» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017
Автор: Масесьянц Елена Петровна, Магистр педагогики / юриспруденции
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Правовые основы дошкольного образовательного учреждения по работе с несовершеннолетними детьми и профилактике безнадзорности
УДК 37.013
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РАБОТЕ С
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ И ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
Масесьянц Елена Петровна
Россия, город Ростов-на-Дону,
магистр педагогики/юриспруденции,
аспирант второго года обучения в
Южном Федеральном Университете
по направлению 44.06.01
Образование и педагогические науки
Аннотация. В статье
проанализированы: Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21
декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей». С целью грамотной работы с
несовершеннолетними детьми по профилактике безнадзорности.
Ключевые слова: закон,
юрисдикция, защита.
В соответствии со ст.56 Семейного кодекса РФ ребёнок имеет
право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Данное право
осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством
применения надлежащей формы и способов защиты.
Принято выделять две основные формы защиты прав:
юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты - это деятельность
уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав
(суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган
загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий (судебный) и
специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.
Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и
негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов,
которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным
органам. Такие действия называют самозащитой прав.
Защита семейных прав согласно ст.8 Семейного кодекса
осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а
в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ, - государственными органами
или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи
своих семейных прав отнесена к началам семейного законодательства, что
соответствует и требованиям ст.46 Конституции Российской Федерации,
гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской
Федерации.
Норма о судебной защите прав ребёнка закреплена и в других
федеральных законах. Так, ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители,
опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе
обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской
Федерации.[9]
Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в
суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства,
возникающего из административно-правовых отношений. Основания, в силу которых
возможны обращения в суд за защитой прав ребёнка, весьма разнообразны и указаны
в Семейном кодексе РФ, например: установление отцовства и материнства;
оспаривание отцовства и материнства; разрешение разногласий между родителями о
воспитании и месте жительства несовершеннолетних детей; осуществление
родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка; устранение
препятствий к общению ребёнка с родственниками; защита родительских прав;
лишение родительских прав; восстановление в родительских правах; ограничение
родительских прав; взыскание алиментов на несовершеннолетних детей и
совершеннолетних нетрудоспособных детей; изменение размера алиментов и
освобождение от уплаты взысканных в судебном порядке алиментов. Суд обязан
определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после
развода и с кого из них и в каких размерах взыскиваются алименты на детей, если
между супругами отсутствует соглашение по этим вопросам. В суд может быть
обжалован отказ в регистрации брака, назначение органами опеки и попечительства
опекуна (попечителя). В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное
(оспоренное) субъективное право ребёнка. Таким образом, к компетенции суда
закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере защиты прав
ребёнка.
Суд осуществляет защиту прав детей по правилам гражданского
судопроизводства. Возбуждается гражданское дело в суде по иску (заявлению,
жалобе) заинтересованного лица. Поскольку полная гражданская процессуальная
дееспособность наступает по достижению совершеннолетия, ребёнок, не достигший
18-летнего возраста, не вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих
прав. Его права и интересы защищают в суде законные представители (родители,
усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители, представители учреждения,
являющегося опекуном (попечителем ребёнка).
Вместе с тем, если ребёнок до совершеннолетия приобрёл
полную дееспособность в порядке эмансипации либо при вступлении в брак, он
может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Кроме того, в
соответствии со ст.56 Семейного кодекса РФ при невыполнении или при
ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо
при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно
обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста
14 лет - в суд. В этом случае право ребёнка на защиту не ограничивается
возможностью обратиться с заявлением (иском, жалобой) в суд. Кроме того, суд
обязан привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства, которые будут
представлять и защищать его интересы.
Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье
любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе
любого судебного или административного разбирательства.
Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет,
обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Если
ребёнок достиг возраста 10 лет, органы опеки и попечительства и суд только с
его согласия могут изменить его имя и фамилию (ст.59 СК РФ); восстановить
родителей, лишённых родительских прав, в родительских правах (ст.72 СК РФ); передать
его на усыновление (удочерение) (ст.132 СК РФ); изменить фамилию, имя и
отчество при усыновлении и после отмены усыновления (ст.134, 136, 143 СК РФ), а
также передать в приёмную семью (ст.154 СК РФ). Учёт мнения ребёнка при
разрешении спора и участие в рассмотрении дел по спорам, связанными с
воспитанием детей, органов опеки и попечительства также являются особенностями
судебной защиты прав ребёнка.
Защита прав ребёнка в предусмотренных законом случаях
осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные
органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса,
воспитательные учреждения. Например, Семейный кодекс обязывает органы исполнительной
власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без
попечения родителей. В этих целях органы исполнительной власти должны
организовывать учёт детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать
содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут
участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием
ребёнка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса
правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом
умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, устанавливать отцовство
лица, не состоящего в браке с матерью ребёнка, на основании совместного
заявления отца и матери ребёнка и т.д.
Действия прокурора по защите прав ребенка могут выражаться
в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав; об
ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об
уплате алиментов; об отмене усыновления ребёнка. Кроме того, прокурор обязан
участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав,
об отмене усыновления ребёнка и в других случаях.
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей и
находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной
защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений.
Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов (попечителей)
воспитанников, направляют сообщения в органы опеки и попечительства о
возможности их передачи на воспитание в семью.
Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и
попечительства - органами местного самоуправления, наделёнными полномочиями по
решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов
государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных
Семейным кодексом РФ. Организация и деятельность этих органов определяются
уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.
В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ на органы
опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей, что требует от них выявления, учёта, устройства таких
детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также обязанность органов
опеки и попечительства.
Согласно ст.78 Семейного кодекса РФ органы опеки и
попечительства должны быть привлечены к участию в деле при рассмотрении судом
споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в
защиту ребёнка.
Весьма значимой и ответственной является функция попечения
над ребёнком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда
в случаях, установленных законом (лишение родителей (законных представителей)
родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления ребёнка и
т. д.) Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении
решений суда по отобранию ребёнка и передаче его другому лицу. В
безотлагательных случаях, то есть при непосредственной угрозе жизни ребёнка или
его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать
ребёнка у родителей.
В целом, можно (условно) выделить три основные формы защиты
семейных прав органами опеки и попечительства:
- самостоятельное принятие решений в пределах своей
компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);
- направление соответствующих требований в суд в порядке
искового производства;
- участие в судебном разбирательстве.
К полномочиям первого вида представляется возможным отнести
право органа опеки и попечительства давать согласие:
- на установление отцовства по заявлению только отца
ребёнка;
- родителям - на изменение имени, фамилии ребёнку, не
достигшему возраста четырнадцати лет;
- на контакты ребёнка с родителями, родительские права
которых ограничены судом;
- на усыновление ребёнка несовершеннолетних родителей - при
отсутствии их родителей или опекунов (попечителей);
- полномочия по разрешению разногласий между опекуном
ребёнка и несовершеннолетними родителями ребёнка;
- по разрешению разногласий между родителями о воспитании и
образовании детей;
- по назначению представителя для защиты прав и интересов
детей;
- по решению вопроса об общении ребёнка с родственниками;
- по заключению с приёмными родителями договора о передаче
ребёнка на воспитание в семью.
К полномочиям второго вида относятся:
- право органа опеки и попечительства требовать признания
недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным
законом;
- право требовать отмены усыновления ребёнка;
- право предъявлять требование о лишении родительских прав,
об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей.
Соответствующее требование органа опеки и попечительства
оформляется исковым заявлением в суд.
К полномочиям третьего вида относится:
- право органа опеки и попечительства участвовать в
рассмотрении судами дел: об осуществлении родительских прав родителем,
проживающим отдельно от ребёнка;
- о лишении родительских прав и о восстановлении в
родительских правах;
- об ограничении родительских прав и об отмене ограничения
родительских прав;
- об установлении усыновления ребёнка;
- об отмене усыновления ребёнка.
Определённые меры по защите и восстановлению прав и
законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст.11 Федерального
закона от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» осуществляют комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного
самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о
лишении родительских прав.[10]
Положительно, что Законом об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации предусмотрены специальные меры по защите прав
ребёнка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования
образовательными учреждениями:
- создание в образовательных учреждениях, по инициативе
обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся;
- проведение по ходатайству обучающихся с участием их
выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников
образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка;
- обращение воспитанников, за содействием и помощью в
уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации
образовательного учреждения.
Законом не исключается и самозащита гражданами своих
семейных прав путём совершения действий, пресекающих нарушение права. В
соответствии со п.1 ст.56 Семейного кодекса РФ установлено, что
непосредственная защита прав и законных интересов ребёнка должна осуществляться
родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами,
попечителями, приёмными родителями).
Несовершеннолетнему,
признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения
совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и
обязанности, в том числе своё право на защиту. В случаях, предусмотренными законом, по делам, возникающим из трудовых и
брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением
полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде
свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах
родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им
помощи зависит от усмотрения суда.
Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов
детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки
возлагается на органы опеки и попечительства. Эти органы и должны в
установленном порядке решить вопрос о защите прав детей.
Приведем несколько примеров из судебной практики.
Так, решением Киржачского районного суда от 15 мая 1995
года правильно удовлетворён иск органов опеки и попечительства к Павлову В. и
Павловой О. об ограничении родительских прав в отношении двух детей. Суд
установил, что оставление детей у родителей вследствие их поведения опасно для
детей, и обоснованно принял решение об отобрании детей у родителей (дело N
2-437/95 г.)[1]
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 26 июня
1995г. обоснованно был удовлетворён иск органов опеки и попечительства к
О.Ситник о лишении родительских прав и взыскании алиментов. Суд установил, что
О.Ситник уклонялась от исполнения родительских обязанностей, страдала
хроническим алкоголизмом (дело N 2-1629/95 г.) [1]
В случае, когда дети, оставшиеся без родительского попечения,
переданы на воспитание в семью (на усыновление, удочерение), под опеку
(попечительство), в приёмную семью или в учреждение государственной поддержки
детства (для детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей), то
обязанности по защите их прав возлагаются на усыновителей, опекунов
(попечителей), приёмных родителей; администрацию учреждения. В случае уклонения
усыновителей, опекунов (попечителей) приёмных родителей от защиты прав детей в
установленном законом порядке усыновление, опека (попечительство) отменяются, а
договор о передаче ребёнка на воспитание в семью расторгается.
Так, решением Вязниковского городского суда от 27 января
1995г. удовлетворён иск Вязниковского межрайонного прокурора в интересах
несовершеннолетнего Иванова С., 1987 г.р., к Ивановой С.Н. и Иванову И.Н. об
отмене усыновления. Суд установил, что ребёнок усыновлён Ивановыми в 1991 году.
В 1993 году по их просьбе ребёнок был помещён в психиатрическую больницу. Между
тем по заключению врачей ребёнок не нуждался в стационарном лечении. К тому же
за период пребывания ребёнка в больнице Ивановы не посещали его и отказались
взять из больницы. При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что
усыновители уклоняются от своих обязанностей, и обоснованно отменил усыновление
(дело N 2-495/95 г.).
Право ребёнка на защиту включает и возможность
самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае
нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со
стороны родителей, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями
обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка. В таких ситуациях ребёнку
предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении
возраста четырнадцати лет - в суд. Последствия такого обращения могут
заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной
ответственности, отобрании ребёнка у родителей органом опеки и попечительства,
лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке.
Реальному осуществлению права ребёнка на защиту должны
способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с
их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие
в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над
гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так
и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных,
исправительно-трудовых) учреждениях. Определенной гарантией надлежащей защиты
прав ребёнка в семье является установление п.3 ст.56 Семейного кодекса РФ
обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно
об угрозе жизни или здоровью ребёнка или о нарушении его прав и законных
интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту
фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган опеки и
попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных
интересов ребёнка.
Несмотря на реализацию в семейном законодательстве РФ
основных требований Конвенции о правах ребёнка, существует настоятельная
необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты
прав и безопасности детей в семейных правоотношениях в целях приближения к
международно-правовым стандартам в данной области.
Можно предположить, что серьёзной проблемой является
конкретизация объекта охраны, поскольку, как отмечает А. М. Нечаева, между
понятиями "права ребёнка" и "охрана детства" нет четкого
разграничения, что приводит "к бездействию норм, регулирующих возникающие
при этом отношений". [4]
Ключевыми задачами в решении проблем детской
безнадзорности и беспризорности, предотвращения социального сиротства в
настоящее время являются:
- совершенствование действующей на
межведомственной основе системы профилактики семейного неблагополучия,
социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- правовое регулирование деятельности всех
субъектов названной системы, в первую очередь комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих их координацию, а также
органов опеки и попечительства;
- развитие и государственная поддержка
различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения;
- развитие сети учреждений социального
обслуживания семьи и детей; а также более широкое внедрение ювенальных
технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правовую основу деятельности по профилактике
семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности
составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе, Гражданский кодекс Российской Федерации,
Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999г.
№120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», [2] Федеральный закон от 21
декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».[7]
В развитие положений, касающихся организации и
осуществления деятельности по профилактике семейного неблагополучия,
социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержащихся в
законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на
уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных
образований.
В 2016г. федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию нормативной
правовой базы системы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности,
правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
В целях совершенствования правового
регулирования правозащитных, контрольных и координирующих функций комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав ведётся работа над проектом
Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые
законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых
положений законодательных актов по вопросам деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав». [6]
В целях совершенствования нормативно-правового
регулирования на федеральном уровне контроля и надзора в сфере образования
подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации о Правилах
осуществления контроля и надзора в сфере образования (утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007г. №116). [3]
24 июля 2007 года принят Федеральный закон «О
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» (в части установления административной ответственности за
нарушение законодательства Российской Федерации в области образования). Законом
предусматривается введение ответственности за правонарушения, связанные с
приёмом граждан в образовательные учреждения или отчислением (исключением)
граждан из образовательных учреждений, переводом обучающихся из одного
образовательного учреждения в другое и т.д. [1]
В соответствии со ст.13 ФЗ от 24.06.1999г.
№120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, принимают участие:
- в выявлении и устранении причин и условий,
способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- оказывают социальную, психологическую и иную
помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в
ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса
несовершеннолетнего;
- организуют медицинское обслуживание и
обучение несовершеннолетних, содействуют их профессиональной ориентации и
получению ими специальности;
- содействуют органам опеки и попечительства в
осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей
или иных законных представителей, и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации
«Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами управления
образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за
получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений
создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не
обучающихся в образовательных учреждениях.
Федеральными органами исполнительной власти
Российской Федерации принимаются системные меры по развитию современных
технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми.
В целях организационно-методического
обеспечения деятельности субъектов Российской Федерации в сфере социальной
зашиты и социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной ситуации, и в соответствии с пунктом 6 протокола оперативного
совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 02.12.2006г,
утвержденного Президентом Российской Федерации (от 15.12.2006г. N Пр-2174),
[5] Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами, подготовлены информационно-аналитические
материалы из опыта работы субъектов Российской Федерации по вопросам социальной
адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений,
несовершеннолетних, освобождённых из воспитательных колоний; комплекс мер,
включающий мероприятия по профессиональной ориентации и подготовке
несовершеннолетних, трудоустройству, решению жилищных вопросов, постинтернатной
адаптации и жизнеустройству несовершеннолетних, нормативно-правовому
регулированию деятельности регионов по улучшению положения несовершеннолетних.
Категория лиц, в отношении которых может быть
проведена индивидуальная, профилактическая, коррекционная и реабилитационная
работа:
- Несовершеннолетние, относящиеся к группе
«риска», состоящие на учёте в муниципальном регистре управления образования,
нуждающиеся в коррекционной работе с ними;
- Несовершеннолетние, не относящиеся к группе
«риска» и не состоящие на учёте, как находящиеся в социально опасном положении.
Организуется и проводится профилактическая, коррекционная
и реабилитационная работа в отношении родителей и лиц, их замещающих, если они
не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию
вышеназванных категорий несовершеннолетних. Подобная работа проводится и в
случае их отрицательного влияния на поведение и развитие несовершеннолетних
и/или жестокого обращения с ними.
Основанием для постановки на профилактический
учёт ДОУ семьи и проведения индивидуальной профилактической работы является:
- Нахождение семьи в социально опасном положении:
когда родители или законные представители не исполняют своих обязанностей по
воспитанию, обучению и (или) содержанию своих несовершеннолетних детей,
отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Данные
семьи ставятся на учёт по постановлению Комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав, разрабатывается комплексная межведомственная программа
реабилитации семьи с участием всех необходимых органов и учреждений системы
профилактики города;
- Нахождение семьи в трудной жизненной
ситуации: когда проблемы, существующие в семье, объективно нарушают
жизнедеятельность их членов (инвалидность, отсутствие определённого места
жительства, конфликты в семье, отсутствие каких либо документов,
малообеспеченность, безработица) и не могут быть преодолены самостоятельно;
- Нахождение семьи в нестабильной социальной,
психологической обстановке, вследствие которой семья может оказаться в
социально опасном положении (Например: оставление ребёнка без попечения
родителей после окончания работы ДОУ; употребление родителями
наркотических/психотропных веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции и
т.д.).
Постановка семьи на учёт должна осуществляться
по материалам, собранным воспитателями, медицинской сестрой. При постановке
(снятии) семьи на учёт в ДОУ на заседание Совета профилактики приглашаются
родители (законные представители) ребёнка. В отношении семей, поставленных на
учёт, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации (за исключением
семей, находящихся в социально опасном положении, для которых по постановлению
КДН и ЗП разработана комплексная межведомственная программа реабилитации).
Выписки из протокола заседания вкладываются в личное профилактическое дело
семьи. Без постановки на учёт и разработки индивидуальной программы реабилитации
образовательное учреждение оказывает необходимую социально-педагогическую
помощь всем семьям «группы риска».
Подводя итоги вышесказанному, можно
сформулировать краткие выводы:
- следует констатировать, что остается еще
большое количество вопросов в области правового регулирования ДОУ. В
значительной степени это связано с продолжающимися административными реформами,
незавершенностью процедуры разграничения полномочий между органами
государственной власти и местного самоуправления;
- правовые основы ДОУ как на федеральном, так и
на региональном уровне не входит в число первоочередных задач, в результате
задержка с разработкой и принятием соответствующих законодательных и
нормативно-правовых актов приводит к негативным последствиям в сфере управления
в целом;
- при решении вопросов по совершенствованию
правовых основ ДОУ необходим комплексный подход с участием всех
заинтересованных сторон. Их участие должно быть реализовано в законах и
нормативно-правовых документах соответствующего уровня;
- одновременно для достижения единообразия в
этих сферах необходимо предусмотреть в федеральном законодательстве не только
степень участия субъектов РФ в развитии существующего законодательства, но и
механизм его реализации, гарантирующий объективность рассмотрения соответствующих
законодательных инициатив.
Список литературы:
- Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребёнка [Электронный ресурс] URL: https://www.lawmix.ru/comm/8541 (дата обращения 17.04.2017г).
- Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (постатейный) (Кузнецова О.В.) из информационного банка "Постатейные комментарии и книги". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2017г).
- Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 N 108 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 61". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66305/ (дата обращения 12.01.2017г).
- Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей [Электронный ресурс] URL: http://www.bestreferat.ru/referat-208776.html (дата обращения 08.04.2017г).
- Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 25.07.2014) "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации"). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113807/ (дата обращения 05.01.2017г).
- Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.07.2007 N 210-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52003/ (дата обращения 19.03.2017г).
- Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения 18.02.2017г).
- Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" от 28.12.2010 N 427-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108788/ (дата обращения 18.02.2017г).
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44441/ (дата обращения 17.03.2017г).
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения 27.02.2017г).
Комментарии: