» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (98) 2025
Автор: Сапарова Амина Надрхалиевна, студентка
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Место и роль воспитательной функции в системе функций права
Дата публикации: 05.05.2025
УДК 340.114.3
МЕСТО И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА
Сапарова Амина Надрхалиевна
студентка
научный руководитель: Кузьмина
Мария Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент
кафедры
Оренбургский институт (филиал)
Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург
Аннотация.
В статье рассматривается воспитательная
функция права как важнейший элемент системы функций права, формирующий
определенный тип правосознания, правовой культуры и юридически значимого
поведения граждан. Проанализированы различные научные подходы к определению
места воспитательной функции в системе функций права, ее соотношение с
регулятивной и охранительной функциями. Исследована нормативная база,
обеспечивающая реализацию воспитательной функции в современной России. Выявлены
специфические особенности воспитательной функции права, определяющие ее
значение для становления правового государства и гражданского общества.
Определены основные проблемы реализации воспитательной функции права в
современной России: низкий уровень правовой культуры населения, недостаточная
системность мероприятий по правовому воспитанию и ограниченное использование
современных информационных технологий в правовом просвещении.
Ключевые слова: воспитательная функция права, правосознание,
правовая культура, правовое воспитание.
Воспитательная функция права представляет собой
одно из ключевых направлений правового воздействия на общественные отношения,
формирующее определенный тип правосознания, правовой культуры и юридически
значимого поведения граждан. Существенность данной функции обусловлена тем, что
право не только регулирует общественные отношения путем установления запретов и
дозволений, но и способствует формированию у граждан уважительного отношения к
закону, развитию правомерного поведения, укреплению законности и правопорядка в
обществе.
Система функций права традиционно включает в
себя регулятивную, охранительную и воспитательную функции. При этом
регулятивная функция направлена на установление правил поведения в обществе,
охранительная — на защиту установленного правопорядка, а воспитательная — на
формирование определенного типа правосознания и правовой культуры.
Воспитательная функция права пронизывает все сферы правового регулирования и
тесно взаимодействует с другими функциями права, дополняя их и обеспечивая
комплексное воздействие правовой системы на общественные отношения.
Значимость воспитательной функции права
подчеркивается многими правоведами, однако их позиции относительно места данной
функции в системе функций права порой существенно различаются. Профессор С.С.
Алексеев [6] рассматривал воспитательную функцию права как производную от
основных функций — регулятивной и охранительной. По его мнению, воспитательное
воздействие права является скорее следствием реализации основных функций,
нежели самостоятельным направлением правового воздействия. Воспитательный
эффект достигается посредством установления правовых норм и применения мер
юридической ответственности, то есть через регулятивную и охранительную
функции.
Противоположной точки зрения придерживался
профессор В.Н. Кудрявцев, который отстаивал самостоятельность и равнозначность
воспитательной функции права по отношению к другим функциям [9]. Согласно его
концепции, воспитательная функция права имеет особую значимость, поскольку
направлена на формирование правосознания и правовой культуры общества, что
является неотъемлемым условием эффективности правового регулирования в целом.
Воспитательное воздействие права, по мнению Кудрявцева, осуществляется не
только через установление норм и применение санкций, но и через правовую
пропаганду, юридическое образование и другие средства правового воспитания [10].
Нормативная база, обеспечивающая реализацию
воспитательной функции права в современной России, включает в себя широкий
спектр правовых актов. Конституция Российской Федерации [1] закрепляет
основополагающие правовые ценности, такие как верховенство права, защита прав и
свобод человека, разделение властей. Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» [2]предусматривает правовое воспитание в рамках
образовательного процесса. Государственная программа «Развитие образования» на
2019-2025 годы включает мероприятия по формированию правовой культуры молодежи.
Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» [3]предусматривает мероприятия по
правовому просвещению граждан.
Воспитательная функция права обладает рядом
специфических особенностей, которые определяют ее место и роль в системе
функций права. Во-первых, воспитательная функция права имеет превентивный
характер, то есть направлена на предупреждение правонарушений путем
формирования у граждан уважительного отношения к праву и закону. Во-вторых,
данная функция имеет долгосрочный характер, поскольку формирование
правосознания и правовой культуры является длительным процессом. В-третьих,
воспитательная функция права реализуется через различные каналы правового
воздействия, включая правовое образование, правовую пропаганду, юридическую
практику.
Воспитательная функция права играет особую роль
в становлении правового государства и гражданского общества. Формирование
высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан является необходимым
условием для построения общества, в котором права и свободы человека признаются
высшей ценностью, а закон является основой общественной жизни. Воспитательная
функция права способствует преодолению правового нигилизма, повышению уровня правовой
активности граждан, укреплению принципа законности во всех сферах общественной
жизни.
Анализируя место и роль воспитательной функции
в системе функций права, можно сделать вывод о том, что данная функция занимает
особое положение, обеспечивая эффективность реализации других функций права.
Воспитательная функция права создает необходимую социально-психологическую
основу для действия правовых норм, формирует внутреннюю мотивацию к
правомерному поведению, способствует интериоризации правовых ценностей. Без
реализации воспитательной функции права регулятивная и охранительная функции
права будут менее эффективны, поскольку будут основываться исключительно на
внешнем принуждении, не затрагивая внутренние ценностные ориентации личности.
Несмотря на значимость воспитательной функции
права, в современной правовой системе России существует ряд проблем, связанных
с ее реализацией. Первая проблема заключается в низком уровне правовой культуры
и правосознания значительной части населения, что проявляется в правовом нигилизме,
пренебрежительном отношении к закону, недоверии к правовым институтам.
Согласно данным Федеральной службы
государственной статистики и исследованиям ВЦИОМ за 2023 год, уровень доверия
граждан к правовым институтам составляет лишь 32%, при этом 57% опрошенных
признаются, что иногда сознательно нарушают отдельные правовые нормы. Более
того, исследование Института законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве РФ показало, что почти 64% россиян имеют низкий или крайне низкий
уровень правовой грамотности, а 43% не могут назвать базовые конституционные
права [5].
Данная проблема влияет на эффективность всей
правовой системы, приводит к увеличению числа правонарушений, снижению уровня
правомерного поведения, подрывает авторитет государства и права.
Ярким примером последствий снижения
воспитательной функции права в России является ситуация с коррупционными
правонарушениями на муниципальном уровне. В Волгоградской области в период
2020-2022 годов было зафиксировано катастрофическое падение эффективности
антикоррупционной политики в сфере муниципальных закупок. Согласно данным
Счетной палаты РФ, после сокращения программ правового просвещения
муниципальных служащих на 60% (в рамках оптимизации бюджетных расходов) и
снижения открытости информации о привлечении к ответственности коррупционеров,
количество выявленных нарушений в сфере госзакупок выросло на 247%.
При этом проведенное прокуратурой исследование
показало, что 73% муниципальных служащих, допустивших нарушения, не
воспринимали свои действия как противоправные или общественно опасные. Это
напрямую свидетельствует о деградации правосознания вследствие ослабления
воспитательной функции права. После восстановления программ правового
просвещения и введения публичной практики освещения результатов
антикоррупционных процессов в течение года удалось снизить количество нарушений
на 58%.
Мировой опыт также демонстрирует критическую
важность воспитательной функции права. В Швеции в 1990-х годах резкое
сокращение программ правового просвещения в школах привело к росту молодежной
преступности на 34% за пятилетний период. Восстановление и модернизация системы
правового воспитания молодежи помогли снизить данный показатель на 41% к 2005
году [7].
Одна из проблем заключается в недостаточном
использовании потенциала современных информационных технологий и средств
массовой коммуникации для реализации воспитательной функции права. В условиях
цифровизации общества и развития информационных технологий традиционные методы
правового воспитания становятся менее эффективными. При этом новые
информационные каналы и технологии недостаточно используются для правовой
пропаганды и просвещения.
Считаем важным активизировать деятельность
средств массовой информации по правовому просвещению граждан. Уже существуют
определенные инициативы в этой сфере, такие как телепрограммы «Человек и закон»,
«Час суда», радиопередача «Адвокатская среда», рубрики правовых консультаций в
газетах «Российская газета», «Аргументы и факты». Однако необходимо расширять
данную практику, разрабатывать и внедрять новые специальные телевизионные и
радиопрограммы, посвященные правовой тематике, увеличивать количество
публикаций в периодической печати и интернет-изданиях с материалами,
разъясняющими содержание законодательства, способствующими формированию
позитивного отношения к праву и закону [8].
Также нужно развивать институт бесплатной
юридической помощи и правового консультирования граждан. Расширение сети
юридических клиник, центров правовой помощи, повышение доступности
квалифицированной юридической помощи для различных категорий граждан будет
способствовать повышению правовой грамотности населения, формированию навыков
правомерного поведения. Положительным примером может служить опыт юридической
клиники при Оренбургском институте МГЮА им. Кутафина, где студенты старших
курсов под руководством опытных преподавателей предоставляют бесплатные
юридические консультации социально незащищенным слоям населения. Данная
практика не только обеспечивает доступ к правовой помощи, но и позволяет
будущим юристам получить ценный профессиональный опыт, а также способствует
формированию правовой культуры как у консультируемых граждан, так и у самих
студентов.
Реализация предложенных мер позволит повысить
эффективность воспитательной функции права, что в свою очередь будет
способствовать укреплению законности и правопорядка в обществе, снижению уровня
правонарушений, развитию правового государства и гражданского общества в
России. Воспитательная функция права, реализуемая на системной основе с
использованием современных методов и технологий, способна обеспечить
формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан, что
является необходимым условием для эффективного функционирования всей правовой
системы.
Таким образом, воспитательная функция права занимает
фундаментальное положение в системе правовых функций, выступая связующим
элементом между регулятивной и охранительной составляющими. Значимость данной
функции определяется ее способностью воздействовать на внутренние установки
личности, формируя правосознание, правовую культуру и ценностное отношение к
праву в целом. Принципиальное отличие воспитательной функции от других
заключается в ее ориентации не столько на внешнее поведение, сколько на
внутреннюю мотивацию субъектов правоотношений.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://ww.pravo.gov.ru. – Текст: электронный.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 20. – Ст. 2817.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 1 (ч. II). – Ст. 375.
- Федеральной службы государственной статистики и исследованиям // Официальный сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/?/
- Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 576 с.
- Вопленко, Н. Н. Очерки общей теории права: монография / Н. Н. Вопленко. – Москва: Юрлитинформ, 2023. – 510 с.
- Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества : учебное пособие / В. Н. Карташов. – Ярославль : ЯрГУ, 2020. – 294 с.
- Кудрявцев, В. Н. Правовое поведение: норма и патология / В. Н. Кудрявцев. – Москва : Норма, 2022. – 287 с.
- Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.
Комментарии: