» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (96) 2025

Автор: Шевченко Алексей Валериевич, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методы и принципы воспитания в кадетском коллективе

Статья просмотрена: 67 раз
Дата публикации: 04.03.2025

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Шевченко Алексей Валериевич

воспитатель учебного курса

ФГКОУОПКУ, г. Оренбург

 

Аннотация. Подход к воспитанию личности кадета заключается в изучении всех его особенностей - отрицательных и положительных, сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и развитии, с тем, чтобы изжить отрицательное, развить у кадета веру в свои силы, активность и самостоятельность.

Ключевые слова: кадет, личность, единство обучения и воспитания, коллектив, учебно-воспитательная деятельность.

 

Анализ теории и практики воспитательной деятельности в педагогике, педагогической психологии и военной педагогике позволяет определить систему принципов воспитания кадет в условиях кадетского училища.

Принципы охватывают все стороны учебно-воспитательного процесса и придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.

В процессе обучения у кадет формируются взгляды, чувства, ценности, качества личности, черты характера, привычки поведения. Единство обучения и воспитания во взводе должно достигаться усилиями всех его участников: обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитуемых.

В своей работе с кадетским коллективом я использую систему принципов современной отечественной педагогики в учебно-воспитательной деятельности кадет:

1.               Единство обучения и воспитания.

Воспитатели должны соблюдать следующие основные требования:

·                 сочетать практическую деятельность кадет с воспитательным воздействием на них;

·                 добиваться сознательного отношения кадет к выполнению своих обязанностей;

·                 пропагандировать положительные примеры в учебе и кадетского долга;

·                 разумно организовывать деятельность кадет;

·                 своевременно устранять недостатки в учебно-воспитательной деятельности и жизни кадет.

2.               Воспитание в коллективе и через коллектив. 

В условиях кадетского училища коллектив класса выступает и как воспитатель кадета, что должен умело использовать в своей деятельности воспитатель. Это достигается путем создания атмосферы взаимопонимания, дружбы, кадетского товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и высокой культуры взаимоотношений.

3.               Сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности. 

Данный принцип предполагает комплексный учет воспитателем в своей деятельности, как многообразия индивидуальных черт своих подчиненных, так и то общее, что их объединяет.

4.               Опора на положительное в личности кадета и кадетском коллективе. 

Названный подход к воспитанию личности кадета заключается в изучении всех его особенностей - отрицательных и положительных, сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и развитии, с тем, чтобы изжить отрицательное, развить у кадета веру в свои силы, активность и самостоятельность.

5.               Принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них. 

Этот принцип требует: проявлять требовательность к себе и подчиненным; не допускать в воспитательной работе с кадетами элементов формализма, попустительства, угодничества, придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство кадета; проявлять бережное отношение к личности кадета, уважать его достоинство и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм довольствия в соответствии с правами и обязанностями.

6.               Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий.

 Единство воздействий обеспечивается общим целеустремленным подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных задач.

Система принципов обучения и воспитания находится в постоянном развитии и совершенствовании[3].

Методы воспитывающей деятельности- способы
взаимодействия воспитателя и кадет, ориентированные на развитие
социально значимых потребностей и мотивации обучающегося, его сознания иприемов поведения (каким образом происходит достижение
воспитательной цели, как доносим содержание воспитания до кадет).

В своей работе придерживаюсь традиционной классификация методов Ю.К. Бабанского, которыйвыделяет три группы методов по их месту в процессе воспитания:

· методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;

· методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное
мнение, воспитывающие ситуации;

· методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения) [2].

Убеждение - это один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и чувства кадета с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует взгляды кадета, мотивы его поведения и действий. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

При убеждении важно:

·                 Четко и уверенно сформулировать основную мысль, сказать о том, что вас действительно связывает с ней, а вывод кадеты сделают сами.

·                 Обозначить одно-два ключевых положения, к которым по ходу беседы стоит возвращаться. Повтор - хорошее средство донести до кадет свою основную мысль.

·                 Приводить убедительные, непротиворечивые доводы. Сильнее убеждает конкретика, чем рассуждения общего характера.

·                 Быть уверенным в себе, выражать надежду и осторожный оптимизм. Все это кадеты воспринимают благожелательно.

·                 Открыто и четко высказывать свои мысли и этим расположить к себе аудиторию. Все любят открытых и честных людей.

·                 Ровное и заинтересованное отношение к кадетам. Подсознательно кадета волнует вопрос, как воспитатель к нему относится, что он о нем думает. Если кадет заподозрит равнодушное или пренебрежительное отношение к себе, он постарается не обращаться к этому воспитателю, избегать его. Важно прямо или косвенно показать или проговорить свое доброжелательное отношение к каждому кадету. Быть действительно заинтересованным, чтобы убедить его. Слова «для меня важно ваше мнение» или «мне интересно беседовать с вами» т.п. никогда не будут лишними. Слова типа «мы», «вы и я», «мы знаем, что …» и т.п. создают у кадет ощущение общности с вами.

Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Упражнение - это «приучение», организация регулярного выполнения кадетами определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

- системы упражнений;

- их содержания;

- доступности и посильности упражнений;

- объема;

- частоты повторений;

- контроля и коррекции;

- личностных особенностей воспитанников;

- места и времени выполнения упражнений;

- сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

- мотивации и стимулирования упражнений;

- адекватности.

Пример - метод воспитания кадет, заключающийся в целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и коллектив силой личного поведения как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни.

Психологической основой примера выступает склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может быть сознательным или приобретать форму слепого, механического копирования. Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных и прямых начальников. Важным условием для подражания надо признать отношение военнослужащих к тому лицу, которое ставится в пример. Чувство симпатии и уважения увеличивает стремление к подражанию. Для успешной реализации возможностей воспитания на положительном примере необходимы определенные условия.

Во-первых, пример приобретает силу воспитательного влияния в том случае, если органически связан с ценными положительными качествами личности офицера-воспитателя и проявляется постоянно.

Во-вторых, чем глубже кадеты осознают его общественную ценность, чем он ближе и доступнее кадетам, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера.

В-третьих, воспитатель должен быть примером для кадет решительно во всем, от самого элементарного - внешнего вида, манер - и до моральных ценностей.

Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности кадета к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования кадет достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование позволяет активизировать кадет, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.

Поощрение выступает способом выражения положительной оценки успешно производимых действий и поступков человека и их стимулирование. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Принуждение - метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на кадет, недобросовестно относящихся к выполнению своих обязанностей, нарушающих дисциплину и общественный порядок, с целью побудить их исправить свое поведение.

Принуждениеможет выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава[1].

Назначение взыскания состоит в том, чтобы побудить кадета, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, пережить угрызение совести и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного кадета должно предупреждать проступки со стороны других. Применять на практике метод принуждения - это не просто объявлять взыскания. Здесь требуется большое педагогическое искусство. При правильном применении принуждение:

- развивает у кадет чувство долга, усиливает их ответственность за свои поступки и действия, за состояние дисциплины подразделения;

- приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;

- порождает потребность устранить недостатки;

- подвигает к улучшению самодисциплины, формирует уважение к воинскому порядку;

- укрепляет авторитет командира и воинского коллектива.

Основные средства принуждения: осуждающий взгляд командира, замечание; упрек, напоминание об обязанностях; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание (если они противоречат внутренней позиции кадета); низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на служебном совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др.

Требовательность и меры дисциплинарного воздействия командира должны поддерживаться коллективом подразделения. Также должна быть правильная постановка дисциплинарной практики. Во избежание ее искажений каждому командиру важно знать и руководствоваться следующими правилами:

- не надо спешить подвергать подчиненных дисциплинарным взысканиям, пока не исчерпаны другие меры принуждения;

- всякое взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести совершенного проступка, объявляться с учетом прежнего поведения провинившегося, времени нахождения его в кадетском училище;

- частые взыскания становятся привычными для кадет;

- наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение;

- к подчиненным, получившим взыскания, надо относиться особенно внимательно, замечать и поддерживать их стремление к исправлению.

Воспитателю необходимо организовать и систематизировать детские потребности, инстинкты, влечения, желания, способности, стремления и направить в нужное русло.

Таким образом, воспитание кадет в условиях кадетского училища реализуется в практической деятельности и представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых воспитателями и направленных на формирование у кадет необходимых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов обучения и воспитания.

Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы, Москва, 1982.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб.- М., Просвещение, 1988. - 479 с.
  3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416 с.
  4. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. 2-ое издание переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2019 . - 640 с.: ил.
  5. Ефремов О.Ю. Педагогика /Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.: ил.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: