» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Кобелева Виктория Алексеевна, Студентка магистратуры, 1 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Роль и значение малых предприятий в отечественной экономике

Статья просмотрена: 595 раз

УДК 33

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кобелева Виктория Алексеевна

студентка 1-го курса магистратуры

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

 

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие малого предприятия, рассмотрена роль малого бизнеса в экономике Российской Федерации. Также проведен анализ основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в настоящее время.

Ключевые слова: экономика, предприятие, малый бизнес, предпринимательство, инициатива, поддержка предпринимательства.

 

Малые предприятия как одна из наиболее распространенных форм предпринимательства в России являются одним из основных и ключевых моментов обновления всей экономики страны.

Согласно статье 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесённые в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» [1].

Статус малого или среднего предприятия организации приобретают после внесения их в единый государственный реестр юридических лиц. К ним относятся потребительские кооперативы и коммерческие предприятия (исключение составляют государственные муниципальные и унитарные предприятия). К малым предприятиям также относятся физические лица, которые внесены в реестр индивидуальных предпринимателей и, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Малый бизнес играет значительную роль в экономике страны. Во-первых, малый бизнес выполняет для государства важные экономические и социальные задачи. Во-вторых, помимо установленных законом налоговых отчислений, малый бизнес развивает ещё и экономический сектор, создаёт дополнительные рабочие места и способствует развитию конкуренции. В-третьих, малый бизнес более устойчив к внешним изменениям.

Устойчивость малого бизнеса к внешним условиям обуславливается его мобильностью. В отличие от крупных компаний малые предприятия быстрее адаптируются к внешним изменениям. Так, хорошим примером может служить Россия в 90-е годы, когда именно малый бизнес в условиях кризиса поддержал экономику страны и вовремя адаптировался под внешние изменения, в то время как крупные компании и предприятия обанкротились, приватизировались или были разрушены. Малый бизнес рассматривается как один из основных источников налоговых поступлений, потому что он участвует в формировании бюджетов всех уровней. А благодаря тому, что такие предприятия являются источниками рабочих мест, они помогают в сборе налогов с физических лиц.

Тем не менее, несмотря на большое количество плюсов, малому бизнесу присущ ряд недостатков: например, высокий уровень риска в; зависимость от крупных монополистических компаний; трудности в заимствовании финансовых средств.

Ряд этих недостатков создаёт некоторые проблемы для успешного функционирования вновь создающихся малых предприятий. А на фоне развития монополий существующие малые предприятия не в силах выдержать конкуренцию. Тут же наблюдается тенденция постоянного увеличения малых предприятий, которым необходима услуга кредитования. Доля заёмщиков банков в лице индивидуальных предпринимателей существенно выросла. Однако, на фоне этого наблюдается и появление льгот на получение кредитов со стороны банков, а именно: сокращение бумажной волокиты, плата за пользование заёмными деньгами для предпринимателя может составлять до 10%, предоставление банковских субсидий, увеличение сроков кредита [4].

Следует отметить, что 2014-2015 года стали одними из самых насыщенных по количеству инициатив и законодательных актов, которые были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. Так, по данным Росстата на 1 января 2014 года, в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. На них работают 25% от общей численности занятых в экономике и приходится около 25% от общего объёма оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%) [1].

В 2015 году ситуация в России резко ухудшилась в связи с санкциями западных стран против крупных российских компаний, а также падением цен на нефть (таблица 1) [2]. Тогда российская экономика плавно вошла в период рецессии – экономического кризиса. На самом деле, такое положение вещей для многих экспертов не стало неожиданностью, а скорее закономерностью в сфере экономики. Потому что политика российского правительства скорее носила популистский характер, а доходы федерального бюджета больше половиной зависели от поступлений денежной массы от продаж природных богатств страны: нефти, газа. 

Таблица 1. Количество малых предприятий в РФ 2013-2017 г.

 

Малые предприятия (включая микро предприятия)

 

 

20113

2014

2015

2016

 

2017

Число предприятий 
(на конец года), тыс.

3059,5

3430,2

3763,0

3891,7

 

 

2103.7

Как можно посмотреть по данным таблицы 1, рост количества малых предприятий наблюдался до 2016 года включительно. Действие экономических санкций Запада, как и следовало ожидать, привело к сокращению субъектов малого бизнеса на более чем на 46%.

Правительство Российской Федерации уже в течении нескольких лет запускает программы по поддержке малого бизнеса в стране, принимает ряд мер для взращивания малых предприятий. И на настоящий момент, главным и важным критерием является то, что значительно сокращена бюрократическая волокита, начиная с создания собственного предприятия.

Ещё один плюс для малого бизнеса, возникший в результате данных преобразований – уменьшение количеств проверок со стороны контролирующих органов. По прогнозам правительства, количество малых предприятий через несколько лет должно значительно вырасти, доля малого бизнеса в ВВП должна составлять около 50 %.

Экономический кризис несколько изменил ситуацию на рынке труда, и многие начали открывать небольшие предприятия, но активного роста количества малых предприятий не наблюдается, так как покупательная способность россиян значительно снизилась. Кроме того, большинство наших сограждан предпочитают работать на крупных предприятиях, а не в малом секторе бизнеса, так как в условиях жёсткой конкуренции малые предприятия склонны сильно урезать свои издержки и, соответственно, заработную плату работников – вследствие этого она оказывается относительно невысокой по сравнению с крупными компаниями.

Следует отметить главные проблемы, вследствие наличия которых малые предприятия в современной экономике России развиваются с большими трудностями. Первая и очевиднейшая проблема – постоянный поиск инвестиций, а причина постоянной нехватки денежных средств обуславливается тем, что инвестирование в малый бизнес всегда затруднительно.

Существует и такая проблема, что ввиду отсутствия или небольшого объема у начинающих предпринимателей имущества, банки также не имеют достаточного стимула, чтобы предоставлять таким предприятиям какие-либо кредиты, даже при условии проводимых государственных программ.

Нельзя не отметить, что за последние пару лет практически все наиболее глобальные инициативы бизнес-сообщества (налоговые каникулы, экономическая амнистия, надзорные каникулы) все-таки были государством, хотя и не на 100%,но поддержаны и реализованы. Это позволяет говорить о некотором прогрессе и возможно, позволит переломить тенденцию сокращения числа малых и средних предприятий .

Из всего вышесказанного следует, что малые предприятия составляют для российской экономики весьма важный сектор. Малый бизнес осуществляет решение важных для страны экономических и социальных задач. На данный момент правительство Российской Федерации прилагает значительные усилия на поддержку и развитие малого предпринимательства, в частности, принимаются новые программы, в интересах малого бизнеса подвергаются поправкам некоторые законы. Благодаря принимаемым мерам уже в 2015 году следует наблюдать некоторый подъём развития малых предприятий.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 N209-ФЗ // КонсультантПлюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181792
  2. Глобальный мониторинг предпринимательства GlobalEntrepreneurshipMonitor, GEM: данные по России // Фонд содействия кредитования малого бизнеса//URL:http://mosgarantfund.ru/news/novosti-predprinimatelstva/globalnyy-monitoring-predprinimatelstva-global-ent/
  3. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М., 2016. – С. 26-28.
  4. Викторов Д. и др. Хроники уходящего года. Опубликовано: 21.12.2015. //Бизнес-журнал /http://www.business-magazine.ru/print/offline/2004/61/161037/
  5. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2016. – С.98.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: