» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (93) 2024
Автор: Агеева Елизавета Сергеевна, Студент
Рубрика: Биологические науки
Название статьи: Влияние физкультуры на работоспособность студенческой молодежи
Дата публикации: 05.12.2024
УДК 796.015
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ НА
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Агеева Елизавета Сергеевна
Студент кафедры
«Экономика промышленности и производственный менеджмент»
Мазова Анна Анатольевна
Студент кафедры
«Экономика промышленности и производственный менеджмент»
Соколова Екатерина Владимировна
Старший
преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт»
Самарский
государственный технический университет, г. Самара
Аннотация. Данная статья
исследует влияние физической культуры на работоспособность молодежи,
рассматривая как работающих студентов, так и тех, кто не совмещает учебу с
работой. Актуальность темы
обусловлена растущей ролью физической активности в формировании
жизнедеятельности студентов и их профессиональной карьеры. Повышение физической активности обсуждается в
контексте её положительного влияния на здоровье студентов. Разрабатывается
комплекс физических упражнений для самостоятельных ежедневных тренировок двум
рассматриваемым группам.
Ключевые слова: физкультура, здоровье, спорт, упражнение,
работоспособность, физическая активность.
Влияние
физкультуры на работоспособность студентов представляет собой многогранную
тему, охватывающую вопросы физического и психоэмоционального состояния, а также
социальные аспекты студенческой жизни. Регулярные занятия физической
активностью способствуют не только укреплению здоровья, но и повышению уровня
концентрации, что непосредственно сказывается на учёбе и профессиональной
деятельности. Независимо от того, являются ли студенты работающими или неработающими,
физкультура может служить эффективным средством борьбы с усталостью, стрессом и
снижением мотивации. Поэтому понимание принципов и механизмов влияния
физкультуры на работоспособность студентов позволяет нам обратиться к вопросу о
том, как создать оптимальные условия для поддержания баланса между физической
активностью и умственной нагрузкой.
Работоспособность
– способность организма поддерживать свою активность, включая адаптацию
физиологических функций (функции мышечной и нервной систем, дыхания, кровообращения,
обмена веществ и других), которая необходима для достижения высокого уровня
трудовой эффективности [1]. Работоспособность подразделяется на два основных
типа – физическую и умственную. Физическая работоспособность отражает объем
мышечных усилий, которые организм способен выполнить при определенном уровне
его функционирования. Этот вид работоспособности определяется
морфофункциональным (т.е. физическим, внешним) состоянием органов и систем
тела, а также психической мотивацией. Умственная работоспособность же
определяется как способность индивида выполнять определенные задачи в пределах
установленного времени и уровня эффективности. Уровень умственной
работоспособности во многом зависит от психофизических характеристик конкретной
личности. К ним относятся общая выносливость (включая физическую), скорость
умственной деятельности, а также способность сосредоточиться, переключаться и
распределять внимание [3].
В
трудах ученых отмечается прямая положительная зависимость стабильности
умственной работоспособности студентов перед экзаменами от уровня развития у
них двигательных качеств, т.е. есть возможность регулировать состояние
умственной работоспособности при помощи целенаправленного применения в учебном
процессе средств физической подготовки. Обнаружено, что между умственной и
физической работоспособностью есть тесная взаимосвязь и взаимозависимость, т.е.
при помощи направленного воздействия на двигательную систему можно влиять на
умственную сферу человека [4]. Регулярные занятия физическими упражнениями
оказывают позитивное влияние на такие психомоторные характеристики личности,
как концентрация и переключение внимания, оперативную память и мышление
Физкультура
оказывает множество положительных эффектов на работоспособность студентов
благодаря нескольким принципам и механизмам:
- Улучшение физического здоровья: регулярные физические нагрузки помогают укреплять сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость и способствуют нормализации обмена веществ.
- Психоэмоциональное состояние: физические упражнения способствуют выработке эндорфинов, которые улучшают настроение и снижают уровень стресса.
- Улучшение концентрации и памяти: физическая активность связана с улучшением когнитивных функций, таких как память и концентрация. Это способствует лучшему усвоению информации и повышению продуктивности.
- Социальные связи и взаимодействие: физкультура часто предполагает командные виды спорта или групповые занятия, что способствует развитию социальных навыков и формированию крепких связей между студентами, что также помогает справляться с нагрузкой и стрессом [2].
Нами
было проведено исследование. В нём приняли участие 48 студентов, из которых 26
работающих и 22 неработающих. В течение месяца они ежедневно выполняли
комплексы упражнений в зависимости от группы к которой они относятся.
Для
работающих студентов физкультура становится своего рода «островком» здоровья и
бодрости в их напряженном графике. Сочетание учебы и работы создает
значительную нагрузку, что может приводить к усталости, стрессу и снижению
продуктивности. Так как физическая подготовка прямо связана с какой-либо
профессиональной деятельностью работников или готовящихся к производительному
труду, то и назначений физической подготовленности может быть столько, сколько
существует в обществе видов профессий [5]. В ходе проведения исследования было выявлено кем
работают студенты. Лидирующие строчки заняли следующие должности: официант,
хостес, продавец-консультант, бариста. Их объединяет то, что они вынуждены
постоянно стоять и ходить на работе, а это оказывает большую нагрузку на ноги и
поясницу, поэтому в такой ситуации нам потребуется их расслабить. Отталкиваясь
от данной особенности и был составлен комплекс упражнений для самостоятельных
ежедневных тренировок (табл. 1).
Таблица 1 − Комплекс
упражнений для работающих студентов
№ |
Вид упражнения |
Количество/время
повторений |
Описание
выполнения |
Разминка |
|||
1. |
Повороты и наклоны
головы |
8-12 |
Встаньте с прямой
спиной, ноги на ширине плеч, а руки на поясе. Выполняйте повороты головы
влево, вправо, а затем наклоны вперёд и назад. |
2. |
Круговые движения
предплечьем |
8-12 |
Исходное положение
тела, как и в предыдущем упражнении, но руки подняты на высоту плеч и
разведены в сторону. Выполните динамическое движение предплечья в локтевом
суставе: во внутрь и наружу. |
3. |
Растяжка трицепса с
рукой за голову |
1 минута |
Из положения
классической стойки поднимите обе руки вверх над головой. Согните левую руку
в локте, опустите кисть на спину, положив ладонь между лопатками пальцами
вниз. Затем обхватите правой рукой левый локоть и углубите растяжку.
Поменяйте руки. |
4. |
Наклоны в сторону с
поднятой рукой |
8-12 |
Расставьте стопы
пошире, руки вдоль туловища. Теперь наклоните корпус вправо. В это же время
руку левую поднимите вверх, проведите в правую сторону над головой, потянитесь
и зафиксируйте позицию. Из этого положения медленно вернитесь назад, затем
наклонитесь влево. |
5. |
Поза «кошки» стоя |
1 минута |
Расположите стопы на
ширине плеч, для принятия исходной позиции опуститесь в полуприсед, подогнув
колени. Теперь на переднюю поверхность бедер поставьте руки. Сначала
округлитесь в спине и слегка поднимитесь, затем отведите таз немного назад,
выгните поясницу. |
6. |
Круговые движения
коленным суставом |
8-12 |
Ноги нужно поставить
рядом друг с другом, немного согнуть в коленях и руками упереться в
них. Выполните круговые движения коленями изнутри наружу и снаружи
внутрь. |
7. |
Растяжка
квадрицепсов стоя |
8-12 |
Расположите стопы
близко друг к другу, руки вдоль туловища. Теперь согните в колене левую ногу,
пяткой притяните стопу к ягодицам. Для этого обхватите ее за лодыжку
одноименной рукой. Также повторите для правой ноги. |
8. |
Круговые движения
стопами |
8-12 |
Ноги на ширине плеч,
руки на поясе. Правую ногу на носок и выполняем круговые движения стопой,
сначала в одну сторону, затем в другую. |
Основная часть
+ растяжка |
|||
1. |
Ягодичный мостик |
8-16 |
Исходное положение
на спине на коврике, ноги согнуты в коленях, руки в стороны. Напрягая
ягодицы, сжав их, и поднимаем нижнюю часть тела в позу мостика, фиксируем в
пиковой точке на 2-5 секунд и опускаемся обратно на коврик. |
2. |
Планка |
1 минута |
Примите упор лежа,
руки расположите чуть шире уровня плеч, прямо под ними. Носки пальцев ног
должны упираться в пол. |
3. |
Мах согнутой ноги на
четвереньках |
1 минута |
Становимся на
четвереньки с опорой на предплечья. В спине поддерживаем естественный прогиб.
На выдохе поднимаем левую ногу до уровня, пока бедро не окажется параллельным
полу. На вдохе опускаем ногу обратно. |
4. |
Растяжка сидя с
поворотом корпуса |
2 минуты |
Сядьте, вытяните
перед собой ноги. Руки поставьте ладонями на пол позади себя. Затем согните в
коленном суставе правую ногу, подтяните к тазу, стопу разместите пяткой на
уровне середины бедра левой ноги. Туловище разверните в сторону согнутой
ноги, противоположной рукой обхватите колено и притяните к себе. |
5. |
Поза «голубя» |
2 минуты |
Присядьте на коврик,
левую ногу вытяните вперед и согните в коленке, положив бедро с голенью на
пол наружной стороной. Стопу подтяните к тазу. Правую ногу выпрямите назад и
расположите как в продольном шпагате носком вниз. Руки разместите на передней
стопе. |
6. |
«Бабочка» с наклоном
вперед |
2 минуты |
Сядьте, ноги
подогните в коленках и соедините стопы. Пододвиньте их к тазу, приняв позу
бабочки. Руками обхватите стопы, наклонитесь вперед так, чтоб корпус лег в
просвет между бедрами. Локти и предплечья поместите на голени. |
7. |
Поза «героя» |
2 минуты |
Встаньте на коленки,
поставленные рядом, затем опустите таз на пятки. Достаньте обе стопы из-под
ягодиц, расположите подошвами вверх, а носки направьте назад. Опустите
туловище назад до упора локтями о поверхность. |
8. |
Сведение лопаток из
положения лёжа на животе |
2 минуты |
Лягте на живот,
вытянув руки вперёд и разведя их на ширину плеч. Ноги — на ширину таза. На
выдохе поднять верхнюю часть тела и одновременно согнуть руки в локтях и
отвести через стороны назад. Голова не поднимается, шея тянется вперёд. |
Исследование
показало, что работающие студенты, выполняя комплекс упражнений с упором на
расслабление ног и поясницы через месяц, отметили следующие результаты:
- Уменьшение болей: Большинство студентов (46%) сообщили о значительном снижении болей в области поясницы и ног.
- Улучшение самочувствия: 23% участников отметили общее улучшение самочувствия и настрой на рабочие процессы.
- Способствовало расслаблению: Участники тренировок (19%) подчеркивали, что упражнения помогли снизить уровень стресса и способствовали расслаблению после долгого рабочего дня.
Некоторые
студенты (12%) отмечали, что почувствовали незначительное улучшение, но также
указывали на необходимость индивидуального подхода и продолжения занятий.
В
итоге, большинство студентов пришли к выводу, что регулярное применение
комплекса упражнений оказало положительное влияние на их физическое и
эмоциональное состояние.
Для
студентов с малой подвижностью ежедневный комплекс упражнений важен, так как он
помогает поддерживать здоровье, улучшает концентрацию и обеспечивает
необходимую физическую активность, что способствует повышению умственной
работоспособности. Кроме того, физические нагрузки способствуют снятию стресса
и улучшают общее эмоциональное состояние, что особенно актуально в период
учебы. У второй исследуемой группы не хватает активности, в следствии чего при
составлении комплекса был сделан уклон на силовую нагрузку (табл. 2).
Таблица 2 − Комплекс упражнений для неработающих студентов
№ |
Вид упражнения |
Количество/время
повторений |
Описание
выполнения |
|
Разминка |
||||
Для головы |
||||
1. |
Наклоны головой |
8-12 |
Ноги на ширине плеч,
руки на поясе. Наклоны головой. На счёт 1 наклон головы вперед, на счёт 2
назад, на счёт три 3 в левую сторону, на счёт 4 в правую сторону. |
|
2. |
Круговые движения
головой |
8-12 |
На счёт 1,2,3,4
круговые движения в левую сторону. На счёт 1,2,3,4 в правую сторону. |
|
Для рук |
||||
3. |
Рывки руками
(вертикально) |
8-16 |
Ноги на вместе,
правую руку вверх над головой, левую руку вниз в дол туловища. Рывки руками.
На счёт 1,2 рывки руками, на счёт 3,4 смена положения рук. |
|
4. |
Рывки руками
(горизонтально) |
8-16 |
Ноги на ширине плеч,
руки перед грудью. Рывки руками. На счёт 1,2 рывки руками перед собой, на
счёт 3,4 рывки руками с отведением рук в левую сторону. Также в правую
сторону. |
|
Для туловища |
||||
5. |
Наклоны туловищем |
16 |
Ноги на ширине плеч,
руки на пояс. На счёт 1 наклон туловища вперёд, на 2 назад, на 3 в левую
сторону, на 4 в правую сторону. |
|
6. |
Повороты туловищем |
16 |
На счёт 1,2 повороты
туловища в левую сторону, на счёт 3,4 в правую сторону. |
|
Для ног |
||||
7. |
Прыжки на месте |
8-12 |
Ноги вместе. Руки на
пояс. Прыжки на месте. |
|
8. |
Махи ногами |
8-12 |
Ноги на ширине плеч,
руки вытянули перед собой. На счёт 1,2 махом левой ноги носком касаемся кисти
правой руки, на счёт 3,4 махом правой ноги носком касаемся кисти левой руки. |
|
9. |
Приседания |
8-12 |
Для девочек: руки на
пояс, ноги на ширине плеч. Для мальчиков: руки за голову ноги на ширине плеч.
|
|
Основная часть
(силовые упражнения) |
||||
1. |
Отжимания |
12–20 |
Вариант 1: Отжимания
от рук и коленей. Вариант 2: Упор
руками не в пол, а на скамейку, ящик, стул. |
|
2. |
Ягодичный мостик |
8-16 |
Исходное положение
на спине на коврике, ноги согнуты в коленях, руки в стороны. Напрягая
ягодицы, сжав их, и поднимаем нижнюю часть тела в позу мостика, фиксируем в
пиковой точке на 2-5 секунд и опускаемся обратно на коврик. |
|
3. |
Поза «лодки» |
8-12 |
Принимаем положение
сидя, выпрямляем ноги перед собой. Вытягиваем руки вперед и затем плавно
начинаем наклоняться вперед, попутно отрывая стопы от пола. Удерживаем эту позу,
столько, сколько возможно. |
|
4. |
Планка |
1 минута |
Примите упор лежа,
руки расположите чуть шире уровня плеч, прямо под ними. Носки пальцев ног
должны упираться в пол. |
|
5. |
Полуприсед |
12-20 |
Спина выпрямлена,
взгляд направлен вперед. Для увеличения нагрузки при подъеме из полуприседа
необходимо подниматься на стопу (нагрузка на икроножную мышцу). |
|
6. |
Ходьба выпадами |
32–40 |
Спина прямая, нога
ставится на пятку, при шаге ОЦТ выводится максимально вперед. |
|
7. |
Выпрыгивания из
глубокого приседа |
8–12 |
Выполняется с
максимальной амплитудой и
минимальным нахождением на опоре, акцентируется внимание на постановке пятки
на опору перед выпрыгиванием |
|
8. |
Прыжки выпадами со
сменой ног |
12–20 |
Спина прямая,
упражнение выполняется ритмично, без пауз. |
|
9. |
Прыжки вперед («лягушка») |
8-12 |
Глубокий присед с
активным выпрыгиванием вверх-вперед, ноги полностью выпрямляются. |
|
10. |
Упражнение «Берпи» |
8-12 |
Встаньте, расставив
ноги на ширину плеч. Присядьте и положите руки на пол. Отпрыгните назад,
встаньте в планку. Сделайте одно отжимание. Прыжком вернитесь в присед.
Подпрыгните вверх, вытягивая руки над головой. |
|
11. |
Выпады |
8-12 |
Исходное положение -
полуприсед: ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, бедра слегка нависают
над пятками. Отведите правую
ногу за левую и перейдите в низкий выпад. Вернитесь в исходное положение и
сделайте также с другой ноги. |
|
12 |
Упражнение
«Альпинист» |
8-12 |
Исходное положение:
высокая планка с ногами, стоящими на ковриках. Подтяните правое колено к
груди. Отведите колено назад, чтобы вернуться к высокой планке. Повторите с
другим коленом. |
|
Растяжка |
||||
1. |
Растяжка мышц
поясницы |
1 минута |
Садимся на пол,
правую ногу переводим вперёд, левую — назад. Сгибаем ноги в коленях под углом
90 градусов или чуть больше. Правую руку кладём на пол, левую поднимаем над
головой. Левую ногу тянем вниз и назад, корпус наклоняем вперёд и скручиваем
в сторону правой ноги. Меняем ноги. |
|
2. |
Поза «собаки» лицом
вниз |
2 минуты |
Встаём на
четвереньки, затем подаём таз назад и вверх. Руки и спина должны вытянуться в
одну линию, колени можно согнуть, а пятки — оторвать от пола. |
|
3. |
Поза «собаки» лицом
вверх |
2 минуты |
Ложимся на пол на
живот, ставим руки под плечи. Выжимаем себя наверх, таз приподнимается, ноги
остаются на полу. Опускаем плечи, прогибаемся в грудном отделе. |
|
4. |
Поза «ребёнка» |
1 минута |
Садимся на пол,
ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперёд, ложимся животом на колени
и вытягиваем руки. |
|
Результаты
исследования среди неработающих студентов, которые в течение месяца выполняли
комплекс упражнений с упором на силовую нагрузку, следующие:
- Увеличение силы: 45% студентов отметили заметное улучшение в физической силе и выносливости.
- Психологическое состояние: 23% участников отметили, что упражнения помогли улучшить их настроение и общее психоэмоциональное состояние.
- Уровень энергии: 18% студентов почувствовали рост уровня энергии и желание быть более активными в повседневной жизни.
Однако
некоторые участники (14%) выразили мнение, что им было сложно адаптироваться к
новой нагрузке, и начинать стоило с более простых упражнений.
В
целом, большинство студентов согласились, что комплекс упражнений с упором на
силовую нагрузку оказал положительное влияние на их физическую форму и
самочувствие.
Таким
образом, чередование различных типов физической активности действительно
способствует улучшению общей работоспособности, что помогает предотвратить
перенапряжение и существенно снижает риск травм. Этот метод способствует
балансированному развитию мышц, поддерживает высокую физическую форму и
улучшает общее состояние здоровья. Интеграция суставных, силовых тренировок,
кардио и растяжки в тренировочный процесс не только делает занятия более
разнообразными, но и укрепляет тело, повышая его выносливость и
функциональность.
Список литературы:
- Аллянов, Ю. Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 450 с.
- Ангелова О. Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО: Лань, 2023. 102 с.
- Астахов Н. Э. Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента / Н. Э. Астахов. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). 411 с.
- Казантинова Г. М. Физическая культура студента. Учебник для вузов, 2-е изд. М.: Лань, 2024. 304 с.
- Савкина Н.В. Влияние физических упражнений на развитие человека / Н.В. Савкина, А.Е. Данилочкин, Ю.Н. Старовойтов // Автономия личности. 2020. 361 с.
Комментарии: