» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (98) 2025

Автор: Колода Виолетта Евгеньевна, Студент
Рубрика: Культурология
Название статьи: Спортивно-патриотическое воспитание студентов в сфере физической культуры и спорта

Статья просмотрена: 73 раз
Дата публикации: 07.05.2025

СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Колода Виолетта Евгеньевна

студентка Теплоэнергетического факультета

Лобанова Альфия Талгатовна

старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт»

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара

 

Аннотация. Воспитание студентов через спорт и патриотизм – ключевой элемент становления личности молодого поколения. Это не просто физические тренировки, а комплексное развитие, включающее в себя формирование характера, моральных принципов и силы воли, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Во времена быстрого технологического прогресса, когда молодежь подвержена влиянию множества информационных источников, патриотическое воспитание приобретает особую значимость. Оно становится неотъемлемой частью обучения, прививая студентам любовь к Родине, уважение к ее прошлому и культуре, а также готовность вносить вклад в развитие общества.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, патриотизм, ценности.

 

Данная работа направлена на всестороннее изучение спортивно-патриотического воспитания студентов в сфере физической культуры и спорта, что является актуальной задачей в условиях современного общества. Результаты исследования могут быть полезны как для педагогов, так и для студентов, а также для всех заинтересованных в развитии патриотического воспитания в молодежной среде.

В современной России воспитание студентов через спорт приобретает ключевое значение. Оно выходит за рамки простого улучшения физической формы, охватывая формирование у молодежи чувства гражданственности, патриотизма и ответственности перед страной. Спорт в этом контексте становится мощным инструментом, позволяющим органично сочетать обучение с активным участием студентов в общественной и культурной жизни.

В связи с этим в последние годы наблюдается повышенный интерес к патриотическому воспитанию, что привело к разработке и реализации специальных программ и проектов. Их цель – использовать физическую культуру как средство для привития студентам патриотических ценностей.

Несмотря на важность спортивно-патриотического воспитания, опросы выявили недостаточную осведомленность студентов о его сути и методах. Это подчеркивает необходимость активизировать работу по вовлечению молодежи в патриотическое воспитание через спорт. Для достижения успеха недостаточно просто рассказывать о патриотизме – нужны практические шаги, которые продемонстрируют студентам ценность участия в спортивных и патриотических мероприятиях. Взаимодействие с ветеранами, участие в военно-спортивных играх и соревнованиях открывают уникальные возможности для развития чувства ответственности и укрепления командного духа.

Для оценки уровня патриотизма и гражданской позиции среди студентов вуза был проведен опрос 50 юношей с 1 по 4 курс, представляющих разные специальности. Результаты показали следующее:

Более половины опрошенных первокурсников (55%) не проявляют интереса к политике, военным новостям и обсуждению социальных вопросов с родителями. На старших курсах этот показатель снижается, но остается значительным (28%).

Большинство студентов (62%) не смогли четко объяснить, что такое спортивно-патриотическое воспитание и каковы его цели.

Это указывает на необходимость повышения информированности студентов об этой теме и ее интеграции в учебный процесс.

Исследование подчеркивает важность внедрения педагогических технологий, направленных на усиление спортивно-патриотического воспитания. Это особенно актуально в связи с ухудшением здоровья студентов, что требует особого внимания к физическому развитию молодежи.

Одним из значимых аспектов является активное вовлечение студентов в спортивные и волонтерские инициативы. Программы, которые разрабатываются в рамках спортивно-патриотического воспитания, включают мероприятия с ветеранами, военно-прикладные виды спорта, а также образовательные и культурные акции. Эти мероприятия помогают студентам не только развивать физические способности, но и углубляют их понимание патриотизма и ответственности за судьбу своей страны.

Цели данных программ многообразны. Прежде всего, они направлены на формирование интереса к физической культуре и истории России, а также на развитие гармоничной личности студента.

Важно отметить, что спортивная деятельность становится важным инструментом в процессе спортивно-патриотического воспитания, акцентируя внимание на необходимости внедрения соответствующих мероприятий в учебный процесс.

В Самарской области насчитывается более 700 военно-патриотических клубов и объединений. Они часто проводят соревнования между собой, тем самым способствуют достижению своих целей, таких как: обмен опытом, мотивация участников, воспитание командного духа.  Один из самых больших считается «Центр Плотниковых», который выпустил около 2000 юношей и девушек. Данная организация известно многим жителям , так как в 2024 году заняла первое место в номинации «Лучший военно-патриотический клуб ПФО».

Также, можно привести пример правильного спортивно-патриотического воспитания в Самарском государственном техническом университете. Вуз создал беспрецедентные возможности для занятий спортом: студентам предлагается более 40 спортивных секций по 24 видам спорта. От классических дисциплин, таких как баскетбол, волейбол, футбол и легкая атлетика, до менее распространенных, но не менее увлекательных, например, фехтование, скалолазание - каждый студент найдет себе занятие по душе.

Такое разнообразие спортивных секций позволяет университету удовлетворить интересы широкого круга студентов, независимо от их уровня подготовки.

Помимо большого числа секций, создан военно-патриотический клуб «Тайфун» - это первый в Самаре ВПК созданный на базе университета. Его создание обусловлено необходимостью в систематической и целенаправленной работе по развитию у студентов СамГТУ чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Основными направлениями и формами деятельности являются:

  • начальная военная подготовка студентов СамГТУ;
  • организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта;
  • проведение военно-спортивных соревнований, походов, экскурсий; - поисково-краеведческая работа.

Выступления на таких мероприятиях дают возможность продемонстрировать профессионализм и результат работы тренеров, а также проявить спортивные достижения и наработки.

Для достижения эффективных результатов необходимо учитывать различные педагогические условия и подходы. Программы, реализуемые в университетах и спортивных клубах, должны включать элементы, способствующие усвоению отечественных ценностей и традиций через участие в спортивной деятельности. Актуальные исследования показывают, что путем вовлечения студентов в спортивные мероприятия можно значительно повысить уровень их патриотической сознательности и ответственности, а также развитию такихкачеств, как упорство, решимость и дисциплина. Они в свою очередь, способствуют не только успешной учебе и спортивной деятельности, но и формированию полноценной личности, готовой к преодолению трудностей и вызовов, с которыми она может столкнуться в будущем.

Проблемы внедрения спортивно-патриотического воспитания, такие как: недостаточная осведомленность молодежи, развыв поколений, снижение образовательно-культурного уровня, выявленные в ходе исследования, подчеркивают необходимость комплексного подхода к данной теме. Важно не только разработать новые программы, но и обеспечить их реализацию на практике, что требует активного участия как преподавателей, так и самих студентов.

Кроме того, Президент РФ Владимир Владимирович Путин в указе «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поручил создать условия для воспитания развитой патриотической личности на основе традиционной культуры страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что спортивно-патриотическое воспитание студентов в сфере физической культуры и спорта является важным и актуальным направлением, требующим дальнейшего изучения и практической реализации. Успешное внедрение данной концепции в образовательный процесс может значительно повысить уровень патриотического сознания молодежи, а также способствовать формированию у студентов необходимых морально-волевых качеств, что в конечном итоге приведет к созданию более ответственного и активного гражданского общества.

Список литературы:

  1. Алиев М.Н., Джандаров Д.З Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2009. №3.
  2. Армянинова Т.В., Пыжова В.А., Никульченко М.Ф. Нравственное и патриотическое воспитание молодежи // Аллея науки. 2018. № 11(27). С. 57– 67.
  3. Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. 2014. №12.
  4. Губерская Ирина Александровна, Ярыгина Светлана Николаевна Повышение патриотического потенциала молодого поколения, участвующего в социальном проекте «Растим патриотов» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2015. №2 (18).
  5. Некравцев Е.Е., Зимин И.Е., Ершов Б.А. Роль и значение патриотического воспитания молодёжи в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №12-1.
  6. Черняновская Тамара Борисовна, Антонюк Сергей Дмитриевич Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №7-8 (159-160).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: