» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017
Автор: Бадардинов Илья Константинович, студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом
УДК
796/799
ФОРМИРОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Бадардинов Илья Константинович
студент бакалавр, 3 курс,
Кемеровский государственный университет
Россия, г.
Кемерово
Рыкова
Надежда Федоровна
ассистент кафедры физического воспитания,
Кемеровский государственный университет
Россия, г.
Кемерово
Аннотация.
Целью
данной статьи является формирование мотивации у молодежи к занятиям физической
культурой и спортом. Задачами будут являться: выявление наиболее значимых
факторов, влияющих на мотивацию к занятию спортом; обоснование положительных
результатов для текущей и дальнейшей жизни, связанных с повышением физической
культуры среди молодежи. Практическим результатом данной статьи будет
объективное мнение о пользе занятий физической культуры и спортом.
Ключевые
слова: спорт, физическая культура, мотивация, студент
В физической культуре и спорте
под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная
деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает
устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его
деятельности во внутренние потребности личности.
Среди тех студентов, кто
занимается физкультурой, на основании многих исследований, главными мотивами
являются: получение удовольствия от занятий физкультурой, укрепление состояния
здоровья и улучшение физической формы, а также своевременная сдача зачета или
экзамена по физкультуре, при систематическом посещении занятий. Мотивы
самоутверждения и самовыражения, помимо общественных и моральных, должны
преобладать в структуре мотивации занятий спортом и физической культурой.
Только правильное соотношение индивидуальных мотивов и мотивов общественных
сформирует положительную мотивацию к занятиям физической культурой. Пренебрежение каким-либо из данных мотивов может привести,
напротив, к негативным последствия, например, таким как мотивация избегания
неудач. Для формирования положительной мотивации к занятиям спортом или
физической культурой должны быть взяты во внимание следующие факторы:
- итогом деятельности должен являться осязаемый результат;
- необходимо оценивать данный результат качественно и количественно;
- требования к оценке данной деятельности должна быть адекватными, не завышенные и не заниженные;
- оценивая результаты необходимо создать определенную шкалу и определенный нормативный уровень, выполнение которого является обязательным и при достижении которого, возникает чувство гордости и радости;
- субъект должен сам хотеть заниматься данной деятельностью и добиваться получения определенного результата от этой деятельности.
Существует условное деление
мотивов занятий физической культурой на конкретные и
общие. К конкретным мотивам относится желание заниматься определенным видом
спорта либо выполнять определенные упражнения на занятиях, которые, по мнению
студента, являются наиболее эффективными и полезными для него самого. Интересы
студентов достаточно дифференцированы: студенты интересуются каким-либо
определенным видом спорта, кому-то нравится баскетбол, а кому-то гимнастика, а
некоторые студенты вообще не имеют интереса к занятиям спортом и считают это ненужной
тратой времени. К общим же можно отнести общее желание
заниматься спортом и выполнять любые физические упражнения. При общих мотивах
субъекту безразлично, чем конкретно заниматься.
Мотивы посещения уроков
физической культуры имеют различную причинную обусловленность. Студенты,
довольные занятиями, посещают их ради своего физического развития и укрепления
здоровья. Учащиеся, неудовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради
отметок о посещении занятий, для ликвидации возможных неприятностей
из-за прогулов. Так же, многие студенты либо давно профессионально занимаются
каким-либо спортом и не имеют интереса к посещению занятий физической культуры,
либо работают или учатся на дополнительных курсах и не имеют времени, по их
мнению, на посещение данных занятий. Здесь уже встает вопрос о так называемых
жизненных приоритетах.
Мотивы, связанные с процессом
деятельности – это удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от
таких явлений и чувств, как азарт, радость от победы, конкуренция;
удовлетворение потребности в активности. Мотивы, связанные с результатом
деятельности вызваны самосовершенствованием, самовыражением и самоутверждением.
Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних
факторов. Внешними факторами являются условия или ситуации, в которых
оказывается субъект. К внутренним факторам относятся убеждения, интересы и
влечения, которые связаны с потребностями личности субъекта. Убеждения
характеризуют мировоззрение студента и формируют значимость и направленность
его действий. Социальные побудители активности человека являются основой
личностных убеждений. Проблемы с лишним весом, слабая физическая форма,
стремления к познанию новых видов спорта – все это можно отнести к внутренним
факторам. Внешним же фактором может являться, например, массовая популяризация
здорового образа жизни. Но, к сожалению, из опроса большого
числа студентов выявлено, что основной мотивацией к посещению занятий по
физической культуре у студентов является принуждение со стороны преподавателей
и университета, в виде зачета по данной дисциплине и большинство не имеет
желания, отрабатывать пропущенные занятия, так как посещение занятий – одно из
главных условий получения зачета.
В данной ситуации необходимо
популяризировать здоровый образ жизни среди студентов, как на федеральном и
муниципальном уровне, так и на уровне компетенций университета. Причем, стоит отметить, что не нужно использовать принуждение в
качестве основной мотивации для студентов, стоит создать условия по
формированию индивидуального выбора для каждого отдельного студента в занятии
спортом и физической культурой по наиболее интересующему направлению в этой
сфере: создание различных секций по разным видам спорта и кружков, с нетрадиционной
для университетов сферой деятельности, тесно связанной с физической культурой
(йога, пилатес и др.), а так же, создание
большого спектра соревнований по разным видам спорта, с целью создания
конкурентного интереса среди студентов.
Список литературы:
1.
Андронов О. П. Физическая культура, как средство
влияния на формирование личности / О.П. Андронов - Москва: Мир, 1992. – 321 с.
2.
Горбунов Г. Д. Психопедагогика
спорта / Г.Д. Горбунов - Москва: Физкультура и спорт, 1986. - 182 с.
3.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – Санкт-Петербург:
Питер, 2000. - 508 с.
Комментарии: