» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (96) 2025
Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дата публикации: 10.03.2025
УДК
373.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бутова Нина
Ивановна
воспитатель
МБДОУ
детский сад № 129, г. Иркутск
Забота о здоровье — это
важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Аннотация. В статье рассматривается как используются
здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
дошкольного семья, дается классификация
здоровьесберегающих технологии.
Ключевые
слова: здоровьесберегающие
технологии, ребенок, развитие.
Современная система образования ставит перед собой
целый ряд задач. Одна из которых является
обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей как
основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах
дошкольного детства.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка –
это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно
связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Ребенок
в детском саду проводит большую часть времени и, находясь в тесном контакте со
сверстниками и взрослыми, он испытывает психические нагрузки. Многим детям
свойственно повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния
радости и приводит к неврозам, к нарушению в познавательной сферы,
(неустойчивость внимания, расстройство памяти, несформированность
мышления, восприятия, воображения), социально-коммуникативной,
эмоционально-волевой, а также нарушений в межличностных отношениях со
сверстниками и детско-родительских отношений. Поэтому в своей работе необходимо
использовать здоровьесберегающие технологии для разрешения личностных проблем,
преодоление повышенной эмоциональной нестабильности, развитие навыков
эффективного общения и саморегуляции поведения.
Технология - это инструмент профессиональной
деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным
прилагательным – педагогическая. Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования
- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и
родителей.
Классификация
здоровьесберегающих технологии:
1. Технология сохранения и
стимулирования здоровья
-
пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту
реакции)
- дыхательная гимнастика
(активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует
нормализации и оптимизации его работы в целом)
- артикуляционная гимнастика
- гимнастика для глаз
(способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
- релаксация (самый лучший
способ снять напряжение, утомление, отвлечься от раздражителя - это
расслабиться)
- динамические паузы
(проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей)
- физминутки
2. Технология обучения
здорового образа жизни;
- игротерапия
(основана на естественном средстве самовыражения детей
– игре)
- коммуникативные игры
(развивают стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности,
готовности к общению, эмпатию, сочувствие к партнеру,
уверенность в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки)
- применение сухого бассейна
(способствует снижению уровня психоэмоционального
напряжения)
3. Коррекционные технологии.
- психогимнастика (комплекс специальных заданий (этюдов,
упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики
детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы)
- сказкотерапия
и фотосказкатерапия (метод, использующий сказочную
форму для интеграции личности, развития творческих способностей,
совершенствования взаимодействия с окружающим миром)
- АРТ-терапия
(метод коррекции и развития посредством художественного творчества)
- песочная терапия (в контексте
арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом
самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом
уровне происходит от реагирование
внутреннего напряжения и поиск путей развития)
- музыкотерапия (техника,
применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции
нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах)
Основная
цель работы по использованию здоровьесберегающих технологий – создание
условий для формирования устойчивой мотивации к сохранению и
укреплению собственного здоровья дошкольника как важного фактора здоровья
человека в целом. Необходимо активно внедрять здоровьесберегающие
технологии, направленные на решение задач современного дошкольного образования
– задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду: воспитанников, педагогов и родителей.
Система работы по здоровьесбережению
воспитанников необходимо организовывать с учётом возрастных и психологических
особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской
психологии и педагогики. Используемые в комплексе здоровьесберегающие
технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ
жизни.
Данные технологии способствуют формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитанию бережного отношения к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а также психических и физических качеств ребенка.
Здоровьесберегающие
технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем и как
совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба
для их здоровья. Только здоровый ребенок
с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен,
оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог
успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы:
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
- “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
- Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
- Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.
- http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
- http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)
Комментарии: