» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Поливода Марина Алексеевна, магистр
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Диагностика личностных качеств, необходимых для эффективной работы учителя в условиях новых образовательных стандартов

Статья просмотрена: 1071 раз

УДК 159.9.072.432

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Поливода Марина Алексеевна

магистр 2 года обучения

Омского государственного педагогического университета

факультета психологии и педагогики, г. Омск

 

Аннотация. В статье описаны профессиональные качества педагога в соответствии с новым образовательным стандартом педагога. Рассмотрены личностные качества, необходимые для эффективной работы образовательной среды в соответствии с выделенными параметрами. Приводятся результаты диагностического исследования личностных качеств, необходимых для эффективной работы учителя в условиях новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, профессиональные качества учителя, личностные качества учителя.

 

В жизнь системы образования прочно вошли новые образовательные стандарты – профессиональный стандарт педагога.

Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Профессиональный стандарт – инструмент формирования новой педагогической культуры, даже более того – общественного сознания. Сама деятельность педагогов профессионального образования оценивается с позиций компетентностного подхода – педагогу необходимо продемонстрировать, как он справляется с профессиональными задачами; показать свои знания в способах деятельности. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения [3].

В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли:

- инструктора – человека, который систематически ведет со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы;

- наставника – человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть;

- консультанта – специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам;

- занимает позицию куратора – участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей;

- управленца – человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

В соответствии с ФГОС НОО, учитель, является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение [1].

Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени.  Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению. 

Отсюда приоритетными следует признать не задачи передачи профессиональных знаний, но, прежде всего, воспитание духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру, умений взаимодействия с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры. Осуществить задачи нравственного воспитания молодежи может только нравственно воспитанный учитель. Такую задачу следует выделить в качестве приоритетной в системе профессиональной деятельности учителя в условиях общеобразовательного учреждения.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне. Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос, «Какими профессиональными качествами необходимо обладать для эффективной работы учителя?»

На основе ответов на данный вопрос был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, стремится помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.

Данная характеристика учителя позволяет нам выделить личностные качества, необходимые для эффективной работы образовательной среды:

1.                  Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности

2.                  Благополучное психоэмоциональное состояние

3.                  Позитивное самовосприятие

4.                  Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения

5.                  Ответственность

6.                  Удовлетворенность трудом.

Все эти параметры можно выявить с помощью методики Г.В. Резапкиной «Психологический портрет учителя» [4].

В диагностическом исследовании приняло участие 27 педагогов БОУ г. Омска «Гимназия №159»

Полученные результаты были распределены по следующим параметрам:

1. Приоритетные ценности. У 74% педагогов наблюдается преобладание «самодостаточности», концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением).

2. Психоэмоциональное состояние. У 81% педагогов отмечается  нестабильность психоэмоционального состояния, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.

3. Самооценка. У 70% учителей начальных классов, выявлено позитивное самовосприятие, свойственное человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. У 63 %  всех педагогов, участвующих в диагностике выявлена неустойчивая самооценка, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

4. Стиль преподавания. 78% учителей предпочитают демократический стиль преподавания. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

5. Уровень субъективного контроля. У 77%  учителей преобладает  высокий уровень субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

6. Удовлетворенность трудом. У 67% учителей выявлена недостаточная удовлетворенность своим трудом, что указывает на низкую профессиональную мотивацию, слабым интересом к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации.

Таким образом, данная диагностика показала, что большинство педагогов гимназии характеризуются

·                    демократическим стилем преподавания, 

·                    средним  уровнем субъективного контроля,

·                    недостаточной удовлетворенностью своим трудом,

·                    нестабильным психоэмоциональным состоянием,

·                    неустойчивой самооценкой,

·                    высоким уровнем ответственности.

Таким образом, педагогу, способному к саморефлексии, методика «Психологический портрет учителя» поможет увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны окружающим, и принять решение - меняться самому, менять работу или оставить все, как есть.

В перспективе мы планируем продолжить работу в данном направлении с педагогами БОУ г. Омска «Гимназия № 159» с помощью различных тренингов направленных на развития профессионального самосознания.

 

Список литературы:

  1. Балакина, Л.Л. Коммуникативная компетентность как фактор адекватного отражения в образовании современной информационно-коммуникативной культуры. - Томск: ЦНТИ, 2004. - 198 с.
  2. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - №10. - С. 113-116.
  3. Елагина В.С. Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - №5. - С. 41-42 .
  4. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: