» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (96) 2025
Автор: Шулакова Дарья Романовна, Ученица
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Эго как источник прогресса человечества (по роману
Дата публикации: 10.03.2025
ЭГО КАК ИСТОЧНИК ПРОГРЕССА
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ПО РОМАНУ «ИСТОЧНИК»)
Шулакова Дарья Романовна
ученица
МБОУ «Лицей №10», г. Белгород
Аннотация. С детства нас приучили думать, что эгоизм - плохое
понятие. А если посмотреть на него с точки зрения философии Айн
Рэнд? Почему эго является источником прогресса человечества? Рассмотрим, как
тема «рационального эгоизма» звучит в романе «Источник» Айн
Рэнд.
Ключевые
слова: эгоизм, разум, общество, личность,
главный герой, роман.
Социум представляет эгоизм как негативное качество
человека. «Нельзя быть эгоистом», - говорят общественные массы. Возникает вопрос,
почему, по мысли Айн Рэнд, именно эгоисты являются
первооткрывателями, а эго есть первопричина прогресса? В романе «Источник»
писательница раскрывает суть философии объективизма. Разберёмся, кто такая Айн Рэнд и как её
деятельность повлияла на развитие философии в широком смысле слова. Цель статьи
- ответить на вопрос: «Почему ЭГО является
источником прогресса для человечества?»
Настоящее
имя писательницы — Алиса Розенбаум. Она родилась 2
февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в еврейской
семье фармацевта Залмана-Вольфа и зубного техника
Ханы Каплан. Семья жила в особняке на углу Невского проспекта и Знаменской
площади. На первом этаже располагалась аптека, владельцем которой был отец Алисы.Алиса
научилась читать и писать уже в четыре года. В восемь лет она написала свой
первый сценарий, а в десять — первый роман. На уроках ей часто было скучно,
поэтому она садилась на заднюю парту, закрывалась учебником и писала свои
произведения. Прочитать их сейчас, правда, не получится: в интервью Тому Снайдеру писательница говорила, что эти произведения не
сохранились и она уже не очень хочет о них вспоминать.В 1924 году Алиса поступила в Государственный
институт кинематографических искусств — она хотела писать сценарии для
кинофильмов. Через год она поняла, что её произведения в Советском Союзе
обречены из-за цензуры. И эмигрировала в Соединённые Штаты. В США Алиса Розенбаум взяла псевдоним Айн
Рэнд. Деятельница прожила долгую, насыщенную жизнь и скончалась на 77‑м
году жизни в Нью-Йорке, оставив после себя не только богатое литературное
наследие, но и философское течение — объективизм.[1]
В
интервью с Майком Уоллесом Айн Рэнд объясняет суть рэндизма: «Моя философия основана на
концепции, что реальность существует как объективный абсолют, что разум
человека является средством восприятия и что человеку необходима рациональная
мораль, которая основана не на вере, не на произвольной прихоти, не на эмоциях,
не на произвольном указе, мистическом или социальном, а на разуме, морали,
которая может быть доказана с помощью логики, истина и необходимость которой
могут быть продемонстрированы.» Далее философ продолжает: «Моя мораль основана на жизни человека как на стандарте ценности, и
поскольку разум человека является его основным средством выживания, я считаю,
что если человек хочет жить на земле и жить как человеческое существо, он
должен считать разум абсолютом, что он должен считать разум своим единственным
руководством к действию и что он должен жить независимым суждением собственного
разума, что его высшая моральная цель - достижение собственного счастья <…>каждый
человек должен жить как цель в себе и следовать своим собственным рациональным
интересам.» [2]
Рассмотрим,
как в романе «Источник», впервые опубликованном в 1943 году в США, раскрывается тема «рационального эгоизма».
Перед нами Говард Рорк -
студент Стентонского технологического института. Писательница начинает свой роман так: «Он
стоял обнажённым на краю утёса.» [3, с.11] Далее она
пишет: «Весь мир, казалось, висел в пространстве, словно покачивающийся в
пустоте остров, прикрепленный якорем к ногам человека, стоящего на скале.» [3, с. 11] Из литературного эпизода мы понимаем: Говард Рорк с самого начала
произведения представлен морально свободным человеком, и не зря Айн Рэнд делает акцент на обнажённом теле литературного
персонажа. Говард Рорк
чувствует себя Творцом, безграничной и индивидуальной личностью. Пейзаж в
начале романа играет важную роль для понимания сути главного героя.
Художественный образ (Утёс) позволяет
изобразить Говарда Рорка
как духовно «твёрдого» человека. В экспозиции, благодаря обмену репликами между
литературными персонажами, мы узнаём характеристику Говарда
Рорка. Автор пишет такой диалог: [3, с. 51]
— Когда
ты решил стать архитектором?
— В
десять лет.
— Врёшь.
В таком возрасте никто толком не знает, чего хочет.
— Не
вру.
— Не
смотри на меня так! Не можешь, что ли, в другую сторону смотреть? Почему решил
стать архитектором?
— Тогда
я не знал. Но теперь знаю: потому что не верю в Бога.
— Брось!
Говори по делу!
— Потому
что люблю эту землю. И больше ничего так не люблю. Мне не нравится форма
предметов на этой земле. Я хочу эту форму изменить.
— Для
кого?
— Для
себя.
—
Сколько тебе лет?
—
Двадцать два.
— Когда
и от кого ты всё это услышал?
—
Никогда. Ни от кого.
— В
двадцать два года так не говорят. Ты ненормальный.
— Скорее
всего.
— Это не
комплимент.
— Я
понял.
— Семья
есть?
— Нет.
— Работал,
когда учился?
— Да.
— Где?
— На
стройке.
— Денег
сколько осталось?
—
Семнадцать долларов тридцать центов.
— Когда
в Нью-Йорк приехал?
— Вчера.
Понять
психологию Говарда Рорка
также помогает данный эпизод: [3, с. 19]
- Но когда
вам задавали упражнение в историческом стиле: спроектировать часовню в
тюдоровском духе или здание
французской оперы, вы сдавали нечто напоминающее коробки, сваленные друг на
друга без всякого смысла. Можете ли вы сказать — это было неправильное
понимание задания или откровенное неповиновение?
—
Неповиновение, — сказал Рорк.
Мы
понимаем: неповиновение означает отказ
идти на поводу социума, отказ
приспосабливаться к общественному вкусу. Единственным принципом, которым
руководствуется Говард Рорк
по жизни, - потребность слушать только
свой внутренний голос, именно поэтому главный герой отрицает шаблонность в
любых проявлениях. Данная мысль и является авторской позицией.
По сюжету
Говард Рорк проходит через множество жизненных испытаний, подвергается давлению
со стороны людей, но остаётся верен своим убеждениям. Так, литературный
персонаж создаёт эскизы зданий, где прослеживается его новаторство как
архитектора. Современный неповторимый стиль деятеля не принимают общественные
массы, но это не является причиной для переосмысления внутренних ценностей.Таким образом, перед нами
рисуется портрет действительно свободного человека, достойного уважения и
признания как деятеля. Именно такие люди, как Говард Рорк, двигают эволюцию. Индивидуум, не зависящий от рамок
социума, не имеющий страха отвержения и непринятия, живущий для себя и во благо
своей идеи, выходит из зоны «паразитизма», вследствие чего создаёт что-то
новое. Это творение является выражением собственного «я», что и считается открытием человека. Именно так появляется
новая ступень в устройстве мира, которую породила свободная мысль эгоиста.
В
заключительной части романа Айн Рэнд звучат строки,
являющиеся ответом на заданный в начале вопрос: «Почему ЭГО является источником
прогресса для человечества?» Свою мысль Айн Рэнд
развивает с того, что повествует, как люди относились к первооткрывателям.
Писательница объясняет, что первые шаги к прогрессу совершались смелыми людьми,
действия которых осуждались и наказывались. Она пишет про создание первого
колеса и открытие огня. Так, те, кого принимали за «злодеев», сдёргивали с
земли «завесу мрака».«Первый мотор был объявлен глупостью. Аэроплан
считался невозможным. Паровую машину считали злом. Анестезию признавали
греховной.» - Размышляет автор. [3, с. 770] Мы
осознаём, что за свои труды первопроходцы дорого расплачивались, хотя именно
благодаря их заслугам, мы живём сейчас. Философ пишет: «Творение, а не те, кто
его использует. Творение, а не польза, которую другие извлекают из него.
Творение, сообщившее форму истине.» [3, с.770] Данные
слова доказывают, что творец «никому и ничему не служил, так как жил для себя».
Мысль, которая перерастает в открытие, принадлежит только одному человеку. Не
существует коллективной мысли, так как мышление - свойство индивидуума, и все
функции духа индивидуальны. «Такова природа свершения,»
- пишет автор. Размышляя об индивидууме, Айн Рэнд
приходит к выводу, что «есть только два способа выжить - живя своим умом или
паразитируя на уме других.» [3, с.771] Так, Айн Рэнд переворачивает понятие эгоизма с плохого качества
человека до единственно верного принципа жизни. Философ приходит к
умозаключению: «первейший долг человека - долг перед собой». Автор считает, что
индивидуум должен «делать то, что он хочет, при условии, что его желания в
основе своей не зависят от других людей.» Оговоримся,
что писательница не отвергает постулаты морали и нравственности. Автор пишет: «Рабство,
эксплуатация, господство предполагает наличие жертвы, а это предполагает
зависимость, то есть сферу деятельности паразитов». [3, с.774] Следовательно,
неверно утверждать, что эгоист - это диктатор или бандит. Более того, Айн Рэнд пишет, что именно гуманист «кончает морем крови».
На слова интервьюера «Вы говорили, что вам не нравится альтруизм, которым мы
живем. Вам нравится определённый вид эгоизма в духе Айн
Рэнд.» философ отвечает: «Ну, сказать, что мне не
«нравится» - это слишком слабое слово. Я считаю это злом...» [2] В романе
«Источник» Говард Рорк
произносит: « Паразит использовал альтруизм как орудие эксплуатации и
перевернул основу нравственных принципов человечества.» [3,
с.772] Таким образом, философ приходит к выводу, что «зависимость и страдание
были навязаны людям как основа жизни.» Данную общественную систему писательница
называет «величайшим обманом». Заметим, что деятельница не отвергает помощь или
добрые поступки. Объясняя модель правильного сотрудничества людей, автор пишет:
«Люди обмениваются своим трудом ради взаимной выгоды, со
взаимного согласия, каждый по собственной воле, когда их личные интересы
совпадают и обе стороны заинтересованы в обмене.» [3, с.774] Из всего
вышесказанного можно сделать вывод, что эго есть источник прогресса, так как
открытие совершается человеком, разум которого индивидуален, а коллективная
мысль невозможна.
Философия
объективизма подвергалась и подвергается до сих пор сильной критике в разных
странах. Литературоведы считают, что Айн Рэнд
использовала формулы и клише массовой культуры. Антон Вильгоцкий,
например, критиковал писательницу за то, что она «была философом-рационалистом,
но при этом писала романтическую прозу.» [4] Многие отмечают,
что известности Рэнд способствовала деятельность ряда организаций в США и
других странах, например, Институт Айн Рэнд в
Калифорнии. При этом, «Источник» (1943) и «Атлант Расправил плечи» (1957)
входили в список бестселлеров,а её произведения переведены на множество
языков. Обозначим, что отношение к концепции «рационального
эгоизма» двойственное: философия объективизма повлияла на массовую философию,
но в академическую не внесла ничего нового, но, если рассматривать роман
«Источник» как художественное произведение, нельзя не отметить талант
писательницы.
Список литературы:
- «Горящая изба»/ Чем интересна философия эгоизма Айн Рэнд/ Электронный ресурс/ Режим доступа- свободный (02.03.2025): https://burninghut.ru/filosofiya-ajn-rend/
- «RUTUBE» / Интервью Айн Рэнд Майку Уоллесу/ Электронный ресурс/ Режим доступа - свободный (02.03.2025): https://rutube.ru/video/f3a541d756c9288338523998c1758260/
- Айн Рэнд. Источник// Пер. С англ. - 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2023. - 798 с.
- «КиберЛенинка» / Философия в упаковке масс-маркета. Критические заметки о поэтике романа А. Рэнд «Источник»/ Электронный ресурс / Режим доступа - свободный (02.03.2025): https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-v-upakovke-mass-marketa-kriticheskie-zametki-o-poetike-romana-a-rend-istochnik?ysclid=m7rdgz1yyn401963593
Комментарии: