» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (91) 2024

Автор: Щербак Жанна Анатольевна, учитель русского зыка и литературы
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Статья просмотрена: 80 раз
Дата публикации: 28.09.2024

УДК 1751

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Щербак Жанна Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №35, г. Белгорода

 

Аннотация. В статье представлены приемы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ посредством применения заданий по развитию речи.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетенция, формы и методы работы с текстом, обучающиеся с ОВЗ.

 

В настоящее время в Российской федерации происходит смена образовательной парадигмы. Это предполагает изменение результата деятельности образовательных учреждений, который нацелен в современной школе прежде всего на ключевые компетенции: интеллектуальные, гражданско-правовые, коммуникационные, информационные и др. Понятие компетенции как цели образования выступает в последние годы одним из центральных понятий в мировой образовательной практике, так как в нем заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата. Новый тип образовательного результата ориентирован на решение реальных задач и не сводится к простой комбинации сведений и навыков.

В условиях перехода современной школы к формированию компетентностной личности, когда усиливается акцент на личностно-ориентированное развивающее обучение, одной из приоритетных задач становится формирование готовности учащихся к информационно-коммуникативной деятельности.

Коммуникация – это передача информации в процессе общения (к установлению контактов, связей в общении). Соответственно, коммуникативная грамотность – это способность к передаче информации, которая осуществляется в условиях коммуникационного поля: языка и его функций в рамках данной информации.

Если исходить из теории коммуникации, средством передачи информации в школе является урок. Урок – это коммуникационное событие. Между учителем и учеником создается коммуникационное поле: один язык, который связывает их, одно мышление, один настрой, одни установки и т.д. Коммуникация, таким образом, как способность передачи информации на языке данной дисциплины, реализуется только через твердое и устойчивое знание предмета (математики, русского языка, литературы, биологии, химии и т.д.). Это означает, что учащийся не только овладевает энциклопедическим знание, но и свободно умеет общаться (коммуницировать) на языке учебного предмета, умеет свободно говорить по его поводу.

Задача образования, исходя из теории коммуникации, - научить детей говорить, свободно ориентироваться в быстро меняющейся, текущей информации – коммуницировать (общаться).

В учебном процессе одной из важнейших является проблема понимания содержания текста.

Устная часть ГИА-9 по русскому языку проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Разработка метода комплексного анализа текста является одной из насущных задач. Ее решение важно для обучения языку, для развития восприятия, памяти.

Развитие связной речи у детей с ОВЗ является трудным процессом, требующим использования как традиционных методов обучения(объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);репродуктивный;  проблемное изложение и частично-поисковый (эвристический), так и специфических. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Как же научить обучающихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи?

В этом эффективно помогает использование разноуровневых заданий на каждом этапе обучения, к примеру, методические  приемы развития связной речи у детей с ОВЗ:

  1. Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
  2. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.
  3. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в то же время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

  • комплексная работа с текстом;
  • лингвостилистический анализ текста;
  • «самодиктанты»;
  • сочинение- рассуждение;
  • редактирование текста;
  • различные виды диктантов;
  • интеллектуально-лингвистические упражнения;

Особое внимание следует уделять такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.

С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности : о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии т.п.. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор [2].

Таким образом, одной из основных коррекционно-образовательных задач по формированию коммуникативной компетенции состоит в обучении учащихся с ОВЗ навыкам создания письменного текста. В частности, очень важно умение составлять описательные рассказы, лингвистические сказки, что является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий исправляют недостатки психофизического развития обучающихся с ОВЗ и в значительной степени сглаживают ( возмещают, уравнивают) их нарушенные функции в результате чего происходит развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Список литературы:

  1. Аксёнова Э.А. Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы//Школьные технологии.-2015.-№6.-с.81-89.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
  3. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С. В. Титовой.-СПб, 2009.-с.37
  4. Ламеко С.В.,Хоменко Н.П.Анализ литературных произведений в старших классах школы для детей с нарушением слуха//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014.-№5.-с.25-27.
  5. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ.2004, №4. –с.10-18.
  6. Ржевская Л.А. Опыт использования элементов технологии развития критического мышления на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014.-№7.-с.28-33.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. -№5.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: