» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Матвийчук Людмила Николаевна, к.э.н., доцент кафедры "Учет, анализ и аудит"
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ деятельности торговых предприятий в Белгородской области
УДК 338.984
АНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сазонова
Асият Курбанмагомедовна
магистр 2 курса
Матвийчук Людмила Николаевна
кандидат экономических наук, доцент,
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет, г.Белгород
Аннотация.
В
статье раскрыто понятие потребительского рынка, выявлена динамика числа
торговых предприятий в Белгородской области, а так же проведен анализ оборота
розничной торговли Белгородской области за январь - август 2016-2017гг.
Ключевые слова: потребительский рынок, участник потребительского рынка, устойчивое равновесие потребительского рынка, малые и средние предприятия розничной торговли.
На сегодняшний день наиболее значимым показателем политической и
экономической стабильности в обществе является потребительский рынок. За
последние десять лет сфера торговли улучшила свои показатели развития.
Устойчивое равновесное состояние потребительского рынка по качеству и
количеству товаров на рынке, а так же их ценам, характеризуется показателем
качества жизни населения. Основное влияние на развитие потребительского рынка
оказывает производство и потребление товаров, работ и услуг, необходимых
населению. В зависимости от конкретной территории и жителей, ее населяющих,
свойства товаров и услуг, представляемых на потребительском рынке, могут
заметно отличаться.
Потребительский рынок — это приобретение населением и отдельными
домашними хозяйствами товаров и услуг для личного потребления [1]. Каждый
участник потребительского рынка должен удовлетворить поставленную цель:
производитель стремится покрыть свои издержки и получить прибыль, а потребитель
— приобрести качественные товары и услуги по низкой цене. Для достижения
устойчивого равновесного состояния потребительского рынка и разрешения
данного противоречия необходимо государственное вмешательство со стороны
органов власти. Для достижения развития потребительского
рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной
торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической
сети в условиях либерализации цен
в Российской Федерации был принят Указ Президента РФ от 29
января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» [2].
Благоприятная экономическая обстановка, которая сложилась за последние
шесть лет на территории Белгородской области, способствовала достижению
достаточно высоких показателей развития потребительского рынка [4]. Так,
начиная с 2011 года, наблюдается рост числа торговых предприятий в Белгородской
области, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1.
Таблица 1. Объем торговых предприятий Белгородской
области с 2011 по 2016гг.
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Число предприятий и организаций |
||||||
Всего предприятий и организаций Белгородской области |
32733 |
33461 |
33461 |
34799 |
36119 |
37326 |
Оптовая и розничная торговля |
10676 |
11139 |
11172 |
11787 |
12285 |
12868 |
в том числе: |
||||||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами |
903 |
938 |
934 |
951 |
980 |
1035 |
оптовая торговля, кроме
торговли автотранспортными средствами и |
7237 |
7661 |
7755 |
8230 |
8639 |
9143 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
2536 |
2540 |
2483 |
2606 |
2666 |
2690 |
В процентах к итогу |
||||||
Всего предприятий и организаций Белгородской области |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Оптовая и розничная торговля |
32,6 |
33,3 |
33,4 |
33,8 |
34,0 |
34,4 |
в том числе: |
||||||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
оптовая торговля, кроме
торговли автотранспортными средствами и |
22,1 |
22,9 |
23,2 |
23,7 |
23,9 |
24,5 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
7,7 |
7,6 |
7,4 |
7,5 |
7,4 |
7,2 |
В настоящее время малые и средние предприятия розничной торговли стали
существенным фактором регионального развития. Некоторые регионы не только
преуспели в развитии данного направления, но уже накопили ощутимый опыт,
выражающийся в сильной отдаче от этого сегмента экономики. Так,
в Москве, например, торговые предприятия обеспечивают до 40% налоговых
поступлений в бюджет города.
Развитие малых и средних предприятий розничной торговли способствует
более эффективному развитию экономики Белгородской области. В Белгородской
области был разработан комплекс мер, направленных на развитие малого
и среднего предпринимательства области. Так, Постановлением Правительства
Белгородской области от 7
июля 2015г. №264-пп была утверждена стратегия развития торговли
в Белгородской области на 2015 – 2016 годы и период до 2020 года. Данная
программа дает предпринимателям прочную юридическую и организационную
основу, обеспечивают мотивацию граждан к созданию собственного дела,
устраняют административные барьеры и давление на бизнес.
Проанализировав оборот розничной
торговли области в январе-августе 2017 года, можно сказать в целом об
эффективности реализации данной программы (таблица 2).
Таблица 2. Оборот розничной торговли Белгородской области в
январе-августе 2017 года
|
Фактически, млн. руб. за январь-август: |
Темп роста, % |
|
2017г. |
2016 г. |
||
Оборот розничной торговли - всего |
202368,5 |
195047,1 |
103,8 |
Торгующие организации и индивидуальные
предприниматели, реализующие товары вне рынка |
184290,9 |
169370,4 |
108,8 |
в т.ч. крупные организации и субъекты
среднего предпринимательства |
73716,0 |
71163,9 |
103,6 |
Розничные рынки и ярмарки из оборота розничной
торговли |
18077,6 |
25676,7 |
70,4 |
Оборот пищевыми продуктами, включая
напитки, и табачными изделиями |
76084,1 |
75447,8 |
100,8 |
Оборот непродовольственными товарами |
126284,4 |
119599,3 |
105,6 |
Из данных, представленных в таблице видно, что в целом оборот розничной
торговли в Белгородской области в 2017г. вырос на 3,8% по сравнению с 2016г.
Особенно заметен рост непродовольственными товарами. Сократился лишь показатель
товарооборота розничных рынков и ярмарок почти на 30%. Это связанно с наличием
на территории области большого числа сельских населенных пунктов, которые не
имеют собственных рынков и ярмарок, и являются труднодоступными. Развитию
малого и среднего предпринимательства препятствует постоянный рост торговых
сетей в области, в том числе объектов торговли направленных на реализацию
специализированных товаров. В связи с этим в сельской местности необходимо
поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства в сфере розничной
торговли, чем обеспечить повышение уровня доступности и разнообразия товаров в
населенных пунктах труднодоступных и отдаленных от объектов торговых сетей. Мелкие
сельхозпроизводители, которые находятся на территории области, испытывают
постоянные затруднения в сбыте производимой ими продукции, особенно при
реализации ее в розничной торговой сети. В связи с этим целесообразно проводить
работу по активизации деятельности потребительской кооперации в сельских
населенных пунктах. А также необходимо постоянно увеличивать количество
ярмарочных мероприятий и создание дополнительных торговых мест нестационарной
торговли для реализации произведенной продукции сельхозпроизводителями региона.
Таким образом, для достижения целей, предусмотренных программой развития
экономического потенциала и формирования
благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 -
2020 годы, необходимо обеспечить качественно новый
образ потребительского рынка, который сможет удовлетворять потребности
населения, живущего в сельской местности, обеспечит создание новых рабочих мест
для жителей сельских поселений.
Список литературы:
- Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / Л. И. Кравченко — Минск.: Новое знание.- 2009, 512 с.
- Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли" (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. URL://www.base.garant.ru/10104219/ (дата обращения: 19.10.2017).
- Об утверждении стратегии развития торговли в Белгородской области на 2015 – 2016 годы и период до 2020 года (с изменениями на: 23.05.2016)// Постановление правительства Белгородской области от 7 июля 2015г. №264-пп: [Электронный ресурс]. URL:http:/www.docs.cntd.ru/document/428624761 (дата обращения 20.10.2017).
- Социально-экономическое развитие Белгородской области. [Электронный ресурс].URL:http://www.derbo.ru/news/2017/09/21/soczialno-ekonomicheskoe-razvitie-belgorodskoj-oblasti-za-yanvar-avgust-2017-goda/ (дата обращения 22.10.2017).
Комментарии: