» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (91) 2024
Автор: Белых Татьяна Алексеевна, Белых Татьяна Андреевна , воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование представлений о семье, ее функциях и значении у воспитанников младшего школьного возраста через проведение познавательно – развлекательных мероприятий в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних»
Дата публикации: 23.09.2024
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ, ЕЕ ФУНКЦИЯХ И ЗНАЧЕНИИ У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Татьяна
Алексеевна Белых
Татьяна
Андреевна Белых
воспитатели отделения
социальной реабилитации несовершеннолетних
«Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
пос. Ивня
Белгородская область
«Семья начинается с детей» А. Герцен
Одним из важнейших аспектов духовно –
нравственных ценностей и культуры современной молодежи является формирование у
ребенка представлений о семье, ее функциях и значении. Семья является ячейкой
общества и играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов
деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности на различных стадиях
жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, уважение, желание сделать
добро, здоровое честолюбие, честь семьи.
Целью педагогической деятельности в данном
направлении является создание системы, способствующей развитию интереса
воспитанников к семье, к предкам, сплочению родителей и детей в условиях
социально-реабилитационного центра.
Достижение планируемых результатов предполагает
решение следующих задач:
- Расширять знания, формировать у воспитанников представления о семье, ее нравственных основах и функциях;
- Формировать представления о роли семьи в жизни каждого человека;
- Совершенствовать навыки воспитанников в благоустройстве жилья;
- Расширять знания о значении труда в жизни семьи и важности овладения различными трудовыми умениями;
- Формировать понятие о сущности социальных ролей в семье через сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Формирование у детей представлений о семье, ее
нравственных основах, социальной роли каждого члена семьи является важной
педагогической задачей, так как еще в период дошкольного детства ребенок
осваивает опыт своей семьи, а значит, у
него складывается представление о семейной жизни по ее образцу.
Одной из воспитательно-реабилитационных задач в
нашей работе является ознакомление воспитанников с семьей как уникальной
системой, имеющей свои традиции, правила и ценности. Решение этой задачи
осуществляется как в повседневном общении с детьми, так и на занятиях. Работая
в инновационном режиме, в рамках исследовательской деятельности по семейному
воспитанию, нами ведется целенаправленная работа по формированию у детей младшего
школьного возраста представлений о модели благополучной семьи, ее функциях и
значении через проведение познавательных и развлекательных мероприятий.
Формы проведения мероприятий различны, но все
они направлены на достижение поставленных целей и задач. Методика организации и
проведения помогает определить его содержание. Содержание зависит от возраста
воспитанников, а также от целей и задач, поставленных педагогом. По словам В.
П. Созонова, «мероприятия с детьми в неурочное время есть форма общения
воспитателя со своими воспитанниками по данной теме». Необходимо, чтобы это
общение было потребностью и органично вплеталось в систему воспитательной
деятельности группы и всего педагогического коллектива центра.
Используя методику воспитательной работы Н. Е. Щурковой по формированию представлений о семье и семейным
взаимоотношениям, можно выделить воспитательные функции познавательных и
развлекательных мероприятий:
- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ – расширяет круг знаний воспитанников, которые не отражены в школьных программах. Это сведения о родословной истории своей семьи, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях. Словом, обо всем, что в младшем школьном возрасте является самым главным и важным в их жизни.
- ОРИЕНТИРУЮЩАЯ – заключается в формировании у воспитанников правильного отношения к семье в целом и выработке у них системы семейных ценностей.
- НАПРАВЛЯЮЩАЯ – призвана переводить обсуждение тех или иных семейных ситуаций в практический опыт воспитанников.
- ФОРМИРУЮЩАЯ – заключается в формировании у детей потребности в самооценке, выработке умений вести диалог на темы семейного воспитания, отстаивать свое мнение.
По мнению Н. И. Дереклеевой,
у познавательных и развлекательных мероприятий есть свои преимущества в
воспитательной работе:
- Общение с детьми во время проведения таких занятий дает возможность общаться одновременно со всеми участниками группы, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;
- Результативность мероприятия состоит и в том, что оно может влиять как на мнение большинства воспитанников, так и на мнение одного. Так как для детей мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого.
- Педагог с помощью мероприятия может спрогнозировать тему следующего, видя результативность проводимого для полного достижения целей.
Формирование представлений о семье у младших
школьников можно рассматривать в нескольких аспектах:
- мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи для ребенка, знания о родственных связях, ролях;
- эмоциональный аспект – это переживания, связанные с событиями в семье;
- личностный аспект – это представления о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.
Конечно, дети понимают значение семьи. Но как
показывает опрос и наблюдения, для них это больше духовная среда. Поэтому в
ежедневной работе по формированию представлений о семье, способствующей
сохранению семейных традиций, воспитанию любви и уважения к ее членам,
выполнению домашних обязанностей, мы отдаем предпочтение таким формам
проведения мероприятий как:
Для формирования представлений о семье, ее
функциях и значении необходимо использовать комплекс методов и приемов, а также
различные виды деятельности: игровые, познавательные, продуктивные. К средствам
семейного воспитания относятся: устное народное творчество, музыка,
художественная литература, игры, самостоятельная детская деятельность.
Условиями для наиболее эффективного решения задач в семейных вопросах являются:
комплексный подход, знания педагога данной темы, правильно подобранный материал
и его тематическое построение.
Перед тем как приступить к планированию работы,
нами были проведены анкетирование и диагностика детей, целью которых является
формирование понятия сущности основных социальных ролей, знание семейных
традиций, воспитание будущих семьянинов. Исходя из данных анкетирования и
диагностики, был составлен тематический план работы с детьми.
Главными условиями формирования представлений о
семье являются эмоциональный климат и нравственное воспитание ребенка. Все
семьи разные и взаимоотношения в них
могут строиться по-разному. Но важно научить воспитанника принять и полюбить свою семью такой,
какая она есть. Внимание при этом необходимо акцентировать на том, что
ребенок может сделать для своих родителей, родственников, чем может помочь, в
каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость.
Во время проведения
познавательных групповых занятий и развлекательных мероприятий, детям давались знания о семье, о родословной, родословном древе
семьи, о сущности социальных ролей (папа, мама, брат, сестра, бабушка,
дедушка), семейных взаимоотношениях, ценностях, традициях и праздниках. Нами были разработаны и проведены такие познавательные занятия
как «Что может быть семьи дороже?»,
«Семейные секреты»; развлекательные
мероприятия - «День именинника», «Прекрасен мир любовью», «Вся семья вместе, так и душа на месте». В
каждом занятии были использованы разнообразные формы и методы: музыкальные
композиции, сюжетно-ролевые игры, составление родословной, игровые тренинги,
анализ пословиц, конкурсы рисунков и стихов, игры-загадки и др.
Переоценка словесных методов приводит к усвоению
детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Поэтому
наибольшую эффективность приносило обращение к различным художественным
средствам, которые побуждали детей к деятельности творческого содержания. Это
составление рассказов и чтение стихов о семье, выставки детских рисунков на
семейную тематику, изготовление сувениров и подарков.
Понятие у воспитанников о семье, ее функциях и
значении сформировано, хотя и несколько размыто. Это объясняется тем, что на
данном возрастном этапе появляется новый уровень сознания. Младший школьник
начинает понимать не только свое предназначение в социуме, но и в семье.
После проведенной работы с детьми на контрольном
этапе диагностики можно отметить, что особенно интересные ответы были по
когнитивному компоненту. Дети более подробно описывали свою семью, отмечали ее
функции и значение. По эмоциональному компоненту было меньше всего изменений,
так как данный компонент зависит от психологического климата в семье. Изменились
ответы по поведенческому компоненту, они стали намного разнообразнее. Анализ
детских рисунков тоже дал положительный результат по эмоциональному компоненту и отражал
следующие признаки: общую деятельность и изображение всех членов семьи, отсутствие изолированных
членов семьи.
Семья своими ценностными ориентациями,
особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или
косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной
жизни. И только общими усилиями педагогов можно повлиять на становление
положительного образа семьи у детей младшего школьного возраста.
Деятельность по формированию представлений о
семье дала определённые результаты: после проведения в системе занятий и
мероприятий дети овладели определенными
знаниями, ведущими к пониманию связи между членами семьи, проявлению к ним любви, уважения, заботы, внимания и взаимопомощи. А также было
сформировано представление о семье, способствующее сохранению семейных
традиций, выполнению общественно значимых заданий, добрых дел для семьи,
родного дома. Все полученные детьми знания пригодятся им в будущем для создания
своих благополучных семей.
Список литературы:
- Акчурин Т.Ф. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сборник научно-методических материалов – М.: Федеральный институт развития образования, 2008
- Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века СПб: Питер, 2008
- Кузина А.Ю. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаев посредством метода проектов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы 3-й научно-практической конференции Часть 1 – Ульяновск: УлГУ, 2012
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений – М.: Академия, 2001
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания – М.: 1981 - 216 с.
- Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Психолог в дет. саду: ежеквартальный научно-практический журнал, Выпуск №3, 2012
- Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методы в классном руководстве. Практическое пособие 5-е изд., испр. и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2018 – 165 с.
Комментарии: