» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (98) 2025
Автор: Колода Виолетта Евгеньевна, Студент
Рубрика: Культурология
Название статьи: Спортивно-патриотическое воспитание студентов в сфере физической культуры и спорта
Дата публикации: 07.05.2025
СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Колода Виолетта Евгеньевна
студентка
Теплоэнергетического факультета
Лобанова Альфия Талгатовна
старший преподаватель кафедры
«Физическое воспитание и спорт»
ФГБОУ ВО «Самарский
государственный технический университет», г. Самара
Аннотация. Воспитание студентов через спорт и патриотизм – ключевой элемент
становления личности молодого поколения. Это не просто физические тренировки, а
комплексное развитие, включающее в себя формирование характера, моральных
принципов и силы воли, необходимых для успешной адаптации в современном мире.
Во времена быстрого технологического прогресса, когда молодежь подвержена
влиянию множества информационных источников, патриотическое воспитание
приобретает особую значимость. Оно становится неотъемлемой частью обучения,
прививая студентам любовь к Родине, уважение к ее прошлому и культуре, а также
готовность вносить вклад в развитие общества.
Ключевые
слова: физическая культура, спорт, патриотизм, ценности.
Данная работа направлена на
всестороннее изучение спортивно-патриотического воспитания студентов в сфере
физической культуры и спорта, что является актуальной задачей в условиях
современного общества. Результаты исследования могут быть полезны как для
педагогов, так и для студентов, а также для всех заинтересованных в развитии
патриотического воспитания в молодежной среде.
В современной России воспитание
студентов через спорт приобретает ключевое значение. Оно выходит за рамки
простого улучшения физической формы, охватывая формирование у молодежи чувства
гражданственности, патриотизма и ответственности перед страной. Спорт в этом
контексте становится мощным инструментом, позволяющим органично сочетать
обучение с активным участием студентов в общественной и культурной жизни.
В связи с этим в последние годы
наблюдается повышенный интерес к патриотическому воспитанию, что привело к
разработке и реализации специальных программ и проектов. Их цель – использовать
физическую культуру как средство для привития студентам патриотических
ценностей.
Несмотря на важность
спортивно-патриотического воспитания, опросы выявили недостаточную
осведомленность студентов о его сути и методах. Это подчеркивает необходимость
активизировать работу по вовлечению молодежи в патриотическое воспитание через
спорт. Для достижения успеха недостаточно просто рассказывать о патриотизме –
нужны практические шаги, которые продемонстрируют студентам ценность участия в
спортивных и патриотических мероприятиях. Взаимодействие с ветеранами, участие
в военно-спортивных играх и соревнованиях открывают уникальные возможности для
развития чувства ответственности и укрепления командного духа.
Для оценки уровня патриотизма и
гражданской позиции среди студентов вуза был проведен опрос 50 юношей с 1 по 4
курс, представляющих разные специальности. Результаты показали следующее:
Более половины опрошенных
первокурсников (55%) не проявляют интереса к политике, военным новостям и
обсуждению социальных вопросов с родителями. На старших курсах этот показатель
снижается, но остается значительным (28%).
Большинство студентов (62%) не
смогли четко объяснить, что такое спортивно-патриотическое воспитание и каковы
его цели.
Это указывает на необходимость
повышения информированности студентов об этой теме и ее интеграции в учебный
процесс.
Исследование подчеркивает
важность внедрения педагогических технологий, направленных на усиление
спортивно-патриотического воспитания. Это особенно актуально в связи с
ухудшением здоровья студентов, что требует особого внимания к физическому
развитию молодежи.
Одним из значимых аспектов
является активное вовлечение студентов в спортивные и волонтерские инициативы.
Программы, которые разрабатываются в рамках спортивно-патриотического
воспитания, включают мероприятия с ветеранами, военно-прикладные виды спорта, а
также образовательные и культурные акции. Эти мероприятия помогают студентам не
только развивать физические способности, но и углубляют их понимание
патриотизма и ответственности за судьбу своей страны.
Цели данных программ
многообразны. Прежде всего, они направлены на формирование интереса к
физической культуре и истории России, а также на развитие гармоничной личности
студента.
Важно отметить, что спортивная
деятельность становится важным инструментом в процессе
спортивно-патриотического воспитания, акцентируя внимание на необходимости
внедрения соответствующих мероприятий в учебный процесс.
В Самарской области
насчитывается более 700 военно-патриотических клубов и объединений. Они часто
проводят соревнования между собой, тем самым способствуют достижению своих
целей, таких как: обмен опытом, мотивация участников, воспитание командного
духа. Один из самых больших считается
«Центр Плотниковых», который выпустил около 2000 юношей и девушек. Данная
организация известно многим жителям , так как в 2024 году заняла первое место в
номинации «Лучший военно-патриотический клуб ПФО».
Также, можно привести пример
правильного спортивно-патриотического воспитания в Самарском государственном
техническом университете. Вуз создал беспрецедентные возможности для занятий
спортом: студентам предлагается более 40 спортивных секций по 24 видам спорта.
От классических дисциплин, таких как баскетбол, волейбол, футбол и легкая
атлетика, до менее распространенных, но не менее увлекательных, например,
фехтование, скалолазание - каждый студент найдет себе занятие по душе.
Такое разнообразие спортивных
секций позволяет университету удовлетворить интересы широкого круга студентов,
независимо от их уровня подготовки.
Помимо большого числа секций,
создан военно-патриотический клуб «Тайфун» - это первый в Самаре ВПК созданный
на базе университета. Его создание обусловлено необходимостью в систематической
и целенаправленной работе по развитию у студентов СамГТУ чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины. Основными направлениями и формами
деятельности являются:
- начальная военная подготовка студентов СамГТУ;
- организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта;
- проведение военно-спортивных соревнований, походов, экскурсий; - поисково-краеведческая работа.
Выступления на таких
мероприятиях дают возможность продемонстрировать профессионализм и результат
работы тренеров, а также проявить спортивные достижения и наработки.
Для достижения эффективных
результатов необходимо учитывать различные педагогические условия и подходы.
Программы, реализуемые в университетах и спортивных клубах, должны включать
элементы, способствующие усвоению отечественных ценностей и традиций через
участие в спортивной деятельности. Актуальные исследования показывают, что
путем вовлечения студентов в спортивные мероприятия можно значительно повысить
уровень их патриотической сознательности и ответственности, а также развитию
такихкачеств, как упорство, решимость и
дисциплина. Они в свою очередь, способствуют не только успешной учебе и спортивной
деятельности, но и формированию полноценной личности, готовой к преодолению
трудностей и вызовов, с которыми она может столкнуться в будущем.
Проблемы внедрения
спортивно-патриотического воспитания, такие как: недостаточная осведомленность
молодежи, развыв поколений, снижение образовательно-культурного уровня,
выявленные в ходе исследования, подчеркивают необходимость комплексного подхода
к данной теме. Важно не только разработать новые программы, но и обеспечить их
реализацию на практике, что требует активного участия как преподавателей, так и
самих студентов.
Кроме того, Президент РФ
Владимир Владимирович Путин в указе «О национальных целях развития РФ на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поручил создать условия для
воспитания развитой патриотической личности на основе традиционной культуры
страны.
Таким образом, можно сделать
вывод, что спортивно-патриотическое воспитание студентов в сфере физической
культуры и спорта является важным и актуальным направлением, требующим
дальнейшего изучения и практической реализации. Успешное внедрение данной
концепции в образовательный процесс может значительно повысить уровень
патриотического сознания молодежи, а также способствовать формированию у
студентов необходимых морально-волевых качеств, что в конечном итоге приведет к
созданию более ответственного и активного гражданского общества.
Список литературы:
- Алиев М.Н., Джандаров Д.З Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2009. №3.
- Армянинова Т.В., Пыжова В.А., Никульченко М.Ф. Нравственное и патриотическое воспитание молодежи // Аллея науки. 2018. № 11(27). С. 57– 67.
- Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. 2014. №12.
- Губерская Ирина Александровна, Ярыгина Светлана Николаевна Повышение патриотического потенциала молодого поколения, участвующего в социальном проекте «Растим патриотов» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2015. №2 (18).
- Некравцев Е.Е., Зимин И.Е., Ершов Б.А. Роль и значение патриотического воспитания молодёжи в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №12-1.
- Черняновская Тамара Борисовна, Антонюк Сергей Дмитриевич Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №7-8 (159-160).
Комментарии: