» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2024 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (93) 2024
Автор: Печёнкина Алина Денисовна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Противодействие коррупции в системе муниципальной службы и деятельности муниципальных должностных лиц
Дата публикации: 11.12.2024
УДК 342.5
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Беляева Алиса Семеновна
Печёнкина Алина Денисовна
студентки 2 курса
Института Прокуратуры
ФГБОУ ВО «Саратовская
государственная юридическая академия», г.Саратов
Аннотация. В данной статье рассматриваются
проблемы и методы противодействия коррупции в системе муниципальной службы и
деятельности муниципальных должностных лиц. Коррупция на муниципальном уровне
представляет собой серьезную угрозу для устойчивого развития местного
самоуправления, подрывая доверие граждан и снижая эффективность предоставления
общественных услуг.
Автор анализирует
существующие механизмы борьбы с коррупцией, включая законодательные инициативы,
внутренние регламенты и меры по повышению прозрачности деятельности
муниципальных органов. Особое внимание уделяется практическим аспектам
внедрения антикоррупционных стратегий, а также роли
общественного контроля и участия граждан в мониторинге деятельности местных
властей.
На основе
проведенного анализа выявляются ключевые факторы, способствующие коррупционным
проявлениям, и предлагаются рекомендации по их минимизации. В заключение
подчеркивается необходимость комплексного подхода к борьбе с коррупцией,
включающего как правовые, так и организационные меры, а также активное
вовлечение общества в процесс противодействия коррупции.
Ключевые слова: коррупция,
законодательство, борьба с коррупцией, органы местного самоуправления,
противодействие коррупции.
На сегодняшний день
для российского общества приоритетными становятся вопросы соблюдения
законодательства и борьбы с коррупцией, которые имеют особое политическое
значение. Как отметил В.В. Путин в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации «Коррупция ‒ препятствие для
развития России». Правонарушения коррупционной направленности относятся к числу
наиболее опасных негативных явлений, разрушающие
основы общественного правопорядка.
Коррупция является серьезной
проблемой, которая препятствует устойчивому
и безопасному развитию экономической,
социальной, политической и духовной сферам общества. Деятельность органов
местного самоуправления в большей степени подвергается коррупции, поскольку в
ней сосредоточено управление ресурсами различного характера: материально-техническими,
экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и другими ресурсами.
Борьба с коррупцией
и эффективное противодействие коррупционным проявлениям входят в число
важнейших национальных приоритетов России.
Об актуальности
рассматриваемого вопроса свидетельствует приоритетная деятельность органов
государственной власти направленная на противодействие коррупции, выражающееся
в принятии ряда нормативно-правовых актов, в частности: Федеральный
закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ, Указ Президента
Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах
противодействия коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля
2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015
годы», Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за
соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных
лиц их доходам», также ряда других постановлений и распоряжений.
Коррупция представляет угрозу для национальной
безопасности страны, разрушает стабильность общества и препятствует
прозрачности государственного и муниципального управления, дестабилизирует
национальную экономику, нарушает права человека, что приводит к неизбежным
экономическим и социальным потерям и определяет необходимость принятия мер,
направленных на противодействие коррупции.
Для более полного уяснения смысла понятия «коррупция» обратимся к
Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции», который определяет коррупцию, как злоупотребление служебным
положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего
должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в
целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для
себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному
лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени
или в интересах юридического лица.
В федеральном
законе № 273-ФЗ также определено понятие «противодействие коррупции», как
деятельности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц
в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Президент
Российской Федерации определяет ключевые пути государственной стратегии в
борьбе с коррупцией.
Целью антикоррупционной политики является разработка и реализация широкого спектра мер,
направленных на профилактику и снижение уровня коррупции, формирование «нулевой терпимости» работников
Учреждения к коррупционным правонарушениям путем осуществления
следующих задач:
1. Предупреждение
коррупционных правонарушений;
2. Обеспечение
ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях прямо
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3. Возмещение
ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями;
4. Анализ
коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
5. Формирование
антикоррупционного общественного сознания;
6. Свободное
освещение коррупционных случаев в средствах массовой информации;
7. Создание
правового механизма, который предотвратит подкуп граждан при проведении
референдума и выборов в органы местного самоуправления;
Принципы,
закрепленные в статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ, способствуют формированию
следующих мер по профилактике коррупции:
1) формирование
в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых
актов и их проектов;
3) предъявление
квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение
государственных или муниципальных должностей;
4) установление
в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или)
увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы
представления заведомо неполных, недостоверных, ложных сведений о доходах,
расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей;
5) развитие
институтов общественного и парламентского контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии
коррупции.
Также при
организации мер по противодействию коррупционным проявлениям выделяют политико-идеологические,
правовые, организационно-технические, социально-экономические меры.
К комплексу
политико-идеологических мер можно отнести: обеспечение прозрачности процесса
принятия решений органами местного самоуправления; реформирование процедуры
аукционов, предоставления квот, заказов; правовое воспитание для осознания
обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что
коррупция представляет угрозу национальной безопасности.
В рамках правовых
мер наиболее четко реализуется работа с текущим законодательством по приведению
его в соответствие с нормами антикоррупционной
политики.
Организационно-технические
мероприятия могут включать создание единой службы, занимающейся вопросами антикоррупционной политики; совершенствование материальной
поддержки муниципальных служащих; проведение сбалансированной кадровой
политики, в том числе специальной работы по подготовке и приему граждан муниципальную службу.
В рамках
социально-экономических мер представляется необходимым выполнение следующих
действий: расширение современных электронных средств расчета, внедрение форм
отчетности, облегчающих контроль за движением
финансовых средств.
С каждым годом
органами прокуратуры выявляется все больше нарушений антикоррупционного
законодательства. Главной причиной этого является постоянное совершенствование
законодательства в этой области, а именно расширение круга лиц, на которых
распространяются установленные законом ограничения, обязанности и запреты.
Правонарушения
коррупционной направленности распространены не только на федеральном и
региональном уровнях власти, но и в местном
самоуправлении. Чаще всего коррупция проявляется здесь в форме получения
взяток, злоупотребления служебным положением, в использовании денежных средств
муниципальных бюджетов не по назначению. Доказательством тому - отставки глав
муниципальных образований и руководителей местной администрации с привлечением
их к уголовной ответственности.
В настоящее время
на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов в сфере
противодействия коррупции в органах местного самоуправления. В поправках к
Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской
Федерации» предусмотрено:
1) запрет
для муниципального служащего находится на муниципальной службе в случае родства
с главой муниципального образования;
2) проверка
достоверности сведений о доходах;
3) предоставление
необходимой информации кредитным и налоговым организациям;
4) увольнение
с муниципальной службы в связи с утратой доверия;
5) введение
в перечень вопросов местного значения мер по противодействию коррупции.
Таким образом,
реализация антикоррупционных мер является национальной
ответственностью и должна осуществляться в каждом субъекте Российской
Федерации.
Проблема коррупции
в органах местного самоуправления Саратовской области, как и в иных субъектах
РФ, остается актуальной. Опираясь на данные Следственное управление
Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области, с января по
декабрь 2023 года в области вырос показатель преступлений коррупционной
направленности на 29,6 % по сравнению с
2022. Из 148 лиц, совершивших
коррупционные преступления, 74 являлись должностными лицами органов власти
и местного самоуправления. Действия
служащих муниципалитетов чаще всего
квалифицировались по таким статьям, как превышение должностных полномочий,
взяточничество, присвоение и растрата вверенного имущества, а также злоупотребление
должностными полномочиями. Причинами данных коррупционных правонарушений в
органах местного самоуправления Саратовской области могут являться:
1. Широкий
спектр полномочий чиновников местного самоуправления, практически не
контролируемый со стороны государства;
2. Относительно
небольшой уровень оплаты труда муниципальных служащих;
3. Специфическая
атмосфера среди местных элит подразумевает под собой терпимое отношение к
преступлениям коррупционного характера.
4. Неэффективная и непрофессиональная
работа чиновников, создающая условия для
разрастания коррупции.
5. Использование
льготных государственных контрактов. Например, в 2023 году саратовское
управление Федеральной антимонопольной службы выявило, что местные власти
отдавали госконтракты организации, которая не могла
их выполнить. Компания заключала договоры с субподрядчиками, при этом
определённая часть бюджетных средств оседала в фирме-прокладке, а истинные
исполнители работ получали меньше, чем изначально выделялось на эти работы
саратовскими чиновниками.
Одной из главных
ценностей муниципальной службы должно быть служение обществ. Муниципальные
служащие должны внутренне признать, что важно игнорировать личную выгоду при
принятии управленческих решений.
Для эффективного
противодействия проявлениям коррупции можно выделить ряд методов:
1. Реформирование в
сфере законодательных актов. Важно внести значительные изменения в действующие
законодательные акты страны, опираясь не только на неотвратимость наказания, но
и на его адекватность. Если за дачу и получение взятки в
крупном и особо крупном размере законодатель считает нужным найти альтернативу
реальному тюремному сроку, заменив его на уголовный штраф, необходимо
предусмотреть введение пожизненного лишения права заниматься определёнными
видами деятельности и занимать конкретные должности, а одновременно с этим
рассмотреть возможность введения дополнительного вида наказания - конфискации
имущества, принадлежащего осуждённому лицу и членам его семьи, а также
невозможность получения данными лицами пенсионного обеспечения. Это
поспособствует сокращению количества коррупционных правонарушений.
2. Совершенствование
процесса формирование эталонов службы у сотрудников органов местного
самоуправления. Внедрение в образовательные
организации органов местного самоуправления специальных курсов, которые увеличат уровень антикоррупционного
просвещения. Весьма важно воспитывать у молодёжи антикоррупционные
идеалы, особенно у будущих сотрудников муниципалитетов.
3. Рационализация
деятельности по осуществлению отбора кандидатов впервые принимаемых на
муниципальную службу. Кадровым подразделениям необходимо повысить требования к
кандидатам на службу в органы местного самоуправления, а именно, не брать на
работу по протекции, обязательно принимать во внимание характеристику по месту
проживания, учёбы и работы. Учитывая постоянно изменяющуюся криминогенную
ситуацию в стране и мире, необходимо менять методику отбора и обучения
будущих муниципальных служащих.
4. Увеличение
оплаты труда. Низкая зарплата часто становится одной из основных причин
коррупции. Повышение заработной платы для муниципальных служащих может снизить
их склонность к коррупционным действиям из-за необходимости обеспечить базовые
потребности и улучшить качество жизни.
5. Проведение антикоррупционных профилактических мероприятий и семинаров
по борьбе с коррупцией. Регулярная профилактическая работа с сотрудниками
помогает объяснить им основы антикоррупционного
законодательства и сформировать нетерпимость к коррупционному поведению. Результатом
таких мероприятий также становится отсутствие даже малейших коррупционных правонарушений
в органах местного самоуправления, а также отсутствие желания и возможностей у
муниципальных служащих совершать такие правонарушения.
Вышеперечисленные
методы при правильном их использовании могут значительно уменьшить количество
коррупционных преступлений в органах местного самоуправления и затруднить в
дальнейшем появление данного вида преступных посягательств.
В заключении можно отметить, что
противодействие коррупции в системе муниципальной службы и деятельности
муниципальных должностных лиц является важной задачей, которая требует внимания
и усилий со стороны всех участников процесса. Для борьбы с коррупцией на
муниципальном уровне необходимо проводить комплексные меры, включающие в себя
правовые, организационные, информационно-просветительские и другие мероприятия.
Важным фактором являются усилия по
повышению эффективности контроля за деятельностью
муниципальных должностных лиц и развитию системы вознаграждения, которая не
основывается на коррупционных практиках, а на честном труде и профессиональных
достижениях.
Кроме того, следует обращать особое
внимание на развитие этических и моральных компетенций муниципальных служащих и
формирование культуры «нулевой терпимости» к коррупции и нарушению
законодательства в сфере муниципальной службы. Только комплексный подход,
ориентированный на создание условий для эффективной борьбы с коррупцией, может
привести к реальным изменениям и созданию честной и открытой муниципальной
системы.
Список литературы:
- Баранов А.В. Коррупция в системе местного самоуправления: причины и последствия // Журнал муниципального управления. – 2020. – 3(2), – С. 45-58.
- Григорьев И.Н. Антикоррупционные механизмы в системе муниципальной службы: анализ и практика // Научные труды по государственному управлению. – 2019. – 12(1) – С. 23-34.
- Лебедев В.А. Роль гражданского общества в противодействии коррупции на уровне муниципалитетов // Социальные науки и современность – 2018. – 6(3). – С. 15-28.
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
- Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Комментарии: