» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Бондаренко Яна Михайловна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Особенности учета затрат на предприятиях транспортной логистики
УДК 658.532
ОСОБЕННОСТИ
УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
Бондаренко Яна Михайловна
магистрант
Белгородский
государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация. Транспортная составляющая занимает центральную позицию в составе любой
логистической системы, поскольку именно транспорт выполняет задачу по
обслуживанию и обеспечению различных бизнес-процессов. Востребованность
транспортных услуг обеспечивает транспортной компании получение чистой прибыли,
однако для достижения такого результата необходимо изучение природы
возникновения транспортных издержек и их особенностей, влияющих на выбор
наиболее оптимального метода учета затрат. В статье рассматриваются специфика
предприятий сферы транспорта и основные методы учета затрат, применяемые на
предприятиях транспортной логистики.
Ключевые слова: транспорт, транспортные затраты, учет
затрат, методы учета затрат, калькулирование транспортных услуг.
Современный транспорт - это единая транспортная
система, которая включает мощную сеть автомобильных, железнодорожных,
воздушных, речных, морских, промышленных и трубопроводных коммуникаций.
При рассмотрении порядка учета транспортных
логистических затрат необходимо учитывать определенные особенности, которые
присущи транспортной отрасли:
1.
специфика транспортной сферы заключается в том, что
сам транспорт не производит продукцию, а участвует в процессе ее создания, так
как обеспечивает производство материалами, сырьем, оборудованием и доставляет
готовую продукцию покупателю. Таким образом, посредством транспорта создаются
условия формирования общегосударственного и местного рынков;
2.
на транспортную деятельность существенное влияние
оказывают географические условия, ведь транспорт применяется в качестве
средства заполнения географических разрывов между потребителем и производством;
3.
транспортная система объединяет различные виды
транспортных единиц, каждой из которых присущи свои экономические и технические
особенности, выполнение определенных функций, провозная способность, исторические
и географические особенности развития;
4.
формирование транспортной сети зависит от ряда
социально-экономических факторов, таких как размещение и развитие близлежащих
населенных пунктов, мощность и направление основных экономических и
транспортных связей, расположение туристических объектов;
5.
в качестве основных активных средств труда выступают
транспортные средства; соответственно, производство является фондоемким.
В торговых организациях перевозка грузов может
осуществляться посредством использования собственного автомобильного парка,
либо же с привлечением транспорта общего пользования и иного стороннего
транспорта, принадлежащего другим предприятиям и организациям.
На транспортном предприятии учет транспортных
логистических затрат зависит от ряда особенностей, которые обусловлены
спецификой осуществляемой деятельности, что оказывает влияние не только на учет
расходов и доходов, но и на процесс налогообложения.
Можно выделить следующие характерные черты учета
затрат:
- в транспортной компании вне зависимости от формы
собственности (аренда, лизинг, собственный парк) имеются транспортные средства,
с помощью которых осуществляется оказание услуг по перевозке грузов;
- значительная часть штата сотрудников сформирована за
счет работников, управляющих транспортными средствами; при этом определены
отдельные привила режима работы и условия допуска к ней;
- требуется особый набор затрат, необходимых как для
обеспечения функционирования транспортных единиц (периодический технический
ремонт и регулярное обслуживание, специальные вспомогательные материалы), так и
для наличия права на осуществление деятельности по перевозкам (наличие
квалифицированных сотрудников для управления, регистрация транспортных средств,
а также их страхование);
- имеется обязательство по начислению и уплате
транспортного налога, подчиняющегося положениям Налогово Кодекса РФ, однако исчисляемого
в соответствии с особенностями каждого конкретного региона;
-необходимость использования в работе специальной
документации таких видов как товарно-транспортные накладные, путевые листы (для
автотранспорта), авиагрузовые и железнодорожные накладные, документы о
перегрузе продукции с транспорта одного вида на другой [4].
При этом учет затрат в транспортных компаниях должен
быть ориентирован на следующее:
- используемые для перевозок транспортные средства в
обязательном порядке должны отражаться в учете: либо на балансе предприятия,
если находятся в собственности или же получены в лизинг с отражением на балансе
получателя, либо за балансом, если транспорт арендован или взят в лизинг и
учитывается на балансе у лизингодателя. Это необходимо для обоснованного
принятия к учету всех затрат, связанных с содержанием транспорта;
- в обязательном порядке должна проводиться
регистрация транспорта за организацией-перевозчиком: временная, если транспорт
арендован или взят в лизинг, или постоянная, если транспортные средства
являются собственными. Наличие регистрации (даже временной) служит основанием
для начисления и уплаты транспортного налога перевозчиком;
- ГСМ, необходимые для функционирования транспортных
единиц, относятся в затраты согласно утвержденным нормам их списания. Такие
нормы или определены законодательно (и применяются в определенных отраслях),
или разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Здесь требуется
организация учета расходов ГСМ по каждому транспортному средству и
использование соответствующего алгоритма по списанию с условием отнесения
излишков расхода в те затраты, которые не уменьшают базу прибыли;
- обеспечение безопасности работы автомобильного
транспорта в зимнее время посредством использования специальных шин, приобретаемых
не на один зимний период. При этом необходимо организовать и неоднократную
выдачу шин со склада, принятие их для хранения на летний период, и
соответствующее отражение таких операций в учете;
- неотъемлемыми составляющими в составе затрат будут
расходы на:
·
регулярное техническое обслуживание и периодический
технический осмотр транспорта;
·
страхование, включаемое в затраты по частям в течение
периода действия страхового полиса;
·
обязательные первичные (перед трудоустройством на
работу) и предрейсовые медицинские осмотры работников, управляющих транспортными
средствами;
·
услуги по взвешиванию грузов, погрузочно-разгрузочным
работам, очистке транспорта;
·
оплату проезда по платным федеральным трассам, оплату
хранения продукции, подачи вагонов, использование подъездных железнодорожных
путей, проезд на территорию других организаций;
·
оплату специально предусмотренных перерывов в работе
водителей, которые предназначены для отдыха в пути и после прибытия из рейса
[1].
В транспортной компании управление затратами играет
роль одного из приоритетных направлений управления организацией, и,
соответственно, рассматривается как ведущая технология финансового планирования
затрат.
Затраты,
связанные с оказанием транспортных услуг, формируют их себестоимость. В каждом
производственном цикле они возмещаются за счет полученной выручки. В аналогично
равных условиях наличие разновеликих затрат и постоянных цен на оказание
транспортных услуг оказывает существенное влияние на размер финансового
результата транспортной компании и уровень рентабельности. Необходимое условие
состоит в возвратности произведенных расходов.
Наиболее точный учет затрат транспортной организации
обеспечивается выбором оптимально обоснованного методов учета затрат,
занимающих одно из главных мест в системе управления транспортными затратами.
Наиболее распространенными методами учета затрат и
калькулирования себестоимости услуг в транспортной сфере выступают попроцессный
и позаказный методы. Основу их разделения составляет методика калькулирования
себестоимости транспортных услуг. Этот показатель является весьма значимым для
деятельности транспортной компании по целому ряду причин, таких как:
- расчет издержек на одну услугу требуется для
обоснования возможности производства новых видов продукции или оказания новых
видов услуг;
- определение доходности отдельных транспортных и
производственных линий;
- определение уровня конечных цен.
Показатель калькулирования себестоимости услуг
транспортной логистики также требуется для осуществления контроля и
планирования на разных уровнях управления предприятием сферы транспорта.
Попроцессный метод применяется для определения средней
себестоимости оказываемых услуг. Применение данного метода является
целесообразным в случаях, когда из-за непрерывного характера производственного
процесса практически невозможно выявить расходы, связанные с отдельными
единицами затрат. Примером выступают конкретные транспортные услуги,
возможность установления точных затрат по которым отсутствует.
В основном оказание транспортных услуг включает не
один, а несколько производственных процессов. Попроцессный метод учитывает это с
помощью открытия отдельных счетов, предназначенных для отражения каждого
процесса и накопления всех произведенных затрат по этим процессам на
соответствующих счетах. При формировании себестоимости транспортных услуг этап
выхода услуг одного процесса становится этапом ввода для других; это отражается
на счетах процессов таким образом, что суммарные производственные затраты,
относящиеся на все транспортные услуги, легко можно определить в любое время до
момента их учета в качестве завершенных [3].
Использование метода учета затрат по процессам
предполагает:
1.
ведение учета транспортных затрат по прямым и
косвенным расходам (например, затраты, связанные с ремонтом);
2.
распределение затрат по отдельным процессам;
3.
определение общей суммы затрат;
4.
распределение затрат в зависимости от характера
транспортной услуги (между видами транспортных услуг, между производственными
процессами пропорционально услуге, расчет себестоимости оказанной транспортной
услуги за месяц).
Объектом учета затрат и объектом калькулирования при
позаказном методе является отдельный заказ на оказание транспортных услуг. Как
правило, данная методика может применяться при наличии у транспортной компании
определенной устойчивой базы заказчиков. При этом заказом является заявка
получателя услуг, предполагающая выполнение определенного количества перевозок.
Позаказный метод предполагает учет прямых затрат в
разрезе установленных калькуляционных статей по отдельным транспортным заказам
и учет косвенных затрат, распределяемых между заказами пропорционально пробегу
транспортного средства, выступающего в качестве базы распределения транспортных
затрат, а фактическая стоимость услуги определяется после ее оказания.
Таким образом, учет и управление затратами на
транспортных предприятиях требует обдуманного, рационального подхода,
учитывающего все характерные особенности сферы транспорта, начиная от
географического размещения и заканчивая способом распределения косвенных
затрат. Только соблюдение всех требований, предъявляемых к учету транспортных затрат,
позволит не только правильно организовать учетный процесс, но и определить пути
их возможного снижения, а, следовательно, способствовать росту финансового результата
транспортной компании.
Список литературы:
- Акбашева Д.М., Хубиева М.Н. Учет затрат по автотранспорту // Тенденции развития науки и образования. – 2016. – № 21. – С. 11-13.
- Зимакова Л.А., Серебренникова И.В., Маширова С.П. Влияние макроэкономических факторов на формирование элементов учетной системы строительной организации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №11(ч. 2). – С. 77-82.
- Проскурина В.А., Федотова Л.С. Затраты на логистику в современных условиях: учет и управление // Актуальные вопросы экономических наук. – 2012. – № 5. – С. 107-111.
- Сорока И.Ю. Особенности управления затратами в транспортной компании // Транспортное дело России. – 2011. – № 2. – С. 140-145.
Комментарии: