» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2025 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (98) 2025
Автор: Байдавлетова Руслана Мухтаровна , Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особый режим осуществления предпринимательской деятельности: сравнительно-правовой аспект
Дата публикации: 11.05.2025
ОСОБЫЙ РЕЖИМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Байдавлетова Руслана Мухтаровна
студент
3 курса
Факультет
Юриспруденция
Кузнецова Виктория Анатольевна
студент
3 курса
Факультет
Юриспруденция
Оренбургский
институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина
(МГЮА)
Оренбургская
обл, г Оренбург, ул Комсомольская, д 50
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятие и виды особых режимов
осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.В работетакже производится
сравнение с условиями особых режимовРоссии и
Республики Казахстан.Выявляются проблемы
осуществления отдельных видов режимов и предлагаются пути решений.
Ключевые слова: Особый режим, предпринимательская деятельность, УНС, ПСН, НПД,
налог, малый и средний бизнес.
Предпринимательская
деятельность по совей природе разнообразна. С целью
адаптации правового и налогового регулирования под различные масштабы, виды и
особенности бизнеса государство создает различные режимы ведения
предпринимательской деятельности.
А. А. Мохов
определяет правовой режим осуществления предпринимательской деятельности как
установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности в
определенной отрасли, который характеризуется особым сочетанием способов
воздействия, направленный на достижение целей и задач социально-экономического
развития страны, обеспечения ее безопасности и целостности.
В литературе
традиционно выделяют три режима осуществления предпринимательской деятельности.
Общий режим
охватывает неограниченный круг участников правоотношений, осуществляющих
предпринимательскую деятельность, неограниченное время действия и всю территорию
РФ. Общий правовой режим включает общие права и обязанности хозяйствующих
субъектов, порядок легитимации и прекращения существования [7].
Особый
(экстраординарный) правовой режим связывается с наступлением чрезвычайных или
исключительных обстоятельств, создающих угрозы общественным интересам, и
требуют временного изменения порядка осуществления деятельности. Данный режим
носит строго временный и ограничительный характер [6].
Специальный режим
осуществления предпринимательской деятельности выступает вариацией общего и
включает особые льготы, ограничения, дополнительные права или запреты. Специальный
режим может ограничиваться территориальными и субъектными рамками, но также как
и общий режим действует долговременно.
В. В. Кванина выделяет характеристики специального правового
режима: особый порядок легитимации, ограниченный круг хозяйствующих субъектов,
наличие дополнительных прав, обязанностей и преференций у субъектов,
ограниченная территория и время действия [1].
Примером
специального правового режима является экспериментальный правовой режим в сфере
создания цифровых инноваций. Режим действует в форме «регуляторной песочницы»,
позволяющей компаниям тестировать новые технологии вне рамок стандартного
законодательства. Экспериментальный правовой режим в сфере
цифровых инноваций в России действует в Новгородской области и установлен
постановлением Правительства РФ от 31 марта 2025 г. № 407 "Об установлении
экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении
Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по
эксплуатации беспилотных авиационных систем и тестированию систем обнаружения и
защиты от противоправного применения беспилотных авиационных систем в
Новгородской области".
Особые режимы
предпринимательской деятельности в Российской Федерации и Казахстане имеют
схожие цели и задачи — снижение налоговой нагрузки и упрощение организации
предпринимательства для субъектов малого и среднего бизнеса. Однако их правовое
регулирование и условия применения в корне различаются.
В Российской
Федерации специальные налоговые режимы, включая такие как: упрощённая система
налогообложения (УСН), патентная система (ПСН), налог на профессиональный доход
(НПД) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), закреплены в Налоговом
кодексе РФ (гл. 26.2, 26.3, 26.5НК РФ)[3]. В статье 346.20 Налогового кодекса
РФ УСН предусматривает два варианта налогообложения: 6% с доходов или 15% с
разницы между доходами и расходами, при этом лимиты по выручке в 2025 году
составляют 450 млн рублей в
год [2]. Патентная система доступна только для индивидуальных предпринимателей
и охватывает определённые виды деятельности, стоимость патента зависит от
потенциального дохода, установленного регионом.
В Казахстане особый
налоговый режим для малого бизнеса регулируется Налоговым кодексом РК (ст.
697–721) [8]. Основной формой является специальный налоговый режим на основе
упрощённой декларации (УД), который предусматривает уплату 3% от объёма доходов
или 2% для ИП, применяющих онлайн-кассы. Также
существует патентная система, аналогичная российской, но с фиксированной
стоимостью патента, зависящей от вида деятельности и местного коэффициента.
Лимит доходов для применения УД за полгода не должен превышать24 038 МРП (около
15 млн рублей в эквиваленте
за полгода, около 30 млн за год), что значительно
ниже, чем в РФ[5].
Ключевое отличие
заключается в доступности режимов. В Казахстане упрощённая декларация доступна
только субъектам малого бизнеса с численностью сотрудников до 30 человек и
годовым оборотом в пределах установленного лимита. В России же УСН могут
применять и более крупные предприятия, если их выручка и численность персонала
соответствуют критериям. Кроме того, в Казахстане отсутствует аналог
российского налога на профессиональный доход, который позволяет самозанятым легализовать свою
деятельность без регистрации ИП.
Ещё одно различие —
в порядке отчётности. В РФ предприниматели на УСН подают декларацию раз в год,
а в Казахстане подача декларации по УД осуществляется каждые полгода, что
увеличивает административную нагрузку. При этом в Казахстане предусмотрены
дополнительные льготы для впервые зарегистрированных ИП в виде освобождения от
налогов на два года, что делает режим более привлекательным для начинающих
предпринимателей.
Таким образом,
несмотря на общую направленность на поддержку малого
бизнеса, особые режимы в РФ и Казахстане различаются по условиям применения,
налоговым ставкам и административным требованиям. Российская система предлагает
более гибкие варианты налогообложения, в то время как казахстанская делает
акцент на строгих лимитах и дополнительных льготах для новых предпринимателей.
В 2025 году особые
режимы налогообложения в Российской Федерации, такие как упрощённая система
налогообложения (УСН), патентная система (ПСН) и налог на профессиональный
доход (НПД), продолжают играть ключевую роль в поддержке малого и среднего
бизнеса. Однако их применение сталкивается с рядом проблем, требующих
законодательных и административных корректировок.
1. Ограниченный
доступ к специальным режимам из-за низких лимитов по доходам.
Одной из ключевых
проблем остаётся недостаточная индексация лимитов по доходам для применения УСН
и ПСН. Согласно ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, предельный размер выручки для
перехода на УСН составляет 450 млн
рублей в год. Однако в условиях высокой инфляции и роста цен многие
предприятия, особенно в сфере торговли и услуг, рискуют превысить этот лимит,
теряя право на льготное налогообложение.
Для предотвращения
выбывания предприятий с УСН необходимо регулярно индексировать лимиты с учётом
инфляции и экономической ситуации. Возможным решением могло бы стать закрепление
в НК РФ автоматической индексации лимитов по аналогии с механизмом, применяемым
для расчёта страховых взносов (ст. 425 НК РФ). Кроме того, можно рассмотреть
введение гибкой шкалы лимитов в зависимости от вида деятельности, как это
сделано в патентной системе.
2. Неравномерное
применение патентной системы в регионах.
Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ) предоставляет регионам
широкие полномочия по установлению перечня видов деятельности и расчёту
стоимости патента. Это приводит к значительным различиям в доступности ПСН для
предпринимателей в разных субъектах РФ. Например, в Москве и Санкт-Петербурге стоимость патента для некоторых видов
бизнеса может быть в несколько раз выше, чем в малых городах, что создаёт
неравные конкурентные условия.
Для унификации
подхода к ПСН можно разработать федеральные методические рекомендации по
расчёту потенциального дохода, учитывающие не только региональные, но и
отраслевые особенности. Также целесообразно расширить перечень видов
деятельности (Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018)[4].
Специальные
налоговые режимы в России требуют модернизации, направленной на расширение
доступа, унификацию правил и стимулирование легализации бизнеса. Решение этих
проблем возможно через внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, усиление
координации между федеральными и региональными властями, а также создание
дополнительных стимулов для предпринимателей. Это позволит не только сохранить,
но и увеличить вклад малого бизнеса в экономику страны.
Список литературы:
- Кванина В. В. Понятие и виды правовых режимов предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 424. С. 234-240.
- Лимиты при применении УСН // Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. — URL:https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 09.05.2025).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // Официальное опубликование правовых актов.
- Условия СНР на основе упрощенной декларации // Департамент государственных доходов по городу Астане. — URL:https://www.gov.kz/ (дата обращения: 09.05.2025).
- Шевченко О. В. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций //Вестник Университета им. О.Е.Кутафина. 2022. №12. С.70-82.
- Шорохова А. А., Ходарковский В. Ю. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности // Столыпинский вестник. 2023. №11. 5556-5576.
- Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2025 г.) // Единая платформа интернет – ресурсов государственных органов. — URL:https://www.gov.kz/ (дата обращения: 09.05.2025).
Комментарии: