» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (98) 2025
Автор: Белынцев Василий Андреевич, студент
Рубрика: Биологические науки
Название статьи: Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
Дата публикации: 27.04.2025
УДК 796
ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ
Белынцев Василий Андреевич
студент
Филюшкина
Елена Владимировна
доцент кафедры ФВиС,
Самарский Государственный Технический
Университет, г. Самара
Аннотация.
В данной статье рассматриваются методы и способы
организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в общих
чертах на примере как общественных спортивных
мероприятий, так и некоторых видов профессионального спорта.
Ключевые
слова: спорт, мероприятие, организация
Физкультурные
занятия, утренняя гимнастика и физкультминутка
Физкультурные занятия —
основная форма обучения двигательным навыкам и развития физической активности
детей. Занятия проводятся круглый год и обязательны для всех. Они включают
упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды
движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию
выносливости и силы. В конце занятий осваиваются упражнения на расслабление,
которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма.
Утренняя гимнастика — один из
важнейших компонентов двигательного режима дошкольников. Она направлена на
оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма,
развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных
навыков. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у дошкольников вырабатывается
полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения. Со временем она
переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Физкультминутка —
кратковременные физические упражнения. Проводится она в перерывах между
занятиями, а также в процессе занятий, в момент проявления признаков
утомляемости детей. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или
не связанным с содержанием занятия. Также можно проводить физкультминутку с
музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные
упражнения или импровизированные движения (наклоны, приседания). Длительность
физкультминутки составляет 1,5–2 минуты.
Физкультурный праздник
Физкультурный праздник — это
зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и
здорового образа жизни.
Цели таких праздников:
·
формирование интереса к спорту у детей
дошкольного возраста;
·
закрепление полученных навыков.
В программу включаются:
физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные
упражнения, игры-эстафеты, занимательные викторины и загадки.
При разработке сценария
физкультурного праздника нужно придерживаться определённого порядка его
проведения:
- Открытие праздника, парад его участников.
- Поздравительные выступления групп, команд, свободные гимнастические упражнения.
- Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих взрослых в играх-аттракционах.
- «Сюрпризный» момент праздника, способствующий созданию хорошего настроения.
- Окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.
Некоторые требования к
физкультурному празднику:
- • чередование физических нагрузок и малоподвижных игр; • включение развлечений на развитие логических способностей; • весёлое музыкальное сопровождение; • наличие яркого реквизита.
Тропы здоровья
Под тропой здоровья обычно
подразумевается некоторый участок природной местности (сквера, парка, лесного
массива) протяжённостью от 1–2 до 10 км с небольшими перепадами высот, который
размечен на участки и оснащён спортивными снарядами и тренажёрами.
Зачастую они находятся в
живописной местности, прогулка по которой помогает не только осуществить
необходимую физическую активность, но и порадовать свои зрительные сенсоры.
Иногда тропы здоровья
используются в контексте терренкура — метода санаторно-курортного оздоровления,
в котором прогулки по определённым маршрутам способствуют лечению и
восстановлению. Сейчас слово «терренкур» также часто используется для
обозначения именно таких троп.
Программный материал,
методические указания и примерные учебные планы по занятиям массовыми видами
спорта с оздоровительной направленностью
Характеристика баскетбола и
организация занятий
Характеристика баскетбола:
- Скорость перемещений. Игроки перемещаются с высокой скоростью, постоянно меняя направление и скорость движения.
- Высокая результативность. Игроки выполняют быстрые и сложные манёвры с мячом, обманывая соперников и создавая возможности для бросков или передач партнёрам.
- Борьба за мяч. Соперничество за владение мячом ведётся с огромной энергией и азартом на протяжении всей игры, что делает её непредсказуемой и захватывающей.
- Ограничения времени. Каждая атака в баскетболе ограничена временем. Согласно правилам, команды должны пытаться забросить мяч в корзину в течение относительно коротких временных интервалов.
Организация занятий по
баскетболу включает несколько фаз:
- Подготовительная фаза. Цель — постепенная подготовка игроков к основной части тренировки. В эту фазу включают разминочные упражнения без мяча, такие как бег, упражнения на гибкость, координацию и простые упражнения с мячом (с низкой физической и психологической нагрузкой).
- Основная фаза. Тренер работает над главным содержанием тренировки — подбором упражнений, требующих больших физических и психологических усилий.
- Заключительная фаза. Тренер постепенно снижает физическую и психологическую нагрузку. В этой фазе выполняют упражнения, требующие малых физических и психологических усилий, например, на растяжение.
Характеристика хоккея и
организация занятий
Некоторые характеристики
хоккея:
- Зрелищность. Популярность хоккея связана с динамизмом борьбы, быстрой сменой игровых эпизодов и ситуаций, обилием силовых единоборств.
- Физические и психические нагрузки. Выполнение большого объёма сложнокоординационных технико-тактических действий, жёсткость силовых единоборств и высокая эмоциональность соревновательной деятельности вызывают большие нагрузки.
- Воспитание волевых качеств. Выполнение технико-тактических приёмов игры в экстремальных условиях способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, инициативы и целеустремлённости.
- Единство индивидуальных и коллективных действий. Уровень коллективных взаимодействий определяет класс игры команды, но при этом коллективность действий способствует проявлению индивидуального мастерства каждого хоккеиста.
Организация занятий хоккеем
включает несколько форм спортивной подготовки:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Характеристика настольного
тенниса и организация занятий
Некоторые характеристики
настольного тенниса:
- Доступность. Невысокая стоимость инвентаря и оборудования, простота установки столов в помещении или на воздухе, лёгкость освоения основных правил и азов техники игры.
- Соревновательный характер. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы.
- Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро и создаёт новые игровые ситуации.
- Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний.
- Развитие различных качеств. Настольный теннис развивает общую выносливость человека, координацию, внимание и концентрацию, дисциплину.
Организация
занятий настольным теннисом может происходить в разных форматах, например:
- Оздоровительные занятия. Для них подходят небольшие помещения с дневным и искусственным освещением, открытые площадки во дворах, парках, детских садах и школах.
- Обучение в спортивных школах, спортклубах и спортивных организациях. Здесь преследуются цели не только занять и оздоровить занимающихся, но и научить их правильной технике и тактике игры, подготовить для достижения высоких спортивных результатов на соревнованиях разного ранга.
Список литературы:
- Академия 47: методические рекомендации для учителей, преподавателей, тренеров и специалистов по организации занятий баскетболом (ознакомительный уровень) / М. Д. Шарафан, Б. И. Соколовский. — М.: Спортнойз, 2024. — 150 с.
- Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Альянс, 2018. – 400 с.
- Барчукова, Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 57 - 58.
- Савин В.П. Теория и методика хоккея. Учебник для студентов высших тренировочных заведений. – М.: Академия, 2003.
- Современная система спортивной подготовки под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М., 1995.
Комментарии: