» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (93) 2024
Автор: Гаджиев Мехман Элсеван оглы, студент
Рубрика: Науки о земле
Название статьи: Анализ становления и развития экологического законодательства в Российской Федерации
Дата публикации: 07.12.2024
АНАЛИЗ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузьмина Мария Вячеславовна
к.ю.н., доцент кафедры
предпринимательского и природоресурсного права
Гаджиев Мехман Элсеван оглы
студент
Оренбургского института (филиала) Университета имени О. Е.
Кутафина (МГЮА), г. Оренбург
Аннотация. В данной статье
рассматривается права и обязанности граждан по отношению к окружающей среде:
право каждого человека на благоприятную окружающую и обязанность сохранять
природу и бережно относиться к природным богатствам.
Ключевые слова: земля, природа,
экология, воспитание, история, экологическое образование.
В последние десятилетия термины
«экология», «экологический» все чаще используются в научной и
общественно-политической литературе. Актуальность обращения к этим понятиям
объясняется угрозой глобального экологического кризиса, в основе которого лежат
противоречия развития общества и природы. Негативные изменения в окружающей
среде вызывают деформации социальной среды и самого человека: прежде всего,
деградацию и снижение иммунного статуса человека; усреднение, обезличивание и
бездуховность человека вследствие урбанизации и насаждения через средства
массовой информации ценностей «общества потребления». В этих условиях выживание
человечества полностью зависит от него самого: люди могут устранить эти угрозы,
если сумеют трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать
им экологическую направленность. Высокий уровень экологической культуры
человеческого общества невозможен без формирования нового мировоззрения, что
возможно лишь через изменения в образовании, поэтому интенсивное развитие
экологического образования становится актуальной проблемой всех цивилизованных
стран. На необходимость экологического образования и экологического воспитания
указывают официальные документы международного, федерального и региональных
уровнях; проводятся конференции, встречи высокого уровня, посвященные вопросам
экологического образования и просвещения.
Конституция
закрепляет права и обязанности граждан по отношению к окружающей среде: право
каждого человека на благоприятную окружающую среду, обязанность сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые
являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов,
проживающих на территории Российской Федерации.[1] Именно
эти положения Конституции закладывают нормативную основу государственной политики
в области экологического воспитания и образования школьников. Сущность
экологических обязанностей заключается в правовой охране окружающей среды,
рациональном природопользовании и обеспечении экологической безопасности.
Федеральный закон №7-ФЗ от
10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»[2] –
подчеркивает важность экологического воспитания молодежи, касаемого того, что в
данном Федеральном законе в ст. 71, гл. 13 «Основы
формировани-я экологической культуры» экологическое воспитание обучает основам
экологических знаний, которые осуществляются в дошкольных, школьных
общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного
образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм.
Федеральный закон №7-ФЗ от
10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»
определяет правовые основы государственной политики в области охраны экологии,
обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач,
сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных
ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений,
укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности.[3]
Аспекты
экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры
специально предметно расписаны только в Федеральном законе «Об охране
окружающей среды» или в специальных законах субъектов Российской Федерации по
охране окружающей среды или другим экологическим вопросам деятельности и
специальных законах субъектов Федерации по экологическому образованию,
просвещению и формированию экологической культуры.
Среди специальных законов
субьектов Федерации, можно привести в пример Закон Оренбургской области от 25
октября 2019 года № 1822/476-VI-ОЗ «Об
отдельных вопросах в области охраны окружающей среды, охраны и
использования особо охраняемых природных территорий областного и местного
значения, находящихся на территории Оренбургской области»
Впервые
правовые основы этого направления деятельности были законодательно закреплены в
1960 г. Законом РСФСР «Об охране природы в РСФСР» (от 27 октября 1960 года №
40)[4] в двух
статьях:
1) Статья 18.
«Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях», в которой было
записано следующее:
«В целях
воспитания у молодежи чувства бережного отношения к природным богатствам и
навыкам правильного пользования природными ресурсами включить преподавание
основ охраны природы в школьные программы и соответствующие разделы в учебники
естествознания, географии и химии; ввести обязательные курсы охраны природы и
воспроизводства ее ресурсов в высших и специальных средних учебных заведениях с
учетом их профиля».
2) Статья 19
«Пропаганда вопросов охраны природы» этого закона гласила:
«Культурно-просветительным учреждениям и организациям, издательствам, музеям,
кино, радио, телевидению, редакциям газет и журналов, добровольным обществам
широко пропагандировать задачи охраны природы и воспроизводства природных
богатств».
Какие-либо
законы Российской Федерации, кроме вышеупомянутого Закона РСФСР от 27 октября
1960 г. «Об охране природы в РСФСР», до принятия в декабре 1991 г. Закона РСФСР
«Об охране окружающей природной среды»[5]правовых
основ деятельности по экологическому воспитанию, образованию и просвещению не
отражали.
Многие
проблемы в законодательстве компенсировались энтузиастами практикой организации
экологического воспитания и образования, что отмечалось и в следующие
десятилетия, и в настоящее время.
В 1991
году закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» вводил в обязанность
граждан постоянное повышение уровня знаний о природе и экологической культуры.
На законодательном уровне впервые были провозглашены принципы всеобщности,
комплексности и непрерывности экологического образования однако в конце 1990-х
годов дисцплина была изъята из федеральных учебных планов. Так же, во время школьных
летних каникул такой подход позволяет получить интенсивные экологические знания
в непосредственном контакте с природой и поучаствовать в решении реальных
проблем территории нахождения лагеря.[6]
В
последующем законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) был
выделен специальный раздел «Экологическое воспитание, образование, научные
исследования»; в дальнейшем научные исследования были выделены в
самостоятельную главу в ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г.[7]
Полновесно
вопросы экологического просвещения практически во всех категориях особо
охраняемых природных территорий прекрасно законодательно закреплены в
Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г.[8]
Эта сфера деятельности
особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ)
в соответствии с законом является основной наряду с двумя другими: обеспечением
охраны территории и научной работой в
государственных природных заповедниках и национальных парках.
С 1995
года в Российской Федерации благодаря инициативам общественности и усилиям
Минприроды России, взявшего на себя в соответствии с законом РСФСР «Об охране
окружающей природной среды» (1991) задачу организации системы всеобщего
непрерывного экологического образования в стране, активизировалась деятельность
многих структур как государственных, так и общественных, учреждений
образования, культуры, науки по экологическому образованию населения.
Большое
внимание было уделено и законотворческой работе в связи с особой значимостью в
нашей жизни нормативно-правовых документов в качестве правовой основы для
осуществления деятельности, в том числе и по экологическому образованию и
просвещению населения.
В
действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» 2002 г. в отличие
от предыдущего закона 1991 г. глава XIII названа уже - «Основы формирования
экологической культуры», т. е. делается упор на конечном результате
экологического образования, просвещения и подготовки руководителей и
специалистов - экологической культуре.
В законе
«Об охране окружающей среды» 2002 г. к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной
окружающей среды (ст. 6)[9], как и в
предыдущем законе РСФСР, были отнесены «организация и развитие системы
экологического образования и формирования экологической культуры на территории
субъекта Российской Федерации», а уже в редакции 2004-2005 гг. ФЗ «Об охране
окружающей среды» прописали «предоставлено право организации и развития системы
экологического образования и формирования экологической культуры», что можно
трактовать двояко: можно организовывать, а можно и проигнорировать в связи с
определенными объективными обстоятельствами, что и происходит в ряде субъектов
Федерации.
На
федеральном уровне инициатива подготовки и принятия специального закона по
экологическому образованию была поддержана во второй половине 90-х годов
ушедшего столетия в Государственной Думе Федерального собрания Российской
Федерации Комитетом по экологии.
Начиная с
1995 г. в Государственной Думе велась разработка проекта федерального закона по
экологическому образованию, что предполагало развитие законодательства РФ об
образовании, охране окружающей природной среды, об особо охраняемых природных
территориях, о средствах массовой информации в направлении создания правовой
основы для принятия федеральной целевой программы развития экологического
образования и просвещения населения России.
В
последующие годы, начиная с 2000 г., по инициативе Комитета Государственной
Думы Федерального собрания Российской Федерации по экологии второго созыва
(председатель Н.А. Грачев) велась работа над проектом федерального закона под
новым названием «Об экологической культуре». Но он также не может пройти через
нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации - Государственную
Думу, как не имеющий ни собственного поля регулирования, ни как плохо
проработанный с точки зрения правовых норм. И признан мэтрами юридического
права нецелесообразным. Все это очень негативно сказалось в последующие годы на
развитии экологического образования и просвещения, формирования экологической
культуры в стране, так и не получивших необходимой правовой и, как следствие,
финансовой и материальной поддержки на федеральном (государственном) уровне
направлении деятельности многих заинтересованных структур образования,
культуры, СМИ, общественных организаций.[10]
В двух бывших союзных
республиках СССР, а ныне независимых закавказских государствах приняты
специальные законы об экологическом образовании и просвещении в отличие от
Российской Федерации - «Закон Азербайджанской Республики об экологическом
образовании и просвещении населения» 2003 г.[11] и Закон Республики Армения
«Об экологическом образовании и воспитании населения» 2002 г..[12]
Нормативно-правовая база
экологического воспитания в России достаточно развита, но нуждается в
систематизации и совершенствовании. Несмотря на наличие законодательных актов,
регулирующих экологическое образование, они не всегда определяют четкие
механизмы реализации и ресурсное обеспечение, а также не всегда согласованы
друг с другом. Ключевым фактором успешного развития экологического воспитания
является комплексный подход, включающий взаимодействие государства,
образовательных учреждений, общественных организаций и бизнеса. Необходимо формировать
единую систему экологического воспитания, основанную на четких правовых нормах,
и развивать механизмы межведомственного взаимодействия. Важным направлением
дальнейшего развития является совершенствование нормативно-правовой базы.
Необходимо уточнить понятия "экологическое воспитание",
"экологическое образование", "экологическая культура",
ввести единые стандарты экологического образования, разработать механизмы
финансирования и контроля за реализацией экологических образовательных
программ. Необходимо внедрять инновационные методы экологического воспитания,
используя интерактивные технологии, игры, проектную деятельность для повышения
эффективности образовательного процесса.
В целом, правовой аспект
экологического воспитания в России имеет потенциал для дальнейшего развития.
Создание единой системы экологического воспитания, основанной на четких
правовых нормах, способствует формированию экологически грамотного и
ответственного общества, способного к сохранению окружающей среды для будущих
поколений.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием (12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ,)// Собрание законодательства Российской Федерации.
- Об охране окружающей среды: Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. // СЗ РФ. 2002 г.
- Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране окружающей среды»
- Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей среды»
- Аббасов П. Р. Актуальные проблемы правового регулирования экологического образования // Управление в современных системах. 2020 г. – С. 7-8
- Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон №33-ФЗ 14 марта 1995 г.
- Законопроект об экологической культуре от 13.07.2000 г. №90060840-3 // https://sozd.duma.gov.ru/bill/90060840-3 – 2000 г. (дата обращение 13.07.2000 г.)
- Закон Азербайджанской республики от 10 декабря 2003 г. № 401-IIQ // 2003 г
- Закон республики Армении от 17 декабря 2002 г. №3P-264 // 2002 г
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием (12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ,)// Собрание законодательства Российской Федерации. – №31 – Ст. 42
[2]Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - №2 — С. 47
[3] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - №2 — С. 94
[4] Закон РСФСР от 27.10.1960 г. «Об охране окружающей среды» – №7 – С. 15
[5]Закон РСФСР от19.12.1991 г. «Об охране окружающей среды»– № 2060-I – С. 22
[6]Аббасов П. Р. Актуальные проблемы правового регулирования экологического образования // Управление в современных системах. 2020 г. – С. 7-8
[7]Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - №2 — СЗ РФ. 2002. №7. Ст. 75
[8] Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. №33-ФЗ // Собрание законодательства РФ №5 – СЗ РФ. 1995. №5. Ст. 12.
[9] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - №2 — СЗ РФ. 2002. №62 Ст. 36.
[10] Законопроект об экологической культуре от 13.07.2000 г. №90060840-3 // 2000 г. (дата обращения: 13.07.2000)
[11] Закон Азербайджанской республики от 10.12.2003 г. № 401-IIQ // 2003 г. — С. 102
[12] Закон республики Армении от 17.12.2002 г. №3P-264 // 2002 г. — С. 57
Комментарии: