» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (91) 2024

Автор: Белых Татьяна Алексеевна, Белых Татьяна Андреевна , воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование представлений о семье, ее функциях и значении у воспитанников младшего школьного возраста через проведение познавательно – развлекательных мероприятий в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Статья просмотрена: 70 раз
Дата публикации: 23.09.2024

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ, ЕЕ ФУНКЦИЯХ И ЗНАЧЕНИИ У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Татьяна Алексеевна Белых

Татьяна Андреевна Белых

воспитатели отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

пос. Ивня Белгородская область

 

 «Семья начинается с детей»  А. Герцен

Одним из важнейших аспектов духовно – нравственных ценностей и культуры современной молодежи является формирование у ребенка представлений о семье, ее функциях и значении. Семья является ячейкой общества и играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, уважение, желание сделать добро, здоровое честолюбие, честь семьи.       

Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание системы, способствующей развитию интереса воспитанников к семье, к предкам, сплочению родителей и детей в условиях социально-реабилитационного центра.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Расширять знания, формировать у воспитанников представления о семье, ее нравственных основах и функциях;
  2. Формировать представления о роли семьи в жизни каждого человека;
  3. Совершенствовать навыки воспитанников в благоустройстве жилья;
  4. Расширять знания о значении труда в жизни семьи и важности овладения различными трудовыми умениями;
  5. Формировать понятие о сущности социальных ролей в семье через сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Формирование у детей представлений о семье, ее нравственных основах, социальной роли каждого члена семьи является важной педагогической задачей, так как еще в период дошкольного детства ребенок осваивает опыт своей семьи, а значит,  у него складывается представление о семейной жизни по ее образцу.

Одной из воспитательно-реабилитационных задач в нашей работе является ознакомление воспитанников с семьей как уникальной системой, имеющей свои традиции, правила и ценности. Решение этой задачи осуществляется как в повседневном общении с детьми, так и на занятиях. Работая в инновационном режиме, в рамках исследовательской деятельности по семейному воспитанию, нами ведется целенаправленная работа по формированию у детей младшего школьного возраста представлений о модели благополучной семьи, ее функциях и значении через проведение познавательных и развлекательных мероприятий.

Формы проведения мероприятий различны, но все они направлены на достижение поставленных целей и задач. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание зависит от возраста воспитанников, а также от целей и задач, поставленных педагогом. По словам В. П. Созонова, «мероприятия с детьми в неурочное время есть форма общения воспитателя со своими воспитанниками по данной теме». Необходимо, чтобы это общение было потребностью и органично вплеталось в систему воспитательной деятельности группы и всего педагогического коллектива центра.

Используя методику воспитательной работы Н. Е. Щурковой по формированию представлений о семье и семейным взаимоотношениям, можно выделить воспитательные функции познавательных и развлекательных мероприятий:

  1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ – расширяет круг знаний воспитанников, которые не отражены в школьных программах. Это сведения о родословной истории своей семьи, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях. Словом, обо всем, что в младшем школьном возрасте является самым главным и важным в их жизни.
  2. ОРИЕНТИРУЮЩАЯ – заключается в формировании у воспитанников правильного отношения к семье в целом и выработке у них системы семейных ценностей.
  3. НАПРАВЛЯЮЩАЯ – призвана переводить обсуждение тех или иных семейных ситуаций в практический опыт воспитанников.
  4. ФОРМИРУЮЩАЯ – заключается в формировании у детей потребности в самооценке, выработке умений вести диалог на темы семейного воспитания, отстаивать свое мнение.

По мнению Н. И. Дереклеевой, у познавательных и развлекательных мероприятий есть свои преимущества в воспитательной работе:

  • Общение с детьми во время проведения таких занятий дает возможность общаться одновременно со всеми участниками группы, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;
  • Результативность мероприятия состоит и в том, что оно может влиять как на мнение большинства воспитанников, так и на мнение одного. Так как для детей мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого.
  • Педагог с помощью мероприятия может спрогнозировать тему следующего, видя результативность проводимого для полного достижения целей.

Формирование представлений о семье у младших школьников можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи для ребенка, знания о родственных связях, ролях;
  • эмоциональный аспект – это переживания, связанные с событиями в семье;
  • личностный аспект – это представления о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.

Конечно, дети понимают значение семьи. Но как показывает опрос и наблюдения, для них это больше духовная среда. Поэтому в ежедневной работе по формированию представлений о семье, способствующей сохранению семейных традиций, воспитанию любви и уважения к ее членам, выполнению домашних обязанностей, мы отдаем предпочтение таким формам проведения мероприятий как:

 

Для формирования представлений о семье, ее функциях и значении необходимо использовать комплекс методов и приемов, а также различные виды деятельности: игровые, познавательные, продуктивные. К средствам семейного воспитания относятся: устное народное творчество, музыка, художественная литература, игры, самостоятельная детская деятельность. Условиями для наиболее эффективного решения задач в семейных вопросах являются: комплексный подход, знания педагога данной темы, правильно подобранный материал и его тематическое построение.

Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены анкетирование и диагностика детей, целью которых является формирование понятия сущности основных социальных ролей, знание семейных традиций, воспитание будущих семьянинов. Исходя из данных анкетирования и диагностики, был составлен тематический план работы с детьми.

Главными условиями формирования представлений о семье являются эмоциональный климат и нравственное воспитание ребенка. Все семьи разные  и взаимоотношения в них могут строиться по-разному. Но важно научить воспитанника принять и полюбить свою семью такой,  какая она есть. Внимание при этом необходимо акцентировать на том, что ребенок может сделать для своих родителей, родственников, чем может помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость.

Во время проведения познавательных групповых занятий и развлекательных мероприятий,  детям давались знания о  семье, о родословной, родословном древе семьи, о сущности социальных ролей (папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка), семейных взаимоотношениях, ценностях, традициях и праздниках. Нами были разработаны и проведены такие познавательные занятия как «Что может быть семьи дороже?»,  «Семейные секреты»; развлекательные  мероприятия - «День  именинника»,  «Прекрасен мир любовью»,  «Вся семья вместе, так и душа на месте». В каждом занятии были использованы разнообразные формы и методы: музыкальные композиции, сюжетно-ролевые игры, составление родословной, игровые тренинги, анализ пословиц, конкурсы рисунков и стихов,  игры-загадки и др.

Переоценка словесных методов приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Поэтому наибольшую эффективность приносило обращение к различным художественным средствам, которые побуждали детей к деятельности творческого содержания. Это составление рассказов и чтение стихов о семье, выставки детских рисунков на семейную тематику, изготовление сувениров и подарков.

Понятие у воспитанников о семье, ее функциях и значении сформировано, хотя и несколько размыто. Это объясняется тем, что на данном возрастном этапе появляется новый уровень сознания. Младший школьник начинает понимать не только свое предназначение в социуме, но и в семье.

После проведенной работы с детьми на контрольном этапе диагностики можно отметить, что особенно интересные ответы были по когнитивному компоненту. Дети более подробно описывали свою семью, отмечали ее функции и значение. По эмоциональному компоненту было меньше всего изменений, так как данный компонент зависит от психологического климата в семье. Изменились ответы по поведенческому компоненту, они стали намного разнообразнее. Анализ детских рисунков тоже дал положительный результат по эмоциональному компоненту  и отражал  следующие признаки: общую деятельность и изображение  всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи.

Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. И только общими усилиями педагогов можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей младшего школьного возраста.

Деятельность по формированию представлений о семье дала определённые результаты: после проведения в системе занятий и мероприятий  дети овладели определенными знаниями, ведущими к пониманию связи между членами семьи,  проявлению к ним  любви, уважения,  заботы, внимания и взаимопомощи. А также было сформировано представление о семье, способствующее сохранению семейных традиций, выполнению общественно значимых заданий, добрых дел для семьи, родного дома. Все полученные детьми знания пригодятся им в будущем для создания своих благополучных семей.

Список литературы:

  1. Акчурин Т.Ф. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сборник научно-методических материалов – М.: Федеральный институт развития образования, 2008
  2. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века СПб: Питер, 2008
  3. Кузина А.Ю. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаев посредством метода проектов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы 3-й научно-практической конференции Часть 1 – Ульяновск: УлГУ, 2012
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений – М.: Академия, 2001
  5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания – М.: 1981 - 216 с.
  6. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Психолог в дет. саду: ежеквартальный научно-практический журнал, Выпуск №3, 2012
  7. Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методы в классном руководстве. Практическое пособие 5-е изд., испр. и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2018 – 165 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: