» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017
Автор: Карбаева Шолпан Шайкеновна, Бейкитова Альбина Нурахмятовна, докторант 1-курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические условия организации
учебно-исследовательской деятельности будущих учителей
УДК 373.1.013:37.033/.035
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Карбаева Шолпан Шайкеновна
кандидат педагогических наук, доцент
Казахский национальный педагогический университет имени Абая,
Казахстан, г. Алматы
Бейкитова Альбина Нурахмятовна
PhD докторант 1-курса
Казахский национальный педагогический университет имени Абая,
Казахстан, г. Алматы
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления, специфика и педагогические условия учебно-исследовательской деятельности. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях обновленного содержания образования имеет важное значение. В научной и методической литературе основное внимание уделяется исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. В профессиональной подготовке будущих учителей организация учебно-исследовательской деятельности требуют от обучающихся владение комплексом исследовательских умений, необходимых для анализа и отбора предлагаемых инновационных технологий и совершенствования своей профессиональной деятельности на научной основе.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность; исследовательская деятельность; педагогические условия; подготовка будущих учителей; профессиональная деятельность.
Современная казахстанская образовательная система с подписанием Болонского соглашения предъявляет требования к организации учебного процесса высшего педагогического образования. В связи с этим обновлены структуры и содержания образования с традиционного стиля обучения, к новой конструктивной модели образования, обеспечивающей самостоятельность мышления обучающихся, реализуюшиеся личностно-ориентированный подход к обучению. Необходимость качественного обновления содержания высшего образования предполагают:
- повышение престижа педагогического образования;
- создание у студентов высокого уровня мотивации в познавательном процессе;
- повышение уровня фундаментальной подготовки и общей культуры будущих учителей;
- активное включение будущих учителей в исследовательской деятельности и т.д.
По обновленному содержанию образования в результате обучения у обучающихся должны быть сформированы навыки критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации. Особенно важной в этом отношении представляется учебно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательном процессе. В этой связи все более востребованными становятся у будущих учителей, не только фундаментальные знания, сформированные профессиональные умения, развитые творческие способности, но и владение комплексом исследовательских умений, необходимых для анализа и отбора предлагаемых инновационных технологий и совершенствования своей профессиональной деятельности на научной основе. Поэтому четко разработанная организация учебно-исследовательской деятельности позволяет формировать профессионально- значимые качества современного учителя [4].
Вопросы организации учебно-исследовательской деятельности будущих учителей рассмотрены у многих работ зарубежных и отечественных ученых-исследователей (таблица 1)
Таблица 1.
№ п/п |
Ф.И.О. авторов |
Содержание рассматриваемых вопросов |
1 |
И.М. Дубовик, И.П. Подласый, А.П. Тряпицына, Л.Ф.Авдеева, В.Б.Бондаревский, В.П.Борисенков, В.М.Вергасов, И.М.Грушко, Л.Г.Квиткина и др. |
Организация учебно-исследовательской деятельности будущих учителей. |
2 |
В.Д.Вильвеев, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, Т.Е.Климова и др. |
Активизация учебно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов. |
3 |
В.А. Артемов, Э.В.Белкина, В.Н.Намазов и др. |
Развитие творческого потенциала студентов в учебной и исследовательской деятельности. |
4 |
О.А.Абдуллина, О.И.Митрощ, В.А.Сластенин, Н.М.Яковлева и др. |
Процесс формирования исследовательских умений студентов. |
На основании анализа вышеуказанных научных работ выявлена направление (поиск, обьяснения, доказательства, эксперимент и др.) и специфика учебно-исследовательской деятельности (рисунок 1).
Исследовательская деятельность обучающихся, по своему смыслу и образовательным функциям является механизмам введения в мир ценностей интеллектуального сообщества, так как она служат включение обучающиеся в исследовательскую работу, в результате которой осуществляется творческий познавательный процесс познании мира.
Рисунок 1 - Специфика учебно-исследовательской деятельности [2, с. 64]
(И.М. Дубовик, И.П. Подласый, А.П. Тряпицына)
В познавательных учебных действиях обучающиеся освоить элементы исследовательской деятельности (умение видеть проблему, работать разными источниками информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, умения адекватно использовать коммуникативные средства и др.). Например, в постановке целей и задач исследовательской деятельности обучающиеся:
- выбирает целевые и смысловые установки в своих действиях, поступках;
- ставить цель и самостоятельно планирует деятельность по этапам;
- выбирает методы исследования и планирует эксперименты;
- оформляет результаты достижений и творчески подходит к исследованию и т.д. [3].
Итак, главный смысл исследования в образовании – оно является учебным. В результате обучающиеся приобретают функциональные навыки исследования, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления.
Проанализировав материалы, посвященные проблеме организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся определены следующие педагогические условия:
- создание исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин (создает благоприятные условия для творческого развития);
- рассмотрение учебно-исследовательскую деятельность как интеграцию учебной и исследовательской деятельности;
- формирование обучающимся ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности и ее результатам.
- организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «учащийся-учитель» в процессе учебно-исследовательской деятельности;
- классификация учебно-исследовательские умения, обучающиеся (информационно-рецептивные, интеллектуально-исследовательские и продуктивные) в соответствии с учебно-исследовательскими действиями;
- осуществление процесса приобретения исследовательских умений на основе междисциплинарного подхода;
- организация учебного процесса в рамках проектной методики, позволяющей обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы в ходе выполнения задания [1, с. 30-35]. Здесь можно особо отмечать создание исследовательско-творческой среды и организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе «учащийся-учитель» в процессе учебно-исследовательской деятельности. Создание благоприятного климата исследовательско-творческой среды развивают обучающиеся навыки самообразования и самостоятельной исследовательской работы. В результате у них появляются:
- устойчивый интерес к учебному предмету;
- полное усвоение программного материала;
- овладение коммуникативными навыками;
- умение работать с различными источниками информации;
- развитие умений и навыков мыслительной деятельности;
- умение выделять главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение и др.
Соблюдение вышеперечисленных педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности обеспечивают процесс развития профессиональных умений будущего учителя.
Список литературы:
1. Антонова А.М. Педагогические условия организации учебно-исследовательской деятельности учащихся – будущих учителей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010. С. 30-35
2. Дубовик И.М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Гомель, 2005. 64 с.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). – М. 2003, Издание МГДД(Ю) Т. 1
4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
Комментарии: