дети-бабочки» создал для продажи на маркетплейсе NIFTS 12 NFT-работ, вдохновленных рисунками подопечных фонда [11]; ДОБРО.РУ и культурное пространство «Третье место» провели первый в России благотворительный NFT-прием, техническая часть реализации NFT-проекта была осуществлена на основе Everscale — экосистеме и блокчейне, основанном на архитектуре TelegramOpenNetwork (TON); на портале mos.ru заработал благотворительный NFT-проект «Помогайте со звездами», разработанный столичным Департаментом информационных технологий совместно с «Центром внимания» при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики; VK провёл благотворительную продажу NFT-коллекции CryptoSpotty на платформе VK NFT, удалось собрать 2 775 353 руб, которые были отправлены фонду «Внимание» на восстановление памятника архитектуры – дома Бака в Санкт-Петербурге [12].

Крупные НКО, работающие исключительно с российской инфраструктурой, очень редко используют криптовалюты или NFT, однако, как показывают примеры, приведённые выше, в последние годы такие проекты начинают появляться. Будущее правовое регулирование получения криптовалют и NFT НКО в России поможет не только повысить безопасность и прозрачность криптовалютных операций, но и привлечёт новых благотворителей, тем самым взяв на себя ещё и важную социальную функцию.Сейчас же, к сожалению, российское законодательство в данной сфере пестрит множеством пробелов.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(последняя редакция)//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 31 (часть I) ст. 5018.
  2. Законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты)» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8#bh_histras
  3. Законопроект № 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/126586-8
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред.11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
  5. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145.
  6. Положение Банка России от 02 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(ред. от 07.11.2022)// Вестник Банка России. - 2012 г. - № 20.
  7. Федеральный закон от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7344.
  8. Алексеева Г.И., Закирова А.Р. Цифровая валюта: нормативное правовое регулирование, налогообложение и учет // Экономические науки. 2022 № 7 (212). ISSN 2072-0858. С.165-169.
  9. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418.
  10. NFT-аукцион: медиахудожники помогут детям // URL: https://podari-zhizn.ru/ru/publications/nft-auktsion
  11. NFT НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. ЦИФРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ – ДЕТЯМ-БАБОЧКАМ // URL: https://deti-bela.ru/press/tsifrovye-khudozhniki-sozdali-nft-ko-dnyu-rozhdeniya-fonda/
  12. Пёс Спотти из первой благотворительной NFT-коллекции ВКонтакте CryptoSpotty помог привлечь 2,7 миллиона рублей // URL:https://vk.com/charity?w=wall-133169189_42852


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: