» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (96) 2025
Автор: Шевченко Алексей Валериевич, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методы и принципы воспитания в кадетском коллективе
Дата публикации: 04.03.2025
МЕТОДЫ
И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Шевченко Алексей Валериевич
воспитатель учебного курса
ФГКОУОПКУ, г. Оренбург
Аннотация.
Подход к воспитанию личности кадета заключается в
изучении всех его особенностей - отрицательных и положительных, сосредоточение
основного внимания на положительном, его укреплении и развитии, с тем, чтобы
изжить отрицательное, развить у кадета веру в свои силы, активность и
самостоятельность.
Ключевые слова: кадет,
личность, единство обучения и воспитания, коллектив, учебно-воспитательная
деятельность.
Анализ теории и практики воспитательной деятельности в
педагогике, педагогической психологии и военной педагогике позволяет определить
систему принципов воспитания кадет в условиях кадетского училища.
Принципы охватывают все стороны учебно-воспитательного
процесса и придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.
В процессе обучения у кадет формируются взгляды,
чувства, ценности, качества личности, черты характера, привычки поведения.
Единство обучения и воспитания во взводе должно достигаться усилиями всех его
участников: обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитуемых.
В своей работе с кадетским коллективом я использую
систему принципов современной отечественной педагогики в учебно-воспитательной
деятельности кадет:
1.
Единство обучения и
воспитания.
Воспитатели должны соблюдать следующие основные
требования:
·
сочетать практическую
деятельность кадет с воспитательным воздействием на них;
·
добиваться сознательного
отношения кадет к выполнению своих обязанностей;
·
пропагандировать
положительные примеры в учебе и кадетского долга;
·
разумно организовывать
деятельность кадет;
·
своевременно устранять
недостатки в учебно-воспитательной деятельности и жизни кадет.
2.
Воспитание в коллективе и
через коллектив.
В условиях кадетского училища коллектив класса
выступает и как воспитатель кадета, что должен умело использовать в своей
деятельности воспитатель. Это достигается путем создания атмосферы
взаимопонимания, дружбы, кадетского товарищества, социальной справедливости,
высокой ответственности и высокой культуры взаимоотношений.
3.
Сочетание комплексного,
дифференцированного и индивидуального подходов
в воспитательной деятельности.
Данный принцип предполагает комплексный учет
воспитателем в своей деятельности, как многообразия индивидуальных черт своих
подчиненных, так и то общее, что их объединяет.
4.
Опора на положительное
в личности кадета и кадетском коллективе.
Названный подход к воспитанию личности кадета
заключается в изучении всех его особенностей - отрицательных и положительных,
сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и развитии,
с тем, чтобы изжить отрицательное, развить у кадета веру в свои силы,
активность и самостоятельность.
5.
Принцип сочетания
требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о
них.
Этот принцип требует:
проявлять требовательность к себе и подчиненным; не допускать в воспитательной
работе с кадетами элементов формализма, попустительства, угодничества,
придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство кадета; проявлять
бережное отношение к личности кадета, уважать его достоинство и личные права,
заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм довольствия в
соответствии с правами и обязанностями.
6.
Принцип единства,
согласованности и преемственности воспитательных воздействий.
Единство воздействий обеспечивается общим
целеустремленным подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных
задач.
Система принципов обучения и воспитания находится в
постоянном развитии и совершенствовании[3].
Методы
воспитывающей деятельности- способы
взаимодействия
воспитателя и кадет, ориентированные на развитие
социально
значимых потребностей и мотивации обучающегося, его сознания иприемов поведения (каким образом происходит достижение
воспитательной
цели, как доносим содержание воспитания до кадет).
В
своей работе придерживаюсь традиционной классификация методов Ю.К. Бабанского, которыйвыделяет три
группы методов по их месту в процессе воспитания:
· методы
формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ,
беседа, диспут, пример;
· методы организации
деятельности и формирования опыта поведения –
приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное
мнение,
воспитывающие ситуации;
· методы
стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание
(обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения)
[2].
Убеждение -
это один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и
чувства кадета с целью развития сознательного отношения к окружающей
действительности. Метод убеждения формирует взгляды кадета, мотивы его
поведения и действий. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется
через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных
литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.
Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.
При убеждении важно:
·
Четко и уверенно
сформулировать основную мысль, сказать о том, что вас действительно связывает с
ней, а вывод кадеты сделают сами.
·
Обозначить одно-два ключевых положения, к которым по ходу беседы стоит
возвращаться. Повтор - хорошее средство донести до кадет свою основную мысль.
·
Приводить убедительные,
непротиворечивые доводы. Сильнее убеждает конкретика, чем рассуждения общего
характера.
·
Быть уверенным в себе,
выражать надежду и осторожный оптимизм. Все это кадеты воспринимают
благожелательно.
·
Открыто и четко высказывать свои мысли и этим расположить к себе аудиторию.
Все любят открытых и честных людей.
·
Ровное и
заинтересованное отношение к кадетам. Подсознательно кадета волнует вопрос, как
воспитатель к нему относится, что он о нем думает. Если кадет заподозрит
равнодушное или пренебрежительное отношение к себе, он постарается не обращаться
к этому воспитателю, избегать его. Важно прямо или косвенно показать или
проговорить свое доброжелательное отношение к каждому кадету. Быть
действительно заинтересованным, чтобы убедить его. Слова «для меня важно ваше
мнение» или «мне интересно беседовать с вами» т.п. никогда не будут лишними.
Слова типа «мы», «вы и я», «мы знаем, что …» и т.п. создают у кадет ощущение
общности с вами.
Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное
повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и
личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Упражнение -
это «приучение», организация регулярного выполнения кадетами определенных
действий, превращающихся в привычные формы поведения. В освоении опыта
общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных
условий:
- системы упражнений;
- их содержания;
- доступности и посильности упражнений;
- объема;
- частоты повторений;
- контроля и коррекции;
- личностных особенностей воспитанников;
- места и времени выполнения упражнений;
- сочетания индивидуальных, групповых и коллективных
форм упражнений;
- мотивации и стимулирования упражнений;
- адекватности.
Пример - метод воспитания кадет, заключающийся в
целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и
коллектив силой личного поведения как образца для подражания, стимула к
самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и
жизни.
Психологической основой примера выступает склонность
людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может
быть сознательным или приобретать форму слепого, механического копирования.
Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных и
прямых начальников. Важным условием для подражания надо признать отношение
военнослужащих к тому лицу, которое ставится в пример. Чувство симпатии и
уважения увеличивает стремление к подражанию. Для успешной реализации возможностей
воспитания на положительном примере необходимы определенные условия.
Во-первых, пример приобретает силу воспитательного
влияния в том случае, если органически связан с ценными положительными
качествами личности офицера-воспитателя и проявляется постоянно.
Во-вторых, чем глубже кадеты осознают его общественную
ценность, чем он ближе и доступнее кадетам, чем больше сходства между ними и
примером, тем сильнее влияние положительного примера.
В-третьих, воспитатель должен быть примером для кадет
решительно во всем, от самого элементарного - внешнего вида, манер - и до
моральных ценностей.
Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и
способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод
опирается на естественные потребности кадета к лидерству, соперничеству. В
процессе соревнования кадет достигает определенного успеха в отношениях с
товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование позволяет
активизировать кадет, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких
результатов.
Поощрение выступает способом выражения положительной оценки
успешно производимых действий и поступков человека и их стимулирование.
Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения
предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение
может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность,
предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту,
поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение
использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть
естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления
получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося
остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило,
согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо
учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Принуждение - метод воспитания, представляющий собой
систему дисциплинарных педагогических воздействий на кадет, недобросовестно
относящихся к выполнению своих обязанностей, нарушающих дисциплину и
общественный порядок, с целью побудить их исправить свое поведение.
Принуждениеможет выражаться в форме приказа, категорического требования,
предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на
собрании личного состава[1].
Назначение взыскания состоит в том, чтобы побудить
кадета, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, пережить
угрызение совести и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания
на одного кадета должно предупреждать проступки со стороны других. Применять на
практике метод принуждения - это не просто объявлять взыскания. Здесь требуется
большое педагогическое искусство. При правильном применении принуждение:
- развивает у кадет чувство долга, усиливает их
ответственность за свои поступки и действия, за состояние дисциплины
подразделения;
- приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов,
закаляет волю;
- порождает потребность устранить недостатки;
- подвигает к улучшению самодисциплины, формирует
уважение к воинскому порядку;
- укрепляет авторитет командира и воинского
коллектива.
Основные средства
принуждения: осуждающий взгляд командира, замечание; упрек, напоминание об обязанностях;
запрещение, категорическое требование; приказ и приказание (если они
противоречат внутренней позиции кадета); низкие оценки на занятиях, зачетах,
проверках; осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на
служебном совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава;
отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном
порядке; наложение дисциплинарного
взыскания и др.
Требовательность и меры дисциплинарного воздействия
командира должны поддерживаться коллективом подразделения. Также должна быть
правильная постановка дисциплинарной практики. Во избежание
ее искажений каждому командиру важно знать и руководствоваться следующими
правилами:
- не надо спешить подвергать подчиненных
дисциплинарным взысканиям, пока не исчерпаны другие меры принуждения;
- всякое взыскание должно соответствовать степени вины
и тяжести совершенного проступка, объявляться с учетом прежнего поведения
провинившегося, времени нахождения его в кадетском училище;
- частые взыскания становятся привычными для кадет;
- наложенное взыскание следует обязательно приводить в
исполнение;
- к подчиненным, получившим взыскания, надо относиться
особенно внимательно, замечать и поддерживать их стремление к исправлению.
Воспитателю необходимо организовать и
систематизировать детские потребности, инстинкты, влечения, желания,
способности, стремления и направить в нужное русло.
Таким образом, воспитание кадет в условиях кадетского
училища реализуется в практической деятельности и представляет собой комплекс
информационно-пропагандистских, психологических, правовых,
социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых,
спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых воспитателями и
направленных на формирование у кадет необходимых качеств. Воспитательная работа
предполагает единство и согласованность действий всех субъектов обучения и
воспитания.
Список литературы:
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы, Москва, 1982.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб.- М., Просвещение, 1988. - 479 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416 с.
- Ефремов О.Ю. Военная педагогика. 2-ое издание переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2019 . - 640 с.: ил.
- Ефремов О.Ю. Педагогика /Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.: ил.
Комментарии: