» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (91) 2024

Автор: Свириденко Елена Николаевна, Свириденко Вячеслав Иванович, Воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Правовое воспитание учащихся

Статья просмотрена: 20 раз
Дата публикации: 07.10.2024

УДК 37

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Свириденко Вячеслав Иванович

Свириденко Елена Николаевна

воспитатель

ОСГБУ «Социально- реабилитационный центр Ивнянского района» Белгородской области

 

Аннотация. Наиболее благодатной почвой для правового воспитания является молодёжь, так как именно это социальна группа является наиболее активной частью общества, за которой стоит реальная сила, способная оказывать воздействие на общество в целом. Кроме того молодость это тот период жизни человека который максимально благоприятен для обучения и интеллектуальных поисков.

Задача правового воспитания молодёжи состоит в усвоении каждым молодым человеком основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон.

Ключевые слова. Права и обязанности, правовая культура, правовая грамотность, закон, правовые документы

 

Одна из основных функций воспитателя является формирование правовой культуры учащихся, осознание ими высшей ценности прав и свобод человека.

 В своей работе используем материалы различного характера:

  1. на бумажных носителях (учебная литература, педагогическая периодика, методика применения ТСО, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий);
  2. на магнитных носителях (аудио- видеофонды, учебные и методические фильмы);
  3. на оптических СД-дисках (мультимедийные учебники);
  4. Интернет-ресурсы.

Считаем, что очень важно в современных условиях использовать ИКТ на занятиях по праву. Это позволяет:

  1. реализовывать перспективны культурно-образовательные и информационно-технологические программы;
  2. входить в большие базы данных;
  3. накапливать информационные данные по различным темам и направлениям;
  4. создавать банк педагогической информации;
  5. комбинированный мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимися не просто информации, а информации в форме образов позволяет воспитанникам получать более глубокие знания.

Изучение прав человека  может осуществляться в виде отдельно проведённых тематических мероприятий на такие темы: «Изучаем права человека», «Как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать», «Равенство всех прав», «Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь», «Хочу стать президентом, «Выборы», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Может ли личность противостоять произволу, царящему в обществе?», «Адвокат комментирует », Основные положения «Закона о гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.06.1998 г». и т. д. Сами названия перечисленных тем говорят о важности поставленных вопросов. Эти мероприятия рассчитаны на изучение детьми в процессе бесед, правовых ассамблей, деловых и ролевых игр, КВНов. Выбор темы зависит от цели мероприятия, возраста учащихся и других условий.

В течение нескольких лет работаем с детьми по теме «Мир права вокруг нас» и собираю самую необходимую информацию о праве. Воспитанники старших классов постоянно пополняют новыми находками сборник афоризмов о праве «В мире мудрых мыслей» , книгу словарь правоведческих терминов «Шпаргалка».Составлен буклет «Права ребёнка». Эти книжки создаются по инициативе старшеклассников. Благодаря подключению школы к сети Интернет мы можем собирать эти материалы не по крупицам, как раньше, а быстро, мобильно и в большом объёме.

Из разных данных мы составили Календарь правовых дат  и Краткий перечень основных прав ребёнка.

В работе обязательно применяются тексты основных документов, принятых мировым сообществом по защите прав ребёнка.

В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 11 декларации практически без изменений содержится в ст.49 Конституции РФ и отображает один из главных принципов юридической ответственности – презумпцию невиновности.

В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка и её подписала 61 страна, где говорится, что ребёнок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Положение Конвенции вошли в Семейный кодекс РФ и Закон об образовании.

В бесправном государстве не может быть разговора о каких-то правах ребёнка. Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть программа президентская «Дети России»…

Проблем в стране очень много. Никогда ещё в истории России, даже в военные годы, не было таких страшных цифр! Треть всех детей, попадающих в дома ребёнка, «отказники»! Матери отказываются от родного дитя своего из-за нищеты или пьянства, дети голодают, побираются, увеличивается число ребят, не посещающих школу из-за отсутствия одежды, обуви, школьных принадлежностей. В стране от 2 до 4 млн. (по различным данным) беспризорных, 1,5 млн. ребят школьного возраста безграмотны. В основном это дети, попадающие в колонии. Больше половины этих детей больны, больше половины истощены. Никто из них за свою короткую жизнь не встретил взрослого, которому мог бы довериться, обратиться за помощью. Подростки не верят никому, и после освобождения не идут на контакт с государственными структурами. Они пытаются создавать свои организации из таких же, как они сами.

Конвенцию о правах ребёнка должны знать дети всего мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают, что из бесправного запуганного ребёнка может вырасти только бесправный запуганный взрослый. После проведения занятия учащимся предлагается нарисовать рисунки о правах человека и сочинить стихи и загадки.

Например, дети сочиняют:

В школе я учусь с трудом

И работаю при том.

Только есть одна забота:

Сколько можно мне работать?

(Для учащихся 14–16 лет – 2 часа 30 мин., 16–18 лет – 3 часа 30 мин.)

Трудовой кодекс Р.Ф. ст. 94

Детские творчество (рисунки, стихи, загадки, рассказы) представляются на выставках для общешкольного обозрения и обсуждения под названием «Права человека глазами ребёнка» или «Декларация нарушения прав ребёнка».

Изучение прав человека – процесс долгосрочный. Его реализацию следует начинать с младшего школьного возраста. В шутливой игровой форме на доступном уровне детям преподносим серьёзные истины человечества, которые могут пригодиться в любое время.

 

Например, занятие «Ребёнок имеет право на своё мнение» (Г.Х Андерсен «Голый король») Повторяем изученное право. Пишем свои рассказы.

«Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать».

Читаем и обсуждаем сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

«Никто не имеет права читать чужие письма» – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..».

Человечество давно пришло к осознанию того, что права человека надо защищать. Дети должны знать не только свои основные права, но и способы их защиты. В правовом уголке помещаем плакат, он называется «Защити себя!», где помещены все телефоны и адреса служб, способных ребёнку оказать помощь. Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Правовые основы - здесь есть выдержки из российских и международных правовых документов не только о защите прав ребёнка, но и обязанности родителей за их воспитание, а также ответственности несовершеннолетних по гражданскому, административному, уголовному праву.

 Главные защитники прав ребёнка – это их родители, к этому их обязывает семейное право, но они не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. В случае злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их, ребёнок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – и в суд. На многие вопросы помогает ответить детям материал «Адвокат комментирует «Основные положения Закона о гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.06.1998 г.»

 На мероприятия, проводимые по защите прав человека, желательно приглашать специалиста с юридическим образованием. Это очень хорошо, что дети задают интересующие их вопросы профессионалам.

 Во всех странах мира есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

  1. Дети, оставшиеся без попечения родителей
  2. Безнадзорные и бездомные дети
  3. Дети-инвалиды
  4. Дети с особыми нуждами (с имеющимися недостатками в психическом и физическом развитии)
  5. Дети-жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети, вынужденные переселенцы и дети-беженцы)
  6. Дети-жертвы насилия
  7. Дети, отбывающие уголовное наказание за совершение преступления в местах лишения свободы
  8. Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут.

Нужно сделать всё возможное, чтобы привить подрастающему поколению уверенности в своих силах, своих созидательных способностях. То есть, чтобы дети учились с детства делать осмысленный выбор власти, президента, государственного строя. Чтобы знали, чего они хотят добиться в жизни как для страны, так для себя лично. Важно помочь детям уже сейчас учиться управлять государством, создавать законы и уметь пользоваться ими, то есть занимать активную гражданскую позицию. Дети должны чувствовать ответственность за судьбу своей страны.

К ребёнку должно прийти понимание того, что я – основа всего. Понимание того, что права человека – священны, поможет построить семью, отношения с друзьями, заставит уважать окружающих нас людей.

 Моя душа и мысли – это тайна

 Я их открываю только Богу

 Волнения, сердечную тревогу

 Таю в себе от зрителей случайных.

 В моей душе весь мир и целый космос,

 Соприкоснуться с ней не так-то просто.

 И лишь тому, кому я доверяю

 Откинуть я завесу позволяю.

 Да, тайна личной жизни – это свято.

 Никто не вправе вторгнуться туда,

 Где прошлое таится без возврата,

 Где с бытом уживается мечта.

 Чужую жизнь и ты не разрушай

 И тайну личной жизни уважай!



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: