» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (91) 2024

Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника

Статья просмотрена: 36 раз
Дата публикации: 08.10.2024

УДК 373.2

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Бутова Нина Ивановна

Ястремская Татьяна Васильевна

воспитатели

Сусенкова Анна Владимировна

логопед

МБДОУ детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация.  В статье рассматривается семья и семейные ценности в воспитании дошкольника, о взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи.

Ключевые слова:  семья, ценности, ребенок, традиции, дошкольная организация.


«От того, как прошло детство, кто
 вёл ребёнка за руку в детские годы, что
 вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
 /В.А. Сухомлинский/

 

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является.  Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону   развития   ребёнка   мы   не   рассматривали,   всегда   окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет   семья.

Семейные ценности – это традиции и обычаи, воспоминания, те моменты, что люди переживают вместе – горе и радость, благополучие и трудности, это те чувства и вещи, которые передаются из поколения в поколение. Благодаря этому семья становится крепкой, это создает в ребенке чувство защищенности и надежного тыла, чувство свободного и счастливого человека.

Значимость семейных ценностей – формирование у ребенка понимания роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении родных дети учатся доброте и великодушию, уважению и ответственности за свои поступки, любви и честности, правильности в выражении своих чувств. Родители должны помнить, что именно они представляют для ребенка пример взаимоотношений в семье.

Для большого количества семей многие ценности приблизительно одинаковы. К ним относятся: понимание, уважение, доброта, любовь, доверие. В семье воспитание детей должно строиться на личном примере из детства родных и близких, на опыте старших и на традициях, передаваемых от поколения к поколению. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребенка.

Наша задача познакомить детей с теми ценностями, которые составляют смысл нашей жизни, истории, формируют настоящее и будущее. Они должны войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Поэтому огромную важность приобретают вопросы воспитания любви и уважения к своей семье, к своей родословной и тем традициям, которые передаются из поколения в поколение в каждой семье.

В каждой семье они свои: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепития, и многое другое.

Формировать у дошкольников семейные ценности, на наш взгляд, возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, приобщающих к  семейным ценностям:

·                 изучение традиционной культуры и фольклора

·                 совместные утренники и праздники, которые объединяют родителей и детей, создавая атмосферу тепла и доверия

·                 патриотические праздники

·                 разучивание песен, стихов и музыкальных постановок

Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад без семьи, ни семья без детского сада, не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Создание, укрепление семьи и воспитание семейных ценностей нелегкий труд. Он требует самоотдачи и кропотливого труда. Именно в семье закладываются такие качества, как верность своим идеалам, семье, друзьям, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим.

Список литературы:

  1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С. 78-80.
  2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва: 2008.
  3. Зенина Т.М. Играем вместе, играем всей семьей. Москва: Центр педагогического образования, 2016. 62 с.
  4. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007. – 265с.
  5. Метенова Н.М. Родителям о детях. Ярославль: Изд-во «Иниго», 2014.
  6. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействия ДОУ и семьи. Москва: 2007.
  7. Севастьянова Е.О. Дружная семейка. Москва: Творческий центр «Сфера», 2006. 123 с.
  8. Шорыгина Т.А. Моя семья. Москва: Творческий центр «Сфера», 2016. 96 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: