» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Кобелева Виктория Алексеевна, Студентка магистратуры, 1 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Гудвилл: понятие, значение и роли в России и за рубежом

Статья просмотрена: 577 раз

УДК 336

ГУДВИЛЛ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Кобелева Виктория Алексеевна

студентка 1-го курса магистратуры

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

 

Аннотация. Предприятия обладают не только материальными ценностями, такими как здания, оборудование, запасы сырья и материалов, денежные средства, но и деловой репутацией, кругом клиентов и проверенных поставщиков, торговыми марками и брендами, известностью на рынке, то есть тем, что на первый взгляд оценить сложно. Оценить такие активы сложно. Однако при продаже бизнеса, покупке готовой фирмы, слияниях и поглощениях, да и просто для грамотного управления стоимостью компании нужно знать цену нематериальных активов компании.

Ключевые слова: гудвилл, положительный результат, практика, экономика, репутация

 

В российской экономике слияния и поглощения происходят все чаще. При переходе российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) пользователи этой отчетности могут столкнуться с более широким применением в учете и анализе нового для российской практики понятия «деловая репутация», или «гудвилл». По расчетам консалтингового агентства Brand Finance доля гудвилла в активах предприятий различных стран колеблется от 45 до 76 % [1]. Таким образом, наличие у компании гудвилла, способного генерировать дополнительный доход, существенно повышает стоимость ее активов. Анализ научной литературы, посвященной исследованию гудвилла, показал, что существует несколько точек зрения относительно сущности данного понятия. Отечественные авторы либо полагают, что гудвилл является разновидностью нематериальных активов предприятия (НМА) [2, 3], либо отождествляют данные понятия. Между тем, с точки зрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) гудвилл, является отдельной категорией активов предприятия. Различия в определении понятия «гудвилл» приводят к возникновению сложностей в процессе оценки данной категории активов.

Общепринятого определения термина «гудвилл» не существует, это понятие обычно трактуется как репутация, уважение, респектабельность, известность. Гудвиллэто прежде всего общественное мнение о названии, стиле, товарном знаке, логотипе, проектах, товарах и любых других предметах, находящихся во владении или под контролем компании, а также отношения с клиентами и заказчиками. Оценка гудвилла требует значительных затрат времени, сил и средств. Однако для эффективного управления нужно знать цену нематериальных активов. Любая компания обладает не только материальными ценностями, такими как здания, оборудование, запасы сырья и материалов, денежные средства, но и деловой репутацией, кругом клиентов и проверенных поставщиков, торговыми марками и брендами, известностью на рынке, то есть тем, что на первый взгляд оценить сложно. Однако при продаже бизнеса, покупке готовой фирмы, слияниях и поглощениях, да и просто для грамотного управления стоимостью компании нужно знать цену нематериальных активов компании.

В соответствии со стандартом BVS-I, принятым в 1988 году и дополненным в 1991 году Американским обществом оценщиков (American Society of Appraisers, ASA), гудвилл определяется как «доброе имя» фирмы и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т. д. Эти факторы специально не выделяются и не учитываются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.

 Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы. Однако для оценки гудвилла продажа компании не является обязательным условием. Все нематериальные активы, находящиеся в распоряжении компании, условно можно разделить на три группы. К первой относятся нематериальные активы, неотделимые от предприятия: обученный персонал, достижения в области рекламы и продвижения своей продукции, преимущества территориального расположения, репутация бизнеса. Активы этой группы, как правило, имеют неопределенный срок службы и оцениваются в совокупности, поэтому считаются неамортизируемыми [3, с. 56].

 Вторая группа – это нематериальные активы, неотделимые от сотрудника предприятия. В их числе репутация и профессиональные навыки конкретного сотрудника, включая ноу-хау, коммерческие способности и т. д. Как и активы первой группы, они не имеют срока использования и не амортизируются.

Третья группа – это нематериальные активы, в общем случае отделимые от предприятия: фабричные марки, фирменные знаки, торговые марки, авторские права, патенты и т. д. Любой актив этой группы может быть оценен отдельно. Кроме того, поскольку большинство из них имеет определенный срок службы, они считаются амортизируемыми, соответственно, их можно поставить на баланс предприятия.

В каких случаях следует оценивать гудвилл? Это необходимо, когда происходит: покупка (продажа) бизнеса; слияние и поглощение; принятие управленческих решений (при управлении стоимостью компании). В российской практике наиболее широко применяются следующие способы оценки стоимости гудвилла компании:

1) по разности суммарной рыночной стоимости активов предприятия и стоимости всего бизнеса.  Условно этот метод можно разделить на два этапа. Сначала рассчитывается рыночная стоимость всех активов компании, исходя из принципа максимально эффективного их использования. На данном этапе работы нужна согласованная деятельность оценщика и бухгалтера. Бухгалтер определяет, какие из нематериальных активов компании можно выделить и поставить на баланс, остальные нематериальные активы и будут формировать гудвилл. На втором этапе определяется стоимость всего бизнеса как единого целого путем либо сравнительного, либо доходного метода оценки.

2) Оценка гудвилла с позиций избыточной прибыли основывается на предположении, что если одно предприятие получает больший объем прибыли на единицу активов, чем аналогичное предприятие этой же отрасли, то это означает, что дополнительную прибыль предприятию приносит именно его деловая репутация. Согласно этой концепции активы компаний приносят одинаковую прибыль. Таким образом, определив нормативную прибыль на единицу активов, нужно сопоставить ее с реальным показателем прибыльности активов и рассчитать объем неучтенных активов, то есть гудвилл.

3) Оценка гудвилла по объему реализации. Для использования метода оценки гудвилла по объему реализации нужно знать среднеотраслевые коэффициенты рентабельности. В этом случае стоимость гудвилла компании (GV) определяется по специальной формуле. Рассчитывается как валовой доход за вычетом операционных издержек и расходов на возмещение (на текущий ремонт). Как и при использовании предыдущего метода, главная проблема в применении метода по объему реализации связана со сложностью получения внешних показателей, в данном случае – коэффициента средне- отраслевой рентабельности. Поэтому выбор метода оценки гудвилла зависит в первую очередь от доступности информации, которая необходима компании для расчетов.

Оценка гудвилла требует значительных затрат времени, сил и средств. Поэтому при выборе метода его расчета следует иметь в виду, что затраты на проведение оценки не должны превышать ценности полученной информации. Приобретенная деловая репутация в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» 14/2000 от 16 октября 2000 г. учитывается на балансе и амортизируется в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. Если же приобретенная деловая репутация компании отрицательна, она равномерно относится на финансовые результаты компании как операционный доход [4].

При активной торговле акциями компании гудвилл представляет собой разницу в определенный момент времени между оценкой компании фондовой биржей и суммой чистых активов, зарегистрированных в балансе компании. С точки зрения влияния гудвилла на стоимость компании все предприятия в настоящее время можно разделить на три группы:

- гудвилл компании был эффективно сформирован и сейчас в силу стагнации компании составляет основную часть ее стоимости;

- гудвилл является значимой, но не основной составляющей стоимости;

- гудвилл еще не определен в качестве фактора, генерирующего прибыль. Состояние рынка оценки гудвилла и использования ее результатов в настоящее время в России находится не на должном уровне. Это связано с отсутствием достоверной информации о предприятиях, что затрудняет работу оценщиков (оценка на основании официальной бухгалтерской отчетности может быть в несколько раз ниже реальной стоимости). Кроме того, недостаток статистических данных о заключаемых сделках купли- продажи готового бизнеса не позволяет проводить качественный сравнительный анализ. Более широкому применению оценки гудвилла должна способствовать и все большая ориентация руководителей предприятий на увеличение стоимости своих компаний как на одну из основных стратегических целей.

 

Список литературы:

  1. Крамаренко Т.В. Корпоративные финансы: учеб. пособие/Т.В. Крамаренко, М.В. Нестеренко, А.В. Щенников. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА,2016 — 187 с. 3.
  2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнеса" (ред. от 26.08.2015). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124548/ (дата обращения: 11.11.15)
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы». (ред. от 17.12.2014). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124016/ (дата обращения: 11.11.15)
  4. Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия. [Электронный ресурс]. — электрон. текст. дан. — Красноярск: ГАЦМиЗ, 2016. Режим доступа:http://www.aup.ru/books/m88/3_5.htm


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: