» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Бондаренко Яна Михайловна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Особенности учета затрат на предприятиях транспортной логистики

Статья просмотрена: 1269 раз

УДК 658.532

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Бондаренко Яна Михайловна

магистрант

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

 

Аннотация. Транспортная составляющая занимает центральную позицию в составе любой логистической системы, поскольку именно транспорт выполняет задачу по обслуживанию и обеспечению различных бизнес-процессов. Востребованность транспортных услуг обеспечивает транспортной компании получение чистой прибыли, однако для достижения такого результата необходимо изучение природы возникновения транспортных издержек и их особенностей, влияющих на выбор наиболее оптимального метода учета затрат. В статье рассматриваются специфика предприятий сферы транспорта и основные методы учета затрат, применяемые на предприятиях транспортной логистики.

Ключевые слова: транспорт, транспортные затраты, учет затрат, методы учета затрат, калькулирование транспортных услуг.

 

Современный транспорт - это единая транспортная система, которая включает мощную сеть автомобильных, железнодорожных, воздушных, речных, морских, промышленных и трубопроводных коммуникаций.

При рассмотрении порядка учета транспортных логистических затрат необходимо учитывать определенные особенности, которые присущи транспортной отрасли:

1.                  специфика транспортной сферы заключается в том, что сам транспорт не производит продукцию, а участвует в процессе ее создания, так как обеспечивает производство материалами, сырьем, оборудованием и доставляет готовую продукцию покупателю. Таким образом, посредством транспорта создаются условия формирования общегосударственного и местного рынков;

2.                  на транспортную деятельность существенное влияние оказывают географические условия, ведь транспорт применяется в качестве средства заполнения географических разрывов между потребителем и производством;

3.                  транспортная система объединяет различные виды транспортных единиц, каждой из которых присущи свои экономические и технические особенности, выполнение определенных функций, провозная способность, исторические и географические особенности развития;

4.                  формирование транспортной сети зависит от ряда социально-экономических факторов, таких как размещение и развитие близлежащих населенных пунктов, мощность и направление основных экономических и транспортных связей, расположение туристических объектов;

5.                  в качестве основных активных средств труда выступают транспортные средства; соответственно, производство является фондоемким.

В торговых организациях перевозка грузов может осуществляться посредством использования собственного автомобильного парка, либо же с привлечением транспорта общего пользования и иного стороннего транспорта, принадлежащего другим предприятиям и организациям.

На транспортном предприятии учет транспортных логистических затрат зависит от ряда особенностей, которые обусловлены спецификой осуществляемой деятельности, что оказывает влияние не только на учет расходов и доходов, но и на процесс налогообложения.

Можно выделить следующие характерные черты учета затрат:

- в транспортной компании вне зависимости от формы собственности (аренда, лизинг, собственный парк) имеются транспортные средства, с помощью которых осуществляется оказание услуг по перевозке грузов;

- значительная часть штата сотрудников сформирована за счет работников, управляющих транспортными средствами; при этом определены отдельные привила режима работы и условия допуска к ней;

- требуется особый набор затрат, необходимых как для обеспечения функционирования транспортных единиц (периодический технический ремонт и регулярное обслуживание, специальные вспомогательные материалы), так и для наличия права на осуществление деятельности по перевозкам (наличие квалифицированных сотрудников для управления, регистрация транспортных средств, а также их страхование);

- имеется обязательство по начислению и уплате транспортного налога, подчиняющегося положениям Налогово Кодекса РФ, однако исчисляемого в соответствии с особенностями каждого конкретного региона;

-необходимость использования в работе специальной документации таких видов как товарно-транспортные накладные, путевые листы (для автотранспорта), авиагрузовые и железнодорожные накладные, документы о перегрузе продукции с транспорта одного вида на другой [4].

При этом учет затрат в транспортных компаниях должен быть ориентирован на следующее:

- используемые для перевозок транспортные средства в обязательном порядке должны отражаться в учете: либо на балансе предприятия, если находятся в собственности или же получены в лизинг с отражением на балансе получателя, либо за балансом, если транспорт арендован или взят в лизинг и учитывается на балансе у лизингодателя. Это необходимо для обоснованного принятия к учету всех затрат, связанных с содержанием транспорта;

- в обязательном порядке должна проводиться регистрация транспорта за организацией-перевозчиком: временная, если транспорт арендован или взят в лизинг, или постоянная, если транспортные средства являются собственными. Наличие регистрации (даже временной) служит основанием для начисления и уплаты транспортного налога перевозчиком;

- ГСМ, необходимые для функционирования транспортных единиц, относятся в затраты согласно утвержденным нормам их списания. Такие нормы или определены законодательно (и применяются в определенных отраслях), или разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Здесь требуется организация учета расходов ГСМ по каждому транспортному средству и использование соответствующего алгоритма по списанию с условием отнесения излишков расхода в те затраты, которые не уменьшают базу прибыли;

- обеспечение безопасности работы автомобильного транспорта в зимнее время посредством использования специальных шин, приобретаемых не на один зимний период. При этом необходимо организовать и неоднократную выдачу шин со склада, принятие их для хранения на летний период, и соответствующее отражение таких операций в учете;

- неотъемлемыми составляющими в составе затрат будут расходы на:

·                    регулярное техническое обслуживание и периодический технический осмотр транспорта;

·                    страхование, включаемое в затраты по частям в течение периода действия страхового полиса;

·                    обязательные первичные (перед трудоустройством на работу) и предрейсовые медицинские осмотры работников, управляющих транспортными средствами;

·                    услуги по взвешиванию грузов, погрузочно-разгрузочным работам, очистке транспорта;

·                    оплату проезда по платным федеральным трассам, оплату хранения продукции, подачи вагонов, использование подъездных железнодорожных путей, проезд на территорию других организаций;

·                    оплату специально предусмотренных перерывов в работе водителей, которые предназначены для отдыха в пути и после прибытия из рейса [1].

В транспортной компании управление затратами играет роль одного из приоритетных направлений управления организацией, и, соответственно, рассматривается как ведущая технология финансового планирования затрат.

Затраты, связанные с оказанием транспортных услуг, формируют их себестоимость. В каждом производственном цикле они возмещаются за счет полученной выручки. В аналогично равных условиях наличие разновеликих затрат и постоянных цен на оказание транспортных услуг оказывает существенное влияние на размер финансового результата транспортной компании и уровень рентабельности. Необходимое условие состоит в возвратности произведенных расходов.

Наиболее точный учет затрат транспортной организации обеспечивается выбором оптимально обоснованного методов учета затрат, занимающих одно из главных мест в системе управления транспортными затратами.

Наиболее распространенными методами учета затрат и калькулирования себестоимости услуг в транспортной сфере выступают попроцессный и позаказный методы. Основу их разделения составляет методика калькулирования себестоимости транспортных услуг. Этот показатель является весьма значимым для деятельности транспортной компании по целому ряду причин, таких как:

- расчет издержек на одну услугу требуется для обоснования возможности производства новых видов продукции или оказания новых видов услуг;

- определение доходности отдельных транспортных и производственных линий;

- определение уровня конечных цен.

Показатель калькулирования себестоимости услуг транспортной логистики также требуется для осуществления контроля и планирования на разных уровнях управления предприятием сферы транспорта.

Попроцессный метод применяется для определения средней себестоимости оказываемых услуг. Применение данного метода является целесообразным в случаях, когда из-за непрерывного характера производственного процесса практически невозможно выявить расходы, связанные с отдельными единицами затрат. Примером выступают конкретные транспортные услуги, возможность установления точных затрат по которым отсутствует.

В основном оказание транспортных услуг включает не один, а несколько производственных процессов. Попроцессный метод учитывает это с помощью открытия отдельных счетов, предназначенных для отражения каждого процесса и накопления всех произведенных затрат по этим процессам на соответствующих счетах. При формировании себестоимости транспортных услуг этап выхода услуг одного процесса становится этапом ввода для других; это отражается на счетах процессов таким образом, что суммарные производственные затраты, относящиеся на все транспортные услуги, легко можно определить в любое время до момента их учета в качестве завершенных [3].

Использование метода учета затрат по процессам предполагает:

1.                  ведение учета транспортных затрат по прямым и косвенным расходам (например, затраты, связанные с ремонтом);

2.                  распределение затрат по отдельным процессам;

3.                  определение общей суммы затрат;

4.                  распределение затрат в зависимости от характера транспортной услуги (между видами транспортных услуг, между производственными процессами пропорционально услуге, расчет себестоимости оказанной транспортной услуги за месяц).

Объектом учета затрат и объектом калькулирования при позаказном методе является отдельный заказ на оказание транспортных услуг. Как правило, данная методика может применяться при наличии у транспортной компании определенной устойчивой базы заказчиков. При этом заказом является заявка получателя услуг, предполагающая выполнение определенного количества перевозок.

Позаказный метод предполагает учет прямых затрат в разрезе установленных калькуляционных статей по отдельным транспортным заказам и учет косвенных затрат, распределяемых между заказами пропорционально пробегу транспортного средства, выступающего в качестве базы распределения транспортных затрат, а фактическая стоимость услуги определяется после ее оказания.

Таким образом, учет и управление затратами на транспортных предприятиях требует обдуманного, рационального подхода, учитывающего все характерные особенности сферы транспорта, начиная от географического размещения и заканчивая способом распределения косвенных затрат. Только соблюдение всех требований, предъявляемых к учету транспортных затрат, позволит не только правильно организовать учетный процесс, но и определить пути их возможного снижения, а, следовательно, способствовать росту финансового результата транспортной компании.

 

Список литературы:

  1. Акбашева Д.М., Хубиева М.Н. Учет затрат по автотранспорту // Тенденции развития науки и образования. – 2016. – № 21. – С. 11-13.
  2. Зимакова Л.А., Серебренникова И.В., Маширова С.П. Влияние макроэкономических факторов на формирование элементов учетной системы строительной организации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №11(ч. 2). – С. 77-82.
  3. Проскурина В.А., Федотова Л.С. Затраты на логистику в современных условиях: учет и управление // Актуальные вопросы экономических наук. – 2012. – № 5. – С. 107-111.
  4. Сорока И.Ю. Особенности управления затратами в транспортной компании // Транспортное дело России. – 2011. – № 2. – С. 140-145.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: