» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Кобелева Виктория Алексеевна, Студентка магистратуры, 1 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Роль и значение малых предприятий в отечественной экономике
УДК 33
РОЛЬ И
ЗНАЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Кобелева Виктория Алексеевна
студентка 1-го курса магистратуры
Северо-Кавказский
федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация.
В
данной статье рассматривается понятие малого предприятия, рассмотрена роль
малого бизнеса в экономике Российской Федерации. Также проведен анализ основных
проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в настоящее время.
Ключевые
слова: экономика, предприятие, малый бизнес,
предпринимательство, инициатива, поддержка предпринимательства.
Малые предприятия как одна из
наиболее распространенных форм предпринимательства в России являются одним из
основных и ключевых моментов обновления всей экономики страны.
Согласно статье 3 Федерального
закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся
«хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели),
отнесённые в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным
законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям,
и средним предприятиям» [1].
Статус малого или среднего
предприятия организации приобретают после внесения их в единый государственный
реестр юридических лиц. К ним относятся потребительские кооперативы и
коммерческие предприятия (исключение составляют государственные муниципальные и
унитарные предприятия). К малым предприятиям также относятся физические лица,
которые внесены в реестр индивидуальных предпринимателей и, осуществляющие свою
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Малый бизнес играет
значительную роль в экономике страны. Во-первых, малый бизнес выполняет для
государства важные экономические и социальные задачи. Во-вторых, помимо
установленных законом налоговых отчислений, малый бизнес развивает ещё и
экономический сектор, создаёт дополнительные рабочие места и способствует
развитию конкуренции. В-третьих, малый бизнес более устойчив к внешним
изменениям.
Устойчивость малого бизнеса к
внешним условиям обуславливается его мобильностью. В отличие от крупных
компаний малые предприятия быстрее адаптируются к внешним изменениям. Так,
хорошим примером может служить Россия в 90-е годы, когда именно малый бизнес в
условиях кризиса поддержал экономику страны и вовремя адаптировался под внешние
изменения, в то время как крупные компании и предприятия обанкротились, приватизировались или были разрушены. Малый бизнес
рассматривается как один из основных источников налоговых поступлений, потому
что он участвует в формировании бюджетов всех уровней. А благодаря тому, что
такие предприятия являются источниками рабочих мест, они помогают в сборе
налогов с физических лиц.
Тем не менее, несмотря на
большое количество плюсов, малому бизнесу присущ ряд недостатков: например,
высокий уровень риска в; зависимость от крупных монополистических компаний;
трудности в заимствовании финансовых средств.
Ряд этих недостатков создаёт
некоторые проблемы для успешного функционирования вновь создающихся малых
предприятий. А на фоне развития монополий существующие
малые предприятия не в силах выдержать конкуренцию. Тут же наблюдается
тенденция постоянного увеличения малых предприятий, которым необходима услуга
кредитования. Доля заёмщиков банков в лице индивидуальных предпринимателей
существенно выросла. Однако, на фоне этого наблюдается
и появление льгот на получение кредитов со стороны банков, а именно: сокращение
бумажной волокиты, плата за пользование заёмными деньгами для предпринимателя
может составлять до 10%, предоставление банковских субсидий, увеличение сроков
кредита [4].
Следует отметить, что 2014-2015
года стали одними из самых насыщенных по количеству инициатив и законодательных
актов, которые были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. Так, по
данным Росстата на 1 января 2014 года, в Российской Федерации зарегистрировано
5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. На них работают 25%
от общей численности занятых в экономике и приходится
около 25% от общего объёма оборота продукции и услуг, производимых
предприятиями по стране. Основными видами деятельности малых и средних
предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%) [1].
В 2015 году ситуация в России
резко ухудшилась в связи с санкциями западных стран против крупных российских
компаний, а также падением цен на нефть (таблица 1) [2]. Тогда российская
экономика плавно вошла в период рецессии – экономического кризиса. На самом
деле, такое положение вещей для многих экспертов не стало неожиданностью, а
скорее закономерностью в сфере экономики. Потому что политика российского
правительства скорее носила популистский характер, а доходы федерального
бюджета больше половиной зависели от поступлений денежной массы от продаж
природных богатств страны: нефти, газа.
Таблица 1. Количество
малых предприятий в РФ 2013-2017 г.
|
Малые предприятия (включая микро предприятия) |
||||
|
20113 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Число
предприятий |
3059,5 |
3430,2 |
3763,0 |
3891,7 |
2103.7 |
Как можно посмотреть по данным
таблицы 1, рост количества малых предприятий наблюдался до 2016 года
включительно. Действие экономических санкций Запада, как и следовало ожидать,
привело к сокращению субъектов малого бизнеса на более чем на 46%.
Правительство Российской
Федерации уже в течении нескольких лет запускает
программы по поддержке малого бизнеса в стране, принимает ряд мер для
взращивания малых предприятий. И на настоящий момент, главным и важным
критерием является то, что значительно сокращена бюрократическая волокита,
начиная с создания собственного предприятия.
Ещё один плюс для малого
бизнеса, возникший в результате данных преобразований – уменьшение количеств проверок со стороны контролирующих органов. По прогнозам
правительства, количество малых предприятий через несколько лет должно
значительно вырасти, доля малого бизнеса в ВВП должна составлять около 50 %.
Экономический кризис несколько
изменил ситуацию на рынке труда, и многие начали открывать небольшие
предприятия, но активного роста количества малых предприятий не наблюдается,
так как покупательная способность россиян значительно снизилась. Кроме того,
большинство наших сограждан предпочитают работать на крупных предприятиях, а не
в малом секторе бизнеса, так как в условиях жёсткой конкуренции малые
предприятия склонны сильно урезать свои издержки и, соответственно, заработную
плату работников – вследствие этого она оказывается относительно невысокой по
сравнению с крупными компаниями.
Следует отметить главные
проблемы, вследствие наличия которых малые предприятия в современной экономике
России развиваются с большими трудностями. Первая и очевиднейшая проблема –
постоянный поиск инвестиций, а причина постоянной нехватки денежных средств
обуславливается тем, что инвестирование в малый бизнес всегда затруднительно.
Существует и такая проблема,
что ввиду отсутствия или небольшого объема у начинающих предпринимателей
имущества, банки также не имеют достаточного стимула, чтобы предоставлять таким
предприятиям какие-либо кредиты, даже при условии проводимых государственных
программ.
Нельзя не отметить, что за
последние пару лет практически все наиболее глобальные инициативы бизнес-сообщества (налоговые
каникулы, экономическая амнистия, надзорные каникулы) все-таки были
государством, хотя и не на 100%,но поддержаны и реализованы. Это позволяет
говорить о некотором прогрессе и возможно, позволит переломить тенденцию
сокращения числа малых и средних предприятий .
Из всего вышесказанного
следует, что малые предприятия составляют для российской экономики весьма
важный сектор. Малый бизнес осуществляет решение важных для страны
экономических и социальных задач. На данный момент правительство Российской
Федерации прилагает значительные усилия на поддержку и развитие малого
предпринимательства, в частности, принимаются новые программы, в интересах
малого бизнеса подвергаются поправкам некоторые законы. Благодаря принимаемым
мерам уже в 2015 году следует наблюдать некоторый подъём развития малых
предприятий.
Список литературы:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 N209-ФЗ // КонсультантПлюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181792
- Глобальный мониторинг предпринимательства GlobalEntrepreneurshipMonitor, GEM: данные по России // Фонд содействия кредитования малого бизнеса//URL:http://mosgarantfund.ru/news/novosti-predprinimatelstva/globalnyy-monitoring-predprinimatelstva-global-ent/
- Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М., 2016. – С. 26-28.
- Викторов Д. и др. Хроники уходящего года. Опубликовано: 21.12.2015. //Бизнес-журнал /http://www.business-magazine.ru/print/offline/2004/61/161037/
- Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2016. – С.98.
Комментарии: