» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (91) 2024
Автор: Щербак Жанна Анатольевна, учитель русского зыка и литературы
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы
Дата публикации: 28.09.2024
УДК 1751
ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Щербак Жанна
Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №35, г. Белгорода
Аннотация. В статье
представлены приемы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся с
ОВЗ посредством применения заданий по развитию речи.
Ключевые слова: коммуникация,
коммуникативная компетенция, формы и методы работы с текстом, обучающиеся с
ОВЗ.
В настоящее время в Российской федерации происходит смена
образовательной парадигмы. Это предполагает изменение результата деятельности
образовательных учреждений, который нацелен в современной школе прежде всего на
ключевые компетенции: интеллектуальные, гражданско-правовые, коммуникационные,
информационные и др. Понятие компетенции как цели образования выступает в
последние годы одним из центральных понятий в мировой образовательной практике,
так как в нем заложена новая идеология интерпретации содержания образования,
формируемого от результата. Новый тип образовательного результата ориентирован
на решение реальных задач и не сводится к простой комбинации сведений и
навыков.
В условиях перехода современной школы к формированию
компетентностной личности, когда усиливается акцент на
личностно-ориентированное развивающее обучение, одной из приоритетных задач
становится формирование готовности учащихся к информационно-коммуникативной
деятельности.
Коммуникация – это передача информации в процессе общения
(к установлению контактов, связей в общении). Соответственно, коммуникативная
грамотность – это способность к передаче информации, которая осуществляется в
условиях коммуникационного поля: языка и его функций в рамках данной
информации.
Если исходить из теории коммуникации, средством передачи
информации в школе является урок. Урок – это коммуникационное событие. Между
учителем и учеником создается коммуникационное поле: один язык, который
связывает их, одно мышление, один настрой, одни установки и т.д. Коммуникация,
таким образом, как способность передачи информации на языке данной дисциплины,
реализуется только через твердое и устойчивое знание предмета (математики,
русского языка, литературы, биологии, химии и т.д.). Это означает, что учащийся
не только овладевает энциклопедическим знание, но и свободно умеет общаться
(коммуницировать) на языке учебного предмета, умеет свободно говорить по его
поводу.
Задача образования, исходя из теории коммуникации, -
научить детей говорить, свободно ориентироваться в быстро меняющейся, текущей
информации – коммуницировать (общаться).
В учебном процессе одной из важнейших является проблема
понимания содержания текста.
Устная часть ГИА-9 по русскому языку проверяет
коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические
высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать
текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О
степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки
обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических).
Разработка метода комплексного анализа текста является
одной из насущных задач. Ее решение важно для обучения языку, для развития
восприятия, памяти.
Развитие связной речи у детей с ОВЗ является трудным
процессом, требующим использования как традиционных методов обучения(объяснительно-иллюстративный
(информационно-рецептивный);репродуктивный; проблемное изложение и
частично-поисковый (эвристический), так и специфических. Развитие
связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на
умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Как же научить обучающихся пользоваться единицами языка,
применять полученные знания и умения в собственной речи?
В этом эффективно помогает использование разноуровневых
заданий на каждом этапе обучения, к примеру, методические приемы развития связной речи у детей с ОВЗ:
- Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
- Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.
- Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в то же время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие
формы и методы организации работы с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- лингвостилистический анализ текста;
- «самодиктанты»;
- сочинение- рассуждение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
Особое внимание следует уделять такому виду работы как
комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты
должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом
речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты
из произведений А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского,
М.М. Пришвина и других авторов.
С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты
о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях
процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного
произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии
современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное
развитие личности : о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и
будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии т.п.. При этом самого
пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то
настроение, которое передаёт автор [2].
Таким образом, одной из основных
коррекционно-образовательных задач по формированию коммуникативной компетенции
состоит в обучении учащихся с ОВЗ навыкам создания письменного текста. В
частности, очень важно умение составлять описательные рассказы, лингвистические
сказки, что является условием совершенствования речи и мышления, облегчает
процесс обмена информацией.
Таким образом, систематическое применение специально
разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий
исправляют недостатки психофизического развития обучающихся с ОВЗ и в
значительной степени сглаживают ( возмещают, уравнивают) их нарушенные функции
в результате чего происходит развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Список литературы:
- Аксёнова Э.А. Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы//Школьные технологии.-2015.-№6.-с.81-89.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
- Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С. В. Титовой.-СПб, 2009.-с.37
- Ламеко С.В.,Хоменко Н.П.Анализ литературных произведений в старших классах школы для детей с нарушением слуха//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014.-№5.-с.25-27.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ.2004, №4. –с.10-18.
- Ржевская Л.А. Опыт использования элементов технологии развития критического мышления на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014.-№7.-с.28-33.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. -№5.
Комментарии: