» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Сидорова Анна Андреевна, студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Социологические подходы к исследованию процессов профессиональной мобильности: краткий обзор
УДК 316.44
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ: КРАТКИЙ ОБЗОР
Сидорова Анна Андреевна
студентка 4 курса, кафедры социологии и психологии
Иркутского национального исследовательского технического
университета, г. Иркутск
Аннотация. Статья посвящена анализу
наиболее популярных социологических подходов к изучению процессов
профессиональной мобильности в обществе. Интенсивность социальной мобильности в
разные периоды развития общества неодинакова. Периоды нестабильности, как
правило, характеризуются большей интенсивностью, по сравнению с периодами
стабильности в обществе.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, социально-профессиональная стратификация, мобильность.
В
социологической литературе принято несколько подходов к изучению
социально-профессиональной стратификации. Согласно институциональному подходу,
истоки которого можно выделить в работах М. Вебера и П. Сорокина, любой
специализированный вид деятельности «для приобретения статуса профессии
проходит процесс институционализации, в результате которого формируются
профессиональные общности» [1, с. 50]. При использовании институционального
подхода профессиональные общности в дальнейшем становятся объектами
социологического анализа, изучаются процессы профессиональной социализации и
идентификации, профессиональной мобильности, профессиональных ценностей и их
влияние на образ жизни индивидов и профессиональных групп. Рассматриваются
процессы появления новых профессиональных общностей и трансформации старых.
Социологический подход к изучению
феномена профессии традиционно выделяет ее как один из факторов социальной
стратификации в обществе (М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Дэвис, У. Мур, П. Сорокин, Т.Парсонс и
др.). Являясь одним из объективных оснований для социальной дифференциации,
профессиональная составляющая определяет иерархическое неравенство в обществе.
В современном обществе профессия влияет не только на престиж, доход и власть,
которые могут оказаться в руках профессионала или группы, принадлежащей к
одному роду занятий, но и на особенности поведения человека, ценности,
жизненные ориентации, социальную роль, стиль жизни, потребительские практики и
т.д. Это подтверждается эмпирическими данными, например, при изучении
социальной и личностной идентификации индивидов, где профессия выступает одним
из главных ее объектов [2].
Набор профессий в обществе определяется
уровнем развития технологии и производственных отношений, и всегда найдутся те,
кто будет выполнять те или иные функции, пусть даже не самые престижные.
Следовательно, профессиональная составляющая наряду с другими является
источником неравенства шансов на достижение более выгодного статусного
положения. Однако в отношении этой теории П. Штомпка
высказывает дополнение, что в условиях современного общества возможно говорить
не о функциональной значимости профессий, а об их взаимной дополняемости. Следует
учитывать тот факт, что стартовые возможности индивидов в обществе также
неодинаковы, поэтому и процессы дальнейшей социальной мобильности могут
отличаться по фазам [3, с. 380].
Классические
парадигмы, изучающие стратификацию общества, рассматривают в качестве ее
критериев следующие: отношение к собственности, объект (земля, фабрика, финансовые средства, рабочая сила), объем – марксистская традиция, веберианская традиция – «…экономическое положение
(собственность, доход, образование/квалификация), статус (престижность
занимаемого положения в рамках данной культурной традиции), особенности
культуры (мировоззрения, стиля жизни), позволяющие определить жизненные шансы
представителей различных классов» [4, с. 29]. Эти критерии гармонично
вписывались в модель индустриального общества, эмпирически хорошо
просчитывались.
Однако постепенные изменения,
происходившие в общественной системе, породили новый подход к исследованию
социальных групп и социальных процессов, протекающих внутри них и в которых они
участвуют. Т. Шульц, Г. Беккер, Р. Будон исследуют в
своих работах новый вид капитала – человеческий капитал, помимо
экономического и властного. При этом были выделены две формы этого капитала «… наличие
общих и специфических навыков … и рента, которую должны получать работники,
обладающие определенными навыками, связанными с особенностями их знаний» [4, с.
30]. Концепция человеческого капитала рассматривает образование как средство,
механизм превращения экономического капитала в
личностный. Становится рентабельным вложение средств в собственное
образование, которое через некоторое время превращается в экономический
капитал. Вложенные в образование средства трансформируются в экономический
потенциал человека. Именно поэтому культивируются такие ценности, как
предприимчивость, инициативность, рациональность, они способствуют скорейшей
трансформации потенциалов. Концепция человеческого капитала рассматривает
социальное неравенство как следствие неравно вложенных средств и капиталов,
тот, кто мало затратил средств, получит образование низкого качества, у него не
будет достаточно знаний и сформированных профессиональных качеств и навыков,
следовательно, он получит небольшую финансовую отдачу.
Таким образом, на основе анализа идей,
основополагающим принципом которых является ресурсный подход, мы можем выделить
реальный источник процессов социальной и профессиональной мобильности, а также
основной признак стратификации в обществе: знания как важнейший социальный
ресурс и личностные качества индивида.
Список литературы:
- Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российского центра социологии и философии Института социологии РАН. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетея, 2001. – 288 с.
- Социальное расслоение возрастной когорты: Выпускники 80-х в постсоветском пространстве. Международный лонгитюдный проект «Пути поколений»: третий этап / отв. ред. М.Х. Титма; РАН Ин-т социологии. Центр сов. исследований по Вост. Европе (Эстония). – М., 1997. – 287 с. РАНИС.
- Писарчук В.И., Скляр Л.И. Социально-демографические факторы, влияющие на выбор профессии // Социологические исследования. – 1992. – № 6. – С. 101–102.
- Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска [Электронный ресурс] / Ю.А. Зубок. – Режим доступа: http://www.789.ru/portal/modules (12 октября 2006).
Комментарии: