» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Синенко Елена Александровна, нет
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Административный арест- развитие в теории и практике
УДК
34
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ – РАЗВИТИЕ В ТЕОРИИ
И ПРАКТИКЕ
Синенко Елена Александровна
студент
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный
университет», г.Сатка
Аннотация. В данной статье исследуются основные тенденции развития института административного ареста как в теории так и в практике. Основным выводом является, что главной тенденцией можно считать гуманизацию института административного ареста.
Ключевые слова: административный арест, права человека, гуманизация
института административного ареста.
Административный арест в системе административных наказаний России занимает особое и исключительное место. Он представляет собой содержание правонарушителя в условиях изоляции от общества в предназначенных для этих целей учреждениях на срок, устанавливаемый судьей. Как показывает практика да данные период времени назрела необходимость разработки новых подходов к практике применения данного вида административного наказания в Российской Федерации, которые нашли бы отражение в федеральном законодательстве об административной ответственности, законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в теоретических разработках.
Согласно законодательству Российской Федерации, правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, позиции ученых по данной проблеме существует необходимость провести анализ основных тенденций законодательного регулирования назначения и исполнения административного ареста, разработать ряд как теоритических, так и практических рекомендаций в данной области.
Практически сразу после принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195‑ФЗ в научной литературе была поднята дискуссия по кругу лиц, в отношении которых может быть установлен административный арест.
Согласно ст. 3.9 КоАП России административный арест не
может применяться к ряду субъектов административно-правовых отношений.
Арест устанавливается и назначается лишь
в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не
может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до
четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и
II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к
имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской
Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной
системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной
противопожарной службы и таможенных органов.
Ст. 3.9 КоАП России закрепляет исчерпывающий
перечень указанных выше субъектов административной ответственности, защищенных
от применения данного наказания на законодательном уровне. Сказать однозначно и
дать общую оценку данному подходу законодателюк этому вопросу сложно.
Во-первых, одной стороны, наказание в виде административного ареста всегда
зафиксировано в конкретной санкции как одно из нескольких возможных, что дает
правоприменителю право альтернативного выбора одного из нескольких видов
наказаний. На наш взгляд, в специальной литературе совершенно справедливо
подвергнуты критике предложения о безальтернативном применении
административного ареста за ряд серьезных проступков [9]. С другой стороны,
норма, содержащаяся в ст. 3.9 КоАП России, подлежит, по нашему мнению,
некоторому реформированию. В данном случае в целях гуманизации данной нормы
предлагается сделать открытым перечень предусмотренных в ней субъектов ответственности.
Интересы привлекаемых к ответственности лиц должны быть защищены не только
возможностью альтернативного применения административного ареста, но и
расширением круга субъектов рассматриваемых административно-деликтных
отношений. В юридической литературе вполне правомерно высказываются предложения
о необходимости дополнения указанного перечня, например, словами «женщины,
достигшие 55 лет и старше; мужчины, достигшие возраста 60 лет и старше» [9. С.
160].
Проведя анализ ст. 3.9 КоАП РФ можно сказать о несовершенстве данной части. У многих может возникнуть вопрос, почему должны отбывать столь серьезное наказание лица, имеющие признанные заслуги перед Родиной (награжденные государственными наградами), принимавшие участие в боевых действиях в интересах России, отдавшие многие годы служению Отечеству и на законных основаниях вышедшие в запас или в отставку. Но данный перечень можно расширить и до большего размера, ст. 3.9 КоАП России может носить и открытый характер. Реализация данного предложения в полном объеме согласуется со ст. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а также иными нормами международного права.
Арест нарушителей ПДД:
альтернативы практически нет. Верховный суд Российской Федерации вывел
статистику в отношении жителей страны,
подвергшихся в нынешнем году административному аресту. За первое полугодие года в рамках административных дел арестованы
более полумиллиона граждан. Примерно четверть из них, 130 тысяч, составили
водители-правонарушители, и это еще без учета тех, кто не уплачивает штрафы
вовремя. Эта «армия» несет серьезную опасность для всех остальных участников
дорожного движения, ведь «пятнадцатисуточная» санкция применяется за такие
серьезные провинности как пьяная езда без прав, оставление места ДТП и тому
подобное.
Как показывает российская
практика, чаще всего это лица, ранее уже лишенные прав за пьяную езду.
Остановят инспекторы – и до 15 суток ареста обеспечены. Таковых среди
арестантов набралось по стране более 56 тысяч человек, то есть 43 процента от
общего количества водителей-нарушителей. Меньше всего тех, кто скрылся с места
аварии, – на полмесяца за решетку по этой причине отправлены около 17 тысяч
человек.
На
сегодняшний день существует и такая проблема применения административного
ареста, как его немедленное исполнение, что практически лишает лицо, в
отношении которого избрано данное наказание, конституционного права на
правосудие, так как не дает необходимого времени на обжалование судебного
решения. В результате на практике имеют место случаи незаконного отбывания
некоторыми лицами административного наказания в виде ареста.
Вот
пример: прокуратурой Успенского района в ходе ежедневных проверок ИВС отдела
МВД России по Успенскому району установлен факт незаконного содержания
гражданина.
В ходе
проведенной проверки установлено, что задержанный является инвалидом 2 группы,
что в соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ (административный арест) исключает
назначение ему наказания в виде административного ареста. Вместе с тем, это
обстоятельство судом при назначении наказания не выяснялось и во внимание не
принималось.
По
нашему мнению, проблему реализации административной ответственности, связанную
с немедленным исполнением административного ареста, решило бы закрепление в
КоАП РФ нормы, согласно которой лицо, необоснованно подвергнутое административному
аресту, имеет право в дальнейшем требовать от государства возмещения
имущественного ущерба и компенсации морального вреда в результате назначения
административного наказания в виде административного ареста.
Здесь хотелось бы отметить, что важная роль в деле защиты права на личную неприкосновенность при применении административного ареста должна принадлежать уполномоченному по правам человека. Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 1). Важно отметить, что закон предусматривает возможность учреждения должности уполномоченного по правам человека в субъектах РФ (ст. 5). Вместе с тем опыт свидетельствует, что потребность в этом институте возникает тогда, когда государственные институты не способны решить все контрольные задачи и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан от административного произвола, с одной стороны, а с другой — такой контроль в разной степени необходим и в интересах самой исполнительной власти.
Важное новшество, закрепленное нормами Федерального закона от
26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», —
это возможность прекращения или приостановления судьей отбывания административного
ареста при исключительных личных обстоятельствах для арестованного, а также
правило о невозможности отбывания административного ареста, если лицо, в
отношении которого назначен арест, имеет определенные заболевания.
На основании письменного заявления лица, подвергнутого
административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств
(тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или
близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный
ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на
основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого
административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих
отбыванию административного ареста, исполнение постановления об
административном аресте может быть приостановлено или прекращено в порядке,
предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию
административного ареста, устанавливается Правительством Российской Федерации. [4].
Эти нормы можно считать одними из ключевых в набирающем обороты процессе
гуманизации института административного ареста в России.
Вместе
с принятием Федерального закона «О порядке отбывания административного ареста»
внесены и изменения в КоАП РФ, устанавливающие административную
ответственность за уклонение от отбывания административного ареста или
невозвращение в случае приостановления исполнения постановления об
административном аресте (ст. 20.25 КоАП РФ).
За какие правонарушения можно подвергнуться административному
аресту?
1) За
употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения
врача, за исключением некоторых случаев случаев, предусмотренных частью 2
статьи 20.20, статьей 20.22, (ст. 6.9 КоАП РФ), срок - до пятнадцати
суток. Забавное исключение, стоит заметить, которое каким-то непостижимым
образом за практически одно и то же правонарушение предусматривает разные
санкции.
2)
Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием
другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ), срок - от десяти до пятнадцати
суток.
3)
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места
дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч.2
ст.12.27 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
4)
Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих
установленные в суде правила (ч.1 ст.17.3 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
5)
Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с
исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской
Федерации (ст.18.7 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
6)
Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции,
военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи
с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных
обязанностей (ч.1 ст.19.3 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
7)
Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в
виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей
в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов
уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при
исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений,
поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных
(подозреваемых, обвиняемых) (ч.2 ст.19.3 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
8)
Невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы,
обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении
его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24 КоАП РФ), срок - до
пятнадцати суток.
9)
Мелкое хулиганство, то есть, нецензурная брань в общественных местах,
оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно
нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (ст.20.1 КоАП РФ), срок -
до пятнадцати суток.
10)
Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга,
демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от
территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения
ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких
акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных
обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды (ч.3
ст.20.2 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
11)
Демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой
атрибутики или символики (ст.20.3 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
12)
Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения
правил комендантского часа) (ст.20.5 КоАП РФ), срок – до тридцати суток.
13)
Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных
коммуникаций (ст.20.18 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
14)
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве
общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения,
оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст.20.21
КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
15)
Самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25 КоАП
РФ), срок - до пятнадцати суток.
Подводя
итог анализу основных тенденций развития института административного ареста в
теории и на практике, необходимо отметить следующее. Основной тенденцией здесь
можно считать гуманизацию института административного ареста. Это выражается в
существенном смягчении правил реализации административной ответственности в
виде ареста, а также во введении общественного контроля за исполнением административного
ареста и полноценном включении в процесс контроля уполномоченного по правам
человека. Все это укладывается в общую тенденцию гуманизации форм и методов
деятельности правоохранительных органов. Также необходимо отметить, что
законодательные новеллы последних лет основываются на анализе судебной
практики и стремлении установить оптимальный режим административно-правового
регулирования общественных отношений, складывающихся в обществе в текущий
момент.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12.12.1993 (с учетом попра¬вок, внес. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам че¬ловека в Российской Федерации» (ред. от 15.09.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
- Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста» от 26.04.2013 № 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 17. – Ст. 2034.
- Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «Об общественном контроле за обе¬спечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 24. – Ст. 2789. О. В. Моисеева 88
- Постановление Правительства РФ от 12.12.2014 № 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 51. – Ст. 7442.
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 № 195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова Константина Александровича положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестн. Конституц. Суда Рос. Федерации. – 2006. – № 5.
- Решение Московского областного суда от 10.06.2014 по делу № 12-1599/14 (не опубл.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Административное право Российской Федерации: учебник / А. В. Мелехин и др. – Москва: Юстиция, 2016. – 615 с
Комментарии: