» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018
Автор: Митькина Евгения Павловна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Теоретическое обоснование необходимости подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к работе с детьми группы риска
Дата публикации: 21.02.2018
УДК
37.07
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ГРУППЫ РИСКА
Митькина Евгения Павловна
магистрант
Северный (Арктический) федеральный университет имени
М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация. В статье актуализируется
проблема подготовки педагогов дошкольной образовательной организации работе с
детьми группы риска. Автором представлен план организации постоянно
действующего семинара по работе с педагогами.
Ключевые
слова: обучение, педагог, дети группы риска, дошкольная образовательная
организация.
На
современном этапе развития общества происходят значительные изменения в
общественной жизни человека и связаны они, в первую очередь, с модернизацией в экономической, политической, социальной сферах. Этим
изменениям подверглась и образование, в том числе дошкольное, которое является
первой ступенью системы образования и отражает общие тенденции его развития.
Что
касается нормативно-правовой базы, то она так же существенно обновилась. Разработан
и принят ряд основополагающих документов различного уровня, регламентирующих
деятельность дошкольных образовательных организаций: Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября
Нормативные
акты предъявляют новые требования к системе дошкольного образования в целом, и
к деятельности каждого конкретного педагога дошкольной образовательной
организации в частности, требует особого отношения руководителя к решению
проблем в образовательной организации и новых подходов к организации
деятельности педагогов. Педагог в ДОО является ключевой фигурой, осуществляющей
непосредственное взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) и родителями
(законными представителями). Именно поэтому педагог должен владеть необходимыми
компетенциями, для организации работы с различными категориями семей и быть
готовым оказать помощь и поддержку тем семьям, которым она необходима [4, с.
296-297].
В пункте 1 статьи 48
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» определена обязанность педагогических работников систематически
повышать свой профессиональный уровень, а в пункте 5 статьи 47 обозначено право
педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по
профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [8].
С 2014 года вступил в силу Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Существенным
аспектом модернизационных процессов в дошкольном
образовании является осуществление комплекса мер по обеспечению высокого уровня
профессиональной готовности педагогов. Стандарт призван обеспечить защиту
ребенка и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства.
Такого рода защита может быть обеспечена, прежде всего, посредством контроля
над качеством образовательной программы, реализуемой в дошкольной организации.
Однако реализация программы зависит не только от ее содержания, но и от
характера профессиональной деятельности педагога. В стандарте выделены
требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования. Основой повышения качества дошкольного образования
является характер отношения педагогов к своей профессии, к детям, стремление к
профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию. От позиции
педагога во многом зависит успех образовательной деятельности в дошкольном
учреждении. Во главу угла ставится не выполнение инструкций, а творческое
проектирование образовательного процесса для достижения наивысших результатов в
обучении, воспитании, развитии, социализации и индивидуализации детей
дошкольного возраста [1, с. 372-375].
Воспитатель
детского сада должен обладать основными компетенциями, необходимыми для
создания условия развития детей, быть профессионально и личностно готовым к
обеспечению эмоционального благополучия детей благодаря непосредственному общению
с каждым ребенком, уважительному отношению к его чувствам и потребностям, к
оказанию недирективной помощи каждому ребенку и
поддержке его инициативы и самостоятельности в условиях свободного выбора
деятельности, к созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми и взаимодействию с родителями (законными представителями) и т.п. [3, с.
103-107].
Увеличение
и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на стандарт
дошкольного образования требуют постоянного профессионального роста педагогов,
поскольку в своей деятельности педагогам необходимы профессиональные
компетенции для работы с различными категориями детей.
В
настоящее время при динамизме всей социальной жизни людей и возникновении
множества неблагоприятных факторов, в дошкольных образовательных организациях
растет количество детей, которых относят к категории группы риска. Слово «риск»
означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного,
нежелательного, что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети
находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут
сработать или не сработать [5, с. 169-172].
Таким
образом, дети группы риска являются категорией детей, в работе с которой
педагогам необходимо владеть особыми профессиональными компетенциями, которые
бы способствовали минимизации неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на
развитие ребёнка.
В
современных дошкольных образовательных организациях реальность такова, что
работа с детьми группы риска относится к компетенции отдельного специалиста
(социального педагога или педагога-психолога), но более эффективной, на наш
взгляд, будет систематическая совместная организованная деятельность всего
кадрового педагогического ресурса, имеющегося в ДОО (специалисты сопровождения
и воспитатели).
Отсюда
возникает противоречие между ростом количества детей группы риска,
необходимостью организации работы с ними в дошкольной образовательной
организации и неготовностью педагогов и их неумением выстраивать работу с
данной категорией детей. Разрешению данного противоречия может способствовать
организация методической работы в ДОО, представляющая собой систему
деятельности по обучению педагогов работе с детьми группы риска.
Для
организации эффективной работы в данном направлении мы разработали программу
постоянно действующего семинара по обучению педагогов ДОО работе с детьми
группы риска. В рамках постоянно действующего семинара представлены различные
мероприятия:
-
лекция «Дети группы риска – кто
они?» (цель: дать педагогам представления о различных подходах к характеристике
понятия дети группы риска и об основных особенностях данной категории детей);
-
консультация «Семейное неблагополучие – путь к
социальному неблагополучию» (цель: познакомить педагогов с факторами семейного
благополучия, которые могут свидетельствовать о вероятности социального
неблагополучия в семье, с признаками неблагополучия в семье);
-
аукцион идей «Помощь детям группы риска – наша
общая задача!» (цель: познакомить педагогов с различными видами помощи детям
группы риска, которые возможно оказать в условиях ДОО);
-
круглый стол «Организация совместной работы с
детьми группы риска» (с привлечением специалистов системы профилактики) (цель:
дать педагогам представления об особенностях организации работы с детьми группы
риска в различных учреждениях (на уровне ДОО (в т.ч. ПМПк),
отдел полиции, УВСОП, АСРЦН; познакомить с организацией межведомственного учёта
детей (семей) группы риска));
-
практический семинар «Индивидуальный маршрут
сопровождения» (цель: познакомить педагогов с особенностями разработки
индивидуальных маршрутов сопровождения (ИМС) детей группы риска и научить
составлять ИМС);
-
индивидуальные консультации (по мере
необходимости) (цель: углубить знания педагогов по проблеме);
-
дискуссия «Дети группы риска – актуальная
проблема современного детства» (цель: обобщить знания педагогов об организации
работы с детьми группы риска).
Постоянно
действующий семинар включает в себя как пассивные (консультация, лекция), так и
активные (практический семинар, круглый стол, аукцион идей, дискуссия) формы
работы с педагогами, которые позволят получить новые знания по проблеме и
закрепить их с помощью практических действий.
Выбранная
тематика мероприятий постоянно действующего семинара обусловлена необходимостью
дать педагогам теоретические знания о различных подходах к характеристике детей
группы риска и об особенностях работы с данными детьми, а также практические
умения по оказанию помощи данной категории детей, в том числе с привлечением
специалистов системы профилактики, а также научить составлять индивидуальные
маршруты сопровождения.
Таким
образом, по нашему мнению, работа постоянно действующего семинара в дошкольной
образовательной организации по обучению педагогов работе с детьми группы риска,
включающая в себя различные формы и методы работы (лекции, консультации,
практические семинары, обмен опытом и др.), создаст условия для организации
эффективного взаимодействия всех педагогов ДОО и позволит сформировать у них
устойчивые знания об особенностях работы с детьми группы риска, а
также умения и навыки работы с данной категорией детей.
Список литературы:
- Горина Л.В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества / Л.В. Горина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Том 3. – 2014. – № 4. С. 372-375. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.03.2017).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 22.01.2018).
- Кузнецова Г.Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста / Г.Н. Кузнецова // Научно-теоретический журнал «Современная школа». – 2015 – № 4 (25). С. 103-107. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
- Митькина Е.П., Буторина А.Н. К вопросу об актуальности обучения педагогов дошкольной образовательной организации работе с детьми группы риска / Е.П. Митькина, А.Н. Буторина // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Первые Макаренинские чтения: Материалы ХVIII Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 498 с.
- Мураткина Д.Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д.Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. Том 20. – 2014. – № 4. С. 169-172. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 29.10.2016).
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) URL: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 22.01.2018).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155) URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 22.01.2018).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 18.01.2018).
Комментарии: