» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (91) 2024
Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника
Дата публикации: 08.10.2024
УДК
373.2
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Бутова Нина Ивановна
Ястремская Татьяна Васильевна
воспитатели
Сусенкова Анна Владимировна
логопед
МБДОУ детский сад № 129,
г. Иркутск
Аннотация. В статье рассматривается семья и семейные ценности в
воспитании дошкольника, о взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи.
Ключевые
слова: семья, ценности,
ребенок, традиции, дошкольная организация.
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из
окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Семья - это первый социальный
институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и
является. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности
ребенка – в общении, познании и безопасности. Именно она играет основную роль в
формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств,
социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание
детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства
родных и близких. И какую бы сторону развития
ребёнка мы не рассматривали,
всегда окажется, что главную роль в становлении его личности
на разных возрастных этапах играет семья.
Семейные ценности – это традиции и обычаи,
воспоминания, те моменты, что люди переживают вместе – горе и радость,
благополучие и трудности, это те чувства и вещи, которые передаются из
поколения в поколение. Благодаря этому семья становится крепкой, это создает в
ребенке чувство защищенности и надежного тыла, чувство свободного и счастливого
человека.
Значимость семейных ценностей – формирование
у ребенка понимания роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в
окружении родных дети учатся доброте и великодушию, уважению и ответственности
за свои поступки, любви и честности, правильности в выражении своих чувств.
Родители должны помнить, что именно они представляют для ребенка пример
взаимоотношений в семье.
Для большого количества семей многие
ценности приблизительно одинаковы. К ним относятся: понимание, уважение,
доброта, любовь, доверие. В семье воспитание детей должно строиться на личном
примере из детства родных и близких, на опыте старших и на традициях,
передаваемых от поколения к поколению. Вот почему проблема сохранения семейных
ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется
той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и
формировании социально – нравственной культуры ребенка.
Наша задача познакомить детей с теми
ценностями, которые составляют смысл нашей жизни, истории, формируют настоящее
и будущее. Они должны войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его
души. Поэтому огромную важность приобретают вопросы воспитания любви и уважения
к своей семье, к своей родословной и тем традициям, которые передаются из
поколения в поколение в каждой семье.
В каждой семье они свои: увлечение
спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи,
совместный обед, ужин, чаепития, и многое другое.
Формировать у дошкольников семейные
ценности, на наш взгляд, возможно во взаимодействии дошкольной образовательной
организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, приобщающих
к семейным ценностям:
·
изучение традиционной
культуры и фольклора
·
совместные
утренники и праздники, которые объединяют родителей и детей, создавая атмосферу
тепла и доверия
·
патриотические
праздники
·
разучивание
песен, стихов и музыкальных постановок
Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от
которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние
дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может обеспечить в полном
объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Поэтому
необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад без семьи, ни
семья без детского сада, не способны справиться с тончайшими и сложнейшими
задачами становления человека.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями
- активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей
целенаправленный, общественно значимый характер. Именно взаимоотношения всех
участников учебно-воспитательного процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет
целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет
педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить
верные слова при общении с родителями.
Создание, укрепление семьи и воспитание
семейных ценностей нелегкий труд. Он требует самоотдачи и кропотливого труда.
Именно в семье закладываются такие качества, как верность своим идеалам, семье,
друзьям, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость,
ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но
и ко всем окружающим.
Список литературы:
- Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С. 78-80.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва: 2008.
- Зенина Т.М. Играем вместе, играем всей семьей. Москва: Центр педагогического образования, 2016. 62 с.
- Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007. – 265с.
- Метенова Н.М. Родителям о детях. Ярославль: Изд-во «Иниго», 2014.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействия ДОУ и семьи. Москва: 2007.
- Севастьянова Е.О. Дружная семейка. Москва: Творческий центр «Сфера», 2006. 123 с.
- Шорыгина Т.А. Моя семья. Москва: Творческий центр «Сфера», 2016. 96 с.
Комментарии: